Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача средней общеобразовательной школы представляет собой воспитание личности подрастающего поколения, которая легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям современного общества.
Развитие речи представляет собой двигатель интеллектуального развития человека. С развитием речи развивается мышление ребенка. Часто от того насколько владеет речью человек, зависит его карьера, способность к самовыражению, успехи в личной жизни.
В настоящее время передовых технологий, отмечается низкий уровень передовых технологий, отмечается низкий уровень культуры речи. Поэтому задача современного образовательного учреждения заключается в формировании умения и навыка связного изложения собственных мыслей в устной форме [4, c. 85].
Актуальность исследования формирования и развития навыков устной речи первоклассников в период обучения грамоте, обусловлена потребностью общества в личности, которая свободно владеет речью и испытывает коммуникативный комфорт в общении. Развитие устной речи имеет важное значение для детей младшего школьного возраста, так как является условием успешного овладения учебными предметами.
В пояснительной записке к программе русского языка для начальной, средней и старшей школы подчёркивается, что развитие речи ребенка является одним из основных направлений работы.
Исследование опыта педагогической практики в школьном образовании показывает, что наиболее слабым звеном является работа по речевому развитию, по развитию навыков устной речи детей, которая требует использования разных приемов и средств, направленных на развитие устного компонента речи.
Цель работы – особенности развитие устной речи учащихся первых классов в период обучения грамоте.
Объект исследования – теоретические основы развития навыков устной речи младших школьников.
Предмет исследования – экспериментальное исследование особенностей развития устной речи учащихся первых классов в период обучения грамоте.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности понятия «устная речь», «развитие речи», «культура речи»;
- определить основные аспекты формирования речевой компетентности в период обучения грамоте;
- рассмотреть проблемные вопросы устной речи в современном обществе, типичные речевые ошибки и причины их возникновения;
- организовать, провести экспериментальное исследование, описать его результаты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу изучения курса обучения грамоте в начальных классах положен принцип всестороннего развития речи школьников. Он пронизывает и объединяет все без исключения стороны речевой деятельности учащихся. Раскрывая характер взаимосвязи обучения и развития речи, мы руководствовались тезисом о том, что языковые знания, умения и навыки должны рассматриваться как важное условие и компонент развивающего обучения. Для этого нужны такие системы обучения, обеспечивающих связь речи и мышления. Такой подход обеспечил систематическую работу над обогащением словарного запаса, над звуковой стороной речи, совершенствованием грамматического строя речи школьников и над формированием навыков построения связных сообщений.
Развитие устной речи – это элементы родного языка, которыми пользуется ребенок соответствии с уровнем своего развития, образования в различных сферах деятельности; говорения, слушания и понимания (аудирование) умение пользоваться словом, конструировать словосочетания и предложения, строить связное высказывание. Речь обучающихся развивается, если в учебном процессе учитываются индивидуально-возрастные особенности первоклассников при организации учебно-речевой деятельности; имеющийся непосредственный речевой мотив: желание сообщить об увиденном, услышанном, прочитанном; выразить личное мнение, впечатление, ответить на вопрос собеседника; система отобранных упражнений обеспечивает: образовательную, развивающую и воспитательную цель; преемственность (постепенное наращивание сложности), доступность содержания, формирования учебно-речевой активности и познавательного интереса, развитие памяти, внимания, логического мышления; подбор упражнений пропедевтики, тренировочного и творческого характера, их количество, сложность и соотношение между репродуктивной и продуктивной деятельностью дифференцируется в соответствии с уровнем уже сформированных речевых умений и навыков работать самостоятельно; используется система специально подобранных упражнений на основе оптимального сочетания методов и приемов работы в процессе обучения грамоте.
Для экспериментального обучения были отобраны такие методы развития устной речи: метод наблюдения, метод аналогии, словесный метод, дидактические приемы: сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д., которые зависели от учебной цели, содержания учебного материала, способа взаимодействия учителя и учащихся; стимулировали умственную деятельность первоклассников, способствовали усвоению орфоэпических норм, овладению грамматически правильной речью. Педагогическими условиями развития устной речи первоклассников во время обучения грамоте выступали использование соответствующего дидактического и методического обеспечения обучения; учета возрастных особенностей школьников; оптимальное сочетание методов и приемов работы в процессе обучения грамоте.
Критериями речевого развития выступали слово, словосочетание, предложение, связный текст; показателями – речевые признаки, свидетельствующие о коммуникативных достижения учеников. На формовочном этапе была разработана модель развития устной речи, которая охватывала четыре последовательных этапа: формирование понятия о слове как единице языка; представлений о словосочетании как номинативный средство языка; представлений о предложении как единицу речи; представлений о высказываниях как целостную смысловую единицу речи.
Экспериментальное исследование дало основания утверждать, что уровень сформированности речевых умений в процессе обучения грамоте, успешность осмысленного усвоения языка и развития речи зависят от таких педагогических условий: использование соответствующего дидактического и методического обеспечения обучения; учёта возрастных особенностей школьников; оптимальное сочетание методов и приемов работы в процессе обучения грамоте. В работе обосновано, что речи первоклассников развивается эффективно, если отрабатываются отдельные действия, которые составляют основную систему коммуникативных умений. Установлено, что в структуре общего умения строить связные высказывания необходимо выделить следующие составляющие: умение подбирать подходящее слово и употреблять его в речи, конструировать словосочетания и предложения, объединять их в связный текст. Доказано, что умение пользоваться словом, строить словосочетания, предложения, связный текст составляет сложный комплекс, объединяющий речевые знания и соответствующие им специальные умения и навыки, опыт в применении этих знаний и определенную совокупность умственных умений, проявляющихся в продуктивном речи.
Результаты заключительного этапа показали, что учащиеся экспериментального класса достигли значительных изменений в уровнях развития устной речи. Перспективу исследования видим в изучении культуры речи и культуры общения учащихся первого класса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Примерные программы по русскому языку для начальной школы. – М, Просвещение, 2011. – 202с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку// Нач.шк. – 2005. – №10 – C. 24-29.
4. Вострикова Н.М. О современном понимании и развитии понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе / Н.М. Вострикова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – 165 с.
5. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика. – 2010. – № 3. – 186 с.
6. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 289-292.
7. Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. – Москва: АРКТИ, 2010. – 323 с.
8. Жильцова Т.В.Урок обучения грамоте//Нач.шк. – 2002. – №6. – С.16-22.
9. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. – Спецвыпуск – 2005. – С.31-39.
10. Крылова Н. Чтение как универсальная культурная практика ребенка//Народное образование. – 2007. – №9. – С.23-30.
11. Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников//Воспитание и обучение. – 2010. – №2. – С. 27-36.
12. Лингвистический Энциклопедический словарь. – М., 1990. – 440 с.
13. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
14. Макеева С.Г. Методические задачи по обучению грамоте. Ярославль, 2000. – 198с.
15. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет / Акад. Развития. – 2002. – 226с.
16. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. – М. – Просвещение. – 1991. – 191 с.
17. Пудовкина Н. В., Нестерова Л. П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 809-813.
18. Русская азбука (Азбука. 1 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бой кина]. – М.: Просвещение, 2011. – 189с.
19. Сильченкова Л.С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. М.,2006. – 189 с.