Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Об актуальности в современном мире социальной защиты женщин свидетельствуют многочисленные конференции, ассамблеи и встречи по данной проблематике.
Актуальность проблем деятельности органов государственного управления в сфере социальной защиты женщин обусловлена тем, что в настоящее время проблема социальной защиты женщин остается одной из самых сложных, требующих от государства и общества ее глубокого понимания и поиска наиболее эффективных способов решения. В современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты женщины и материнства в нашей стране оставляет желать лучшего.
Конституция Российской Федерации наделяет женщин равными с мужчинами правами и свободами, закрепляет равенство возможностей для их реализации (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ). С учетом особенностей женского организма и в целях создания условий для совмещения семейных обязанностей с трудовой деятельностью законодательство предусматривает специальные правила охраны труда женщин, льготы и дополнительные гарантии их трудовых прав.
Важнейшей гарантией, обеспечивающей охрану здоровья матери и ребенка, является предоставление женщинам отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере (ст. 255, 256 ТК РФ).
В России существуют различные формы семейных отношений, которые одобрены государством и регламентируются российским правом, обычаями, международными нормами, признанными РФ, и Международными договорами РФ. Так, семья может быть основана на браке, на происхождении, на принятии ребенка на воспитание, на фактическом совместном проживании и других социально-правовых конструкциях. Одним из членов семьи является женщина: супруга, мать, сестра, дочь, бабушка, сваха, теща, тетя, падчерица, сноха, свекровь и т.д. Указанные словесные обозначения различаются не только положением женщины в семье, но и в целом представляют ее социально-правовой статус, роль, функции.
Российское законодательство устанавливает запрет на насилие, в том числе семейное, по объекту насилия, а иногда по виду - природе. Однако целостный социально-правовой механизм, пресекающий и карающий насилие, не установлен. Определенные трудности сопровождают женщину-одинокую мать.
Федеральным законом от 1 марта 2020 года № 35-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала. Положения Федерального закона направлены на стимулирование рождения в семье первого, второго ребенка и последующих детей, упрощение процедуры получения гражданами материнского (семейного) капитала (МСК), сокращение сроков оформления материнского (семейного) капитала и распоряжения его средствами. Кроме того, увеличен размер материнского (семейного) капитала, закреплены новые возможности использования средств МСК, продлен срок действия программы материнского (семейного) капитала.
Реализуя обязательства, принятые в социальной сфере, государство должно создавать соответствующие функциональные структуры, наделяя их необходимыми полномочиями в сфере защиты прав женщин. Государством был принят комплекс мер, направленных на устройство системы социальной защиты женщин, однако ситуация в этой области все еще далека от идеальной.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальной защитой женщин.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальную защиту женщин, практика их применения.
Целью настоящей работы является изучение социальной защиты женщин в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
● рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
● исследовать правовое регулирование системы социальной защиты женщин в малоимущих семьях;
● проанализировать социальную защиту женщин в трудовых отношениях;
● выявить проблемные аспекты социальной защиты женщины в семье;
● изучить практику получения материнского капитала в ПФР;
● исследовать практику распоряжения материнским капиталом;
● рассмотреть материнский капитал и перспективы развития полномочий ПФР;
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно-социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно-правовой, исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования системой социальной защиты семьи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы системы социальной защиты женщин в Российской Федерации
1.1. Российская Федерация как социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, как утверждает Н.А. Боброва, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий, четкое определение которого отсутствует, в юриспруденции - как явление многомерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государстве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Вполне справедливо суждение М.М. Рассолова о том, что российские теоретики государства и права пытаются раскрыть проблемные аспекты функций государства научными разработками и исследованиями советского периода. По его мнению, такой подход уязвим и не бесспорен, так как Советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на своей экономической основе, нежели сегодняшнее Российское государство. Именно поэтому осмысление социальной функции государства необходимо через призму ныне сложившихся общественных отношений и происходящих событий.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». Так, в философии функция мыслится как обязанность, круг деятельности, а под социальной функцией подразумевается использование того или иного механизма социальных взаимодействий для достижения определенной цели или реализации определенных ценностей. В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
В юридической литературе функции государства определяются как:
- «направления деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства на определенном этапе исторического развития»;
- «направление и стороны деятельности, в которых выражаются и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (CETS N 210) (заключена в г. Стамбуле 11.05.2011) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
4. Конвенция N 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий». Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. N 44. Ст. 448.
5. Конвенция N 183 Международной организации труда «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Заключена в г. Женеве 15.06.2000 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
10. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6991.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 4, апрель, 2014.
14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 18-КГ16-45 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 24, ст. 287.
16. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.06.2016 N 18-КГ16-45 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2018 N 5-КГ17-244 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2017 N 33-21774/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Московского городского суда 28.02.2017 по делу N 33-6369/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2018 N 4г-8662/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2018 N 4г-13472/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 07.06.2017 по делу N 33-7394/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 27.05.2015 по делу N 33-2291/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 19.02.2018 по делу N 2А-111/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 07.05.2018 по делу N 12-157/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Беспалов Ю.Ф. Обзор научных докладов и сообщений Международной научно-практической конференции на тему «Семья и семейные ценности в РФ. Социально-правовой аспект», приуроченной к юбилею доктора юридических наук, профессора Ю.Ф. Беспалова // Вестник МУ МВД РФ. 2018. N 6. С. 68 - 76.
27. Беспалов Ю.Ф. Российская семья и российская женщина: социально-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2019. N 6. С. 4.
28. Беспалов Ю.Ф. Семейное насилие в Российской Федерации как порок жизни и деятельности семьи и ее членов: социально-правовой аспект // Нотариус. 2019. N 1. С. 21 - 25.
29. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
30. Ильина О.Ю. Современная российская семья как договор простого товарищества // Семейное и жилищное право. 2019. N 1. С. 12 - 15.
31. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
32. Нечаева А.М. Семейное право: учебник для академического бакалавриата. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 303 с.
33. Понкин И.В. Вызов социальному государству или вызов социального государства. Рецензия на книгу Аристова Е.В. «Социальное государство в США» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. N 1-2. С. 118.
34. Рассолов М.М., Бастрыкин А.И., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 103.
35. Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.