Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В работе показана хронология торговой войны США и Китая в 2018– 2019 гг. и указаны причины, по которым Вашингтон и Пекин занимали по этому вопросу жёсткие позиции. В Москве это вызвало серьёзную озабоченность ввиду возможности существенного снижения спроса на российские энергоносители.
Актуальность работу обусловлена тем, что «сланцевая индустрия» США имеет перспективы развития только за счёт дешёвых кредитов. Поэтому президент Д. Трамп убедил руководство Федеральной резервной системы США понизить базовую ставку. Ответной мерой Китая в финансовой сфере стала дальнейшая девальвация юаня.
В процессе работы раскрываются основные направления антикитайской политики Вашингтона, включая поставку вооружений Тайваню, принятие санкций Конгрессом США и использование беспорядков в Гонконге для оказания давления на Пекин. Особое внимание уделено технологической войне США и Китая, в рамках которой американцы наращивают своё давление на китайские компании Huawei и ZTE.
Цель данной работы изучить технологическую война Китая и США на современном этапе.
В связи с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Дать хронологию событий;
Определить возможные последствия для Российской Федерации противостояния США и Китая;
Рассмотреть финансовое противостояние Вашингтона и Пекина;
Проанализировать политику США по сдерживанию Китая;
Рассмотреть этапы технологической войнй;
Выявить противоречивую деятельность администрации Трампа .
Объектом исследования выступает технологическая война, а предметом противостояние Америки и Китая.
В качестве информационной базы для исследования были использованы статьи ведущих экономических и политичсеких журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
При проведении исследования использовались такие экономические методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ЕЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ.
1.1 Хронология событий
1 октября 2019 г. в Ереване прошёл саммит Высшего Евразийского экономического совета. О росте авторитета этой организации свидетельствует том факт, что в нём приняли участие президенты Исламской Республики Иран Х. Роухани и Республики Молдова И. Додон. Причём 27 октября Иран вошёл в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС, подписав и ратифицировав соответствующее временное трёхлетнее соглашение. На этом саммите подобное соглашение о ЗСТ было подписано с Сингапуром.
Выступая на заседании, президент России Владимир Путин отметил рост совокупного ВВП государств ЕАЭС, увеличение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства. Он также подчеркнул необходимость общесоюзного регулирования в финансовой сфере, утверждения Концепции формирования общего финансового рынка Союза, что, по его мнению, позволит упростить доступ гражданам стран ЕАЭС к финансовым инструментам, сделать этот сегмент рынка унифицированным и транспарентным [3, с.15].
Участники заседания обратили внимание на реализацию договорённостей по формированию к 2025 г. единого рынка ЕАЭС природного газа, нефти и нефтепродуктов. Для этого в первую очередь нужно завершить процесс унификации законодательств государств-членов организации в сфере поставки и транспортировки газа.
На полях заседания премьер-министр Армении Н. Пашинян и Х. Роухани уделили особое внимание развитию энергетического сотрудничества, включая возможность расширения поставок по схеме «газ в обмен на электроэнергию». Как утверждал Х. Роухани, Тегеран готов к разработке новых проектов и возобновлению существующих, включая приостановленное строительство Мегринской ГЭС на Араксе.
Однако процесс расширения энергетического сотрудничества стран ЕАЭС зависит от геополитических факторов. Среди них нужно выделить наиболее важный: развязанную США против Китая торговую и технологическую войну, что отражает усиливающееся глобальное противоборство Вашингтона с новым центром силы в лице Пекина.
С 10 мая 2019 г. администрация Трампа подняла с 10% до 25% таможенные пошлины на импортируемые товары из Китая на сумму около 200 млрд долл. в год. Одновременно президент Д. Трамп поручил торговому представителю США Р. Лайтхайзеру подготовить предложения о введении заградительных таможенных пошлин на оставшийся импорт из Китая в размере 300 млрд долл.1
Первоначально (в апреле 2018 г.) ограничительные меры США в виде таможенной пошлины 25% касались 1,3 тыс. китайских товаров (электроника, авиационные части, комплектующие для спутников, медицинское оборудование, отдельные виды стали и лекарства), объём импорта которых в США составлял 50 млрд долл. в год. Тогда Д. Трамп возложил на Пекин ответственность за то, что американский внешнеторговый дефицит в торговле с Китаем достиг 500 млрд долл. В качестве ответной меры Китай ввёл торговые пошлины в размере 25% на 106 товарных позиций (автомобили, самолёты, сельскохозяйственные товары и химическая продукция). Объём их экспорта из США в Китай также составил 50 млрд долл. [7, с.4].
