Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что в научной литературе вопрос
использования кейс-метода в образовании студентов в среднепрофессиональном образовании не
3
рассматривался. Отдельные авторы рассматривали данный вопрос, однако не считали
применение кейс-метода обоснованным.
Дело в том, что в научной литературе отмечается, что кейс-метод может и должен
рассматриваться как инструмент для проведения практических занятий. Однако проблема состоит
в том, что такая практическая направленность кейс-метода подойдет учебным заведениям,
дающим высшее образование.
Средним специальным учебным заведениям кейс-метод не подойдет по той причине, что,
несмотря на то, что здесь студенты ориентированы на решение практических задач, они все же
решают задачи довольно простого уровня, где умение анализировать ситуацию не требуется. В
противовес этой точки зрения выступает мнение работодателей, которые хотели бы видеть в
выпускниках экономических колледжей и других профессиональных училищ, связанных с
экономикой специалистов понимающих практическую суть своей работы и готовых действовать в
сложных условиях экономического кризиса [5].
В этом отношении нужно так же отметить, что кейс-метод должен и может рассматриваться не
только как инструмент для проведения практических занятий, но и как метод проведения
теоретических занятий. В ходе изучения того или иного вопроса педагог может предложить своим
студентам рассмотреть несколько практических ситуаций. Каждая пара студентов сможет
рассматривать сою собственную ситуацию. При этом решается сразу несколько важных задач. С
одной стороны происходит закрепление полученных теоретических знаний, а с другой стороны
студенты видят, каким образом эти знания могут быть применены ими на практике.
К сожалению, данная составляющая применения кейс-метода в рамках СУЗов в педагогической
литературе практически не рассматривалась. Длительное время апологетами такого применения
кейс-метода оставались многочисленные авторы бизнес тренингов или семинаров для
бизнесменов или специалистов экономического профиля [4].
Цель курсовой работы – рассмотреть возможности кейс-метода как условия продуктивного
обучения студентов колледжей по дисциплине «Экономика организаций».
Объект исследования – кейс-метод.
Предмет исследования – Кейс-метод как условие продуктивного обучения студентов колледжей
по дисциплине «Экономика организаций».
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «кейс-метод»:
2. Выявить особенности применения кейс-метода в сфере образования:
3. Проанализировать программу дисциплины «Экономика предприятия» в экономическом
колледже:
4. Разработать программу исследования влияния кейс-метода на эффективность обучения
студентов колледжа:
5. Проанализировать данные и сделать выводы по итогам исследования.
4
1. Теоретические основы использования кейс-метода
1.1. Сущность кейс-метода
Кейсы – это реальные ситуации, данные, которые дают участникам учебного процесса для
погружения в конкретные проблемы, процессы или решения. При этом, важной составляющей
кейса является анализ как самой ситуации, так и всего, что с ней связано: ресурсы, решения, риски
и т.д. [1].
У первых исследователей методов обучения взрослых очень точно описано, что такое кейс – это
конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности
событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. Есть мнение, что впервые кейсы
использовали в Гарвардской школе бизнеса на юридическом факультете в 1869 году. Как бы там
ни было, в хорошей ситуации описываются реальные люди в момент принятия важного решения,
сталкивающиеся с необходимостью предпринимать какие-то действия и нести ответственность за
последствия.
Важно иметь в виду, что кейсы описывают реальные события, которые в условиях дефицита
ресурсов не поддаются однозначно правильному решению. Хороший кейс должен содержать
несколько возможных вариантов решений.
Хорошо подобранный под задачу кейс позволяет смотреть на ситуацию не только, как на пример
конкретных действий, но и ответить на вот такие, например, вопросы [3]:
• Какие уроки мы извлекаем из ситуации?
• Являются ли эти уроки общими или частными?
• Как их можно применить?
• Для чего используют кейсы в процессе обучения?
• Иллюстрации определенных концепций, методов или алгоритмов
• Демонстрации возможностей практического применения конкретных концепций и
методик, которые тренер только что дал (или собирается давать) на тренинге
• Развития у участников тренинга навыков применения концепций/методик
На практике кейсы встречаются практически на каждом тренинге. Но пока тренер не увидит
практическую пользу от них, он дает кейсы необдуманно, часто хаотично и неоправданно.
