Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бухгалтерская отчетность организаций — обязательный периодический отчет компании о деятельности по установленным формам. Бухгалтерская отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета.
Цель работы - изучить специфику составления бухгалтерской отчетности организаций, применяющих специальные налоговые режимы; закрепление теоретических навыков составления бухгалтерской отчетности на практическом примере.
Задачами для достижения данной цели являются:
- изучение специфики малого предпринимательства;
- изучение специальных налоговых режимов в России,
- рассмотрение особенностей учетной политики на малых предприятиях;
- рассмотрение правовой базы развития и налогообложения малого предпринимательства.
Объектом исследования стала российская коммерческая организация ООО Медицинский центр «Вита», созданная в форме общества с ограниченной ответственностью и осуществляющая деятельность в сфере услуг общей медицинской практики.
Предмет исследования: критерии отнесения ООО Медицинский центр «Вита» к субъектам малого предпринимательства, особенности организации бухгалтерского учета и формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности на данном предприятии.
Курсовая работа содержит следующие составные части: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены понятие субъектов малого и среднего бизнеса, существующие варианты поддержки малого бизнеса со стороны государства, приведены сравнительные характеристики специальных налоговых режимов. Во второй главе проанализированы особенности бухгалтерского учета СМП, формирования учетной политики и финансовой (бухгалтерской) отчетности на примере ООО Медицинский центр «Вита». В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на повышение спроса на продукцию или услуги, выполняемые субъектами малого бизнеса, применяющими налоговые спец. режимы, со стороны крупного и среднего бизнеса.
1 Понятие малого и среднего предпринимательства
Предпринимательство - деятельность, ведущаяся экономическими субъектами на свой страх и риск и направленная на регулярное получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ. Небольшие предприятия ввиду их большого количества обеспечивают занятость населения, вносят ощутимый вклад в российскую экономику.
1.1 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, удовлетворяющие хотя бы одному из нижеперечисленных требований:
- участники общества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды (кроме инвестиционных) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале Общества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества;
- участники общества – юр.лица-нерезиденты, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.
Однако, к субъектам малого и среднего предпринимательства относят следующие организации:
- акционерные общества, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, принадлежат к высокотехнологичным (инновационным) секторам экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- деятельность организаций направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям - бюджетным или автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
- хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
- учредители Обществ - юридические лица, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р "Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности");
- ограничение в отношении доли участия общественных объединений инвалидов, юридических лиц – нерезидентов РФ, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников Обществ – нерезидентов РФ, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. «б» п.2 части 1.1 ст.4 [4] (за исключением нерезидентов, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии спп.1 п.3 ст.284 [3] перечень государств и территорий со льготным режимом налогообложения (офшорные зоны);
- участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
- средняя численность работников;
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для организаций, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать: для средних предприятий 101 - 250 человек, для малых предприятий - 100 человек; для микропредприятий - 15 человек.
- объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" для Обществ, удовлетворяющих критерию уставного либо складочного капитала, и ИП, не использующие труд наемных работников, доход за прошедший календарный год не должен превышать: для средних предприятий - 2 млрд рублей; для малых предприятий - 800 млн рублей; для микропредприятий - 120 млн рублей.
Подводя итог: если субъект предпринимательской деятельности отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства.
1.2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъект, отвечающий требованиям, упомянутым ранее, вносится в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и на этом основании получает право на соответствующую государственную поддержку.
В соответствии с ч.1 ст.8 [4] такие реестры ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, корпорация развития малого и среднего предпринимательства.
В случае изменения у организации или ИП величины дохода, численности сотрудников, состава учредителей и прочих условий, в результате чего он перестанет удовлетворять критериям отнесения к СМП в течение трех лет подряд, субъект предпринимательской деятельности исключается из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/) :
Рисунок 1 - Скрин информационного ресурса ФНС РФ по субъектам МП
1.3 Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Для субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрен ряд преференций и льгот.
Индивидуальные предприниматели (ИП) и субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе в соответствии с п. 2 [5], что существенно облегчает работу как индивидуальным предпринимателям, так и тем работникам организаций, которые отвечают за соблюдение кассовой дисциплины.
В соответствии с п.4 ст.6 [2] субъекты малого предпринимательства вправе вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
На основании ст.14 и ст.15 [3] субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные налоги, содержащие соответствующие льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Примеры действующих в 2020 году льгот для субъектов малого и среднего бизнеса приведены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры поддержки государством СМП в части налоговых льгот.