Далее c 1 января 2019 г. США стали угрожать введением заградительных пошлин в размере 25% на китайские товары общей суммой 200 млрд долл.
Начавшиеся американо-китайские переговоры вынудили Вашингтон несколько раз переносить введение указанных пошлин. Однако в Пекине отказались подписывать практически подготовленный текст торгового соглашения с США.
Тогда по поручению Д. Трампа был подготовлен отчёт о состоянии национальной экономики в I квартале 2019 г. Статистика оказалась позитивной. Так, рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 3,1% (по другим данным – 3,2%) в годовом исчислении [Мазина, 2019], что превысило прогностические данные. Среднемесячный прирост рабочих мест за последний год составил 213 тыс.
В начале мая американский биржевой индекс S&P 500 установил рекорд, поднявшись выше 2950 пунктов. Безработица снизилась до 3,6% (лучший результат с декабря 1969 г.). Согласно проведённым в начале мая 2019 г. опросам американского института общественного мнения Gallup, показатель одобрения деятельности Д. Трампа на посту президента достиг самого высокого с момента выборов уровня –46%.
Исходя из вышеуказанного, Д. Трамп решил оказать давление на китайское руководство, чтобы вынудить Пекин подписать торговое соглашение на выгодных для Вашингтона условиях.
8 мая 2019 г. Д. Трамп обвинил Китай в срыве переговоров по торговому соглашению. В частности, он заявил: «Они (китайцы) сорвали сделку. Они не должны были этого делать. Так что теперь они за это заплатят. Если мы не заключим сделку, не будет ничего плохого, будем получать более 100 млрд долл. в год» [1, с.14]. При этом Д. Трамп пообещал, что США и Китай продолжат торговые переговоры. Он заверил, что новые пошлины «могут быть сняты или не сняты в зависимости от того, как пойдут эти переговоры в будущем».
В результате президент Трамп ввёл заградительные пошлины на китайские товары объёмом 200 млрд долл. По этому поводу заместитель премьера Государственного совета КНР Л. Хэ заявил: «По принципиальным вопросам мы ни в коем случае не пойдём на уступки» [2, с.11].
В мае 2019 г. торговый представитель США Р. Лайтхайзер заявил: «За последнюю неделю или около того мы наблюдали эрозию обязательств со стороны Китая» [5, с.24].
Как утверждалось, Китай резко пересмотрел своё отношение к частично согласованному 150-страничному проекту соглашения, отказался менять в рамках торговой сделки своё законодательство и продолжил государственную поддержку передовых отраслей своей промышленности. В таких условиях даже после подписания соглашения не сможет функционировать соответствующий механизм контроля, который увязнет в бесконечных исках и встречных претензиях, что ведёт к подрыву позиций американского бизнеса в Китае.
Китайские официальные лица отвергли заявления Вашингтона о том, что они «взорвали сделку». По их мнению, США «навязали обещания» Китаю. В Пекине исходили из того, что в ближайшее время американская экономика ослабнет. Тогда Белый дом будет более готов к заключению сделки, даже если Китай будет настаивать на более жёстких условиях.
1.2 Возможные последствия для Российской Федерации противостояния США и Китая
В России односторонние действия администрации Трампа против Китая вызвали серьёзную озабоченность. Так, 9 мая 2019 г. помощник президента Российской Федерации (РФ) по экономическим вопросам А. Белоусов признал, что этот шаг Белого дома, во- первых, негативно отразится на экономике России из- за того, что с высокой вероятностью снизятся темпы развития всей мировой экономики. Во-вторых, может начаться отток капитала с развивающихся рынков. По его мнению, «эти два фактора негативно скажутся. Но самое главное во всей этой истории состоит в том, что с двух сторон рушатся правила, по которым была устроена мировая торговля» [10, с.47]..
Российские эксперты также опасаются, что повышение пошлин на китайские товары приведёт к ослаблению рубля.
«Я не вижу больших проблем в небольшом ослаблении рубля, гораздо опаснее