Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из основных в психологии.
В настоящее время мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации, и к ее выбору нужно отнестись очень серьезно.
Достойная работа дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и самое главное – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Следовательно, правильный выбор будущей профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Проблема здесь состоит в том, что часто студенты оказываются в среднем профессиональном учебном заведении не по причинам связанным с их крепким желанием получить рабочую специальность и в дальнейшем совершенствоваться в этом направлении. Скорее причиной попадания в такие училища является желание родителей подстраховать детей и дать им возможность иметь какую-то рабочую специальность про запас.
Здесь важно заметить, что средняя школа в большинстве случаев не обеспечивает нормальной и полноценной профориентации. Именно по причине отсутствия профориентации в колледжи и училища приходят молодые люди, которым не только не нравится данная специальность, но так же они не собираются работать по данной профессии.
Мотивация такого студента к трудовой деятельности будет нулевой. Мотивация же студента пришедшего получать образование осознанно будет гораздо выше. Однако здесь существует проблема, связанная с тем, что студенты, получая профессиональную мотивацию путем ознакомления с основами профессии, могут наоборот испугаться данной профессии и перестать учиться вдумчиво.
Объект исследования: учебно-профессиональная мотивация студентов в процессе обучения.
Предмет исследования: эффективные пути и способы формирования мотивации к овладению профессией (выбранной