Тренеру нужно понимать, как нужно правильно использовать этот метод и учиться правильно,
составлять свои кейсы.
Кейс – это помощь в понимании и усвоении информации. Кейсы помогают конкретизировать
процесс обучения и перейти от абстрактного к конкретному, чтобы продемонстрировать действие
механизма / алгоритма. К тому же, они относятся к активным методам обучения, которые
5
позволяют перенести полученную информацию на собственные примеры из практики. Еще одно
неоспоримое преимущество этого метода в том, что он стимулирует обучения в группах [10].
Для того, чтобы использовать кейсы в процессе обучения, можно воспользоваться теми, которых
много в открытых источниках, а можно научиться их писать самостоятельно. Поэтому описывание
или поиск нужного кейса начинается с ответа на главный вопрос – для чего этот кейс будет
использоваться в тренинге.
После этого можно переходить к выбору ситуации. Поиск идет из открытых источников, практики
тренера, профессии (статьи, реальные примеры) участников, примеры из смежных профессий
[12].
Так как тренинг ограничен по времени, нужно ещё выдерживать тайминг при работе над кейсом:
у участников должно быть время, чтобы познакомиться с текстом, подумать, приступить к анализу
или индивидуально, или в группе (зависит от задач, тренинга и времени). В кейсе должна быть
информация, которая позволит усвоить материал и переложить теорию на практику – в этом, на
мой взгляд, его главная ценность.
Для того, чтобы анализ информации, изложенной в кейсе, прошел в нужном ключе, нужно перед
самим знакомством с информацией дать конкретное задание участникам тренинга. Здесь тренер
описывает участникам, что им нужно сделать, какую информацию следует найти, каким образом
следует поступить с этими данными и каких дополнительных действий тренер ждет от участников
тренинга в связи с найденной информацией.
Все эти вопросы нужно готовить заранее, еще на этапе подготовки к тренингу. Дальше тренер дает
время на работу с информацией: чтение, обдумывание, анализ. И, по истечении оговоренного
времени, задает вопросы повторно [6].
На практике тренеры так же интересуются у участников, что они думают о той ситуации, которая
изложена в кейсе, насколько она соотносится с темой тренинга / их опытом / реальной
обстановкой в компании. Обычно размышления и ответы на эти вопросы дают возможность
посмотреть на ситуацию шире, с новых точек зрения, что привносит энергию в обсуждение и идеи
участников. Также, в зависимости от темы, тренеры часто спрашивают про риски той или иной
методики (о которой шла речь в кейсе), выводах, которые делают для себя участники и
практическом применении алгоритмов и методик в их практической деятельности.
Кейс-метод в обучении имеет определенные преимущества для участников, например, в том, что
они получают уже озвученную ранее тренером информацию в ином звучании (исполнении). Это
позволяет погрузиться в тему ещё больше, больше понять и запомнить [21].
Помимо этого, кейс – это всегда практический пример, а взрослые легче разбираются в реальных
ситуациях, чем теоретических. К тому же, пример того, что у кого-то уже получилось внедрить то,
о чем человек только ч
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев О.В. Кейс-метод. Особенности и принципы применения. – Геленджик: Олимп,
2015 – 439 с.
2. Андреева В.А. Педагогика в СУЗах. Вопросы и ответы. – Чебоксары.: Альтернатива, 2015 –
485 с.
3. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Преподавание экономических дисциплин в СУЗах. –
Самара: Пинта, 2017 – 635 с.
4. Баранов А.В., Антоненко Н.Ю. Методические особенности изучения дисциплины
«Экономика организации» при компетентностном подходе // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2017. – № V8. -0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/171005.htm. (Точка
доступа 05.04.2020)
5. Васильева О.В., Овечкин А.А. Проблемы и особенности обучения студентов экономических
специальностей в СУЗах. Российский и зарубежный опыт. – Владивосток: Гамма, 2016 – 515 с.
6. Винникова Ю.Ю., Жилина Е.М. Кейс-метод и другие: правила, техника, особенности. –
Новосибирск: Высшая школа, 2016 – 655 с.
7. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Методология обучения дисциплины «Экономика
организации». – Екатеринбург: Рубикон, 2017 – 532 с.