Налог Льгота Закон
1 Налог на имущество если налогоплательщик-организация является СМП и дополнительно удовлетворяет ряду критериев, то налоговая база снижается на размер кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества (один объект по выбору налогоплательщика). п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций"
2 Налог, применяемый при УСНО ст. 346.20 НК РФ субъекты РФ вправе своими законами устанавливать налоговые ставки в размере 0% ст. 346.20 НК РФ ,
Объект "Доходы"- 4%, "Д-Р" -10 % АР Крым
Объект "Доходы"- 6%, "Д-Р" -5 % Ямало-Ненецкий АО
Объект "Доходы"- 6%, "Д-Р" -7 % г. Санкт-Петербург
Объект "Доходы"- 6%, "Д-Р" -15% г. Москва
Объект "Доходы"- 1%, "Д-Р" -5 % Пермский край
3 Налог на прибыль, НДС при применении УСНО , ЕСХН и ЕНВД не уплачивается налог и не предоставляется отчетность ст. 346.20 НК РФ
Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии, бюджетные инвестиции, а также государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст.17 [4])
В России много делается для совершенствования рынка сбыта путем создания инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст.15 [4] при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Заказчики по закону от 05.04.13 № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.
Государственные компании, автономные учреждения, общая стоимость договоров по закупкам которых за предшествующий календарный год более 250 млн. рублей; компании, годовая выручка которых за прошлый год не превысила сумму в 500 млн. руб., если они сами не относятся к СМСП, обязаны осуществлять минимальный объем закупок у СМП (Закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту «223-ФЗ»). Минимальный годовой объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса должен составлять как минимум 20% (при этом не меньше 18% стоимостного объема договоров нужно заключить по закупкам, к которым привлекаются только СМСП).
Так, в электронных торговых системах (например, www.roseltorg.ru) участие субъектов малого предпринимательства выделено в отдельную торговую площадку, а при торгах на общих основаниях СМП имеют значимое преимущество при подведении итогов тендера.
В качестве приоритетных направлений финансирования выделяются: развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие в кредитовании, оказание консультационной поддержки; создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг); предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности, а также содействие развитию предпринимательства среди молодежи.
Также к мерам государственной поддержки относятся имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров.
1.4 Специальные налоговые режимы в Российской Федерации
Как уже отмечалось, одной из мер государственной поддержки малому и среднему бизнесу являются так называемые специальные налоговые режимы.
На территории субъектов РФ в 2020 году действуют следующие налоговые режимы: Самозанятые, Патентная система, Единый налог на вмененный доход (до 2021) (ЕНВД), Упрощенная система налогообложения (УСНО), Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Рассмотрим коротко нюансы каждой из них.
1.Самозанятые (налог на профессиональный доход – НПД, таблица 2).
Данный специальный налоговый режим предназначен для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Налоговые информационные ресурсы регулярно разъясняют все преимущества и удобства НПД, упрощенный порядок постановки на учет и простоту исчисления налога (таблица 2).
Таблица 2 - Особенности налогообложения самозанятых
Критерий Расшифровка
Кто имеет право применять Физические лица и индивидуальные предприниматели
Вид занятости не имеют право применять НПД при продаже подакцизных товаров, перепродажа товаров, добыча или реализация полезных ископаемых, деятельность по договорам поручения (комиссии, агентских), услуги по доставке товаров с приемом платежей в интересах третьих лиц , торговля недвижимы имуществом и транспортными средствами, сдача в аренду нежилых помещений, продажа личного имущества, продажа долей в уставном капитале, реализация ценных бумаг, деятельность по доверительному управлению имуществом, услуги "бывшим" работодателям (в пределах 2 лет), частная практика (арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов) (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, статья 6 пункт 2)
Как перейти на НПД В любой день, подав заявление в налоговую.
При переходе ИП с иного спецрежима, необходимо уведомить налоговые органы о прекращении применения соответствующего спецрежима.
Если налогоплательщик впоследствии слетит с НПД, то он вправе сразу вернуться на УСН, не дожидаясь первого января следующего года.
Какие налоги заменяет НДФЛ, НДС, страховые взносы
Ставка 4% - при реализации физическим лицам (в том числе иностранцам);
6% - при реализации ИП и юридическим лицам (в том числе иностранным).
Срок уплаты Налог уплачивается по итогам месяца, до 25-числа следующего месяца.
Бухгалтерская отчетность Не предоставляется
Система налогообложения в виде НПД сравнительно молодая, но ряды налогоплательщиков, применяющих НПД, неуклонно растут. Это связано, скорее всего, с простотой постановки на учет, ведения учета и минимальным администрированием со стороны налоговых органов.
2.Патентная система налогообложения - специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей, применяемый к конкретным видам деятельности