8. Горелов С.М. Методология обучения экономиста в колледже. – Иркутск: Лира, 2015 – 388
с.
9. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Кейс-метод в образовании. Принципы применения. –
Воронеж: Процесс, 2015 – 521 с.
10. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Кейс-метод. Методология применения методики. – Хабаровск:
Пирамида, 2014 – 367 с.
11. Зайцева Е.А., Ваганова А.А. Современные учебные методики для обучения экономистов в
СУЗах. – Челябинск: Завтра, 2015 – 388 с.
12. Иванова Т.В. Кейс-метод в профессиональном образовании. В вопросах и ответах. – Тверь:
ИД Тверца, 2015. – 415 с.
13. История создания и разработок программ для обучения студентов училищ экономики с
применением кейс-метода: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. –
Омск: ПрофЛит, 2016 – 392 с.
14. Калашников В.А., Соловьева О.А. Кейс-метод в рабоче-профессиональном училище. Вчера.
Сегодня. Завтра. – Пермь: Перекросток, 2016. – 720 с.
15. Кейс-метод. Методические рекомендации по использованию метода в обучении
экономики студентов ПТУ. /Под ред. Ивашина А.А. – Воронеж: Педагогическая академия, 2015 –
375 с.
16. Лепешкин В.А. Кейс-метод в профессиональном образовании. Для педагогов и студентов
училищ. / В.А.Лепешкин. – Архангельск: Фортуна, 2018. – 482 с.
7
17. Методические рекомендации преподавателям экономических дисциплин в ПТУ по
применению кейс-метода в обучении студентов. Алгоритмы, планы, рекомендации / Под ред.
Рыбакова Д.П. – Саратов: АкадемиУС, 2017 – 473 с.
18. Михайлов М.Е. Место кейс-метода в системе обучения экономическим дисциплинам в
профессиональных училищах. – Мурманск: ПрофЛит, 2018. – 483 с.
19. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Формы и особенности применения кейс-метода в
педагогическом процессе. – Самара: Смысл, 2014 – 495 с.
20. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Кейс-метод в ПТУ. Методологические особенности
применения методики в Европе и в России. – Волгоград: ИД Альянс, 2018 – 470 с.
21. Новожилова А.М., Петров М.С. Методические указания по применению кейс-метода для
обучения студентов «Экономики в организации» в ПТУ. – СПб.: Озерки, 2014 – 656 с.
22. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Методики обучения выпускников ПТУ экономическим
дисциплинам с применением кейс-метода. / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома: Олимп, 2017
– 564 с.
23. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Применение кейс-метода в подготовке студентовэкономистов в СУЗе. / М.И. Петров, В.Р. Кривиченко. – Калининград.: ЛитерА, 2016 – 449 с.
24. Родионов В.Я. Методики обучения студентов экономических специальностей в СУЗах. /
В.Я. Родионов. – Волгоград: Спец.Лит, 2016 – 414 с.
25. Рыбаков Д.П., Цой И.И. Опыт обучения студентов экономических специальностей в СУЗах.
Российский и зарубежный опыт. / Д.П. Рыбаков, И.И. Цой, – Ярославль: Прометей, 2018 – 533 с.
26. Сафронов А.М., Соколовский С.С. Современные и перспективные методики обучения
студентов экономических специальностей в СУЗах. / А.М. Сафронов, С.С. Соколовский. –
Мурманск: Полярная Звезда, 2017 – 337 с.
27. Соловьев Н.В., Фролова К.Ф. Методики обучения экономике в организации студентов
экономических СУЗов. / Н.В. Соловьев, К.Ф. Фролова. – Иркутск: Форум, 2014 – 533 с.
28. Тимофеев О.Е. Методики и техники обучения экономике студентов СУЗов. / О.Е. Тимофеев.
– Липецк: Специальная педагогика, 2016 – 527 с.
29. Учимся экономике. Популярные программы обучения студентов СУЗов / В.Г. Терентьев,
А.В. Четвертаков. – СПб.: Индикатор, 2015. – 32 с.: ил. – (Серия «Специальная школа»).
30. Щербакова А.А. Методы обучения преподавателей использованию кейс-метода в среднепрофессиональном учебном заведении. / А.А. Щербакова. – Калининград.: Формула успеха, 2014
– 439 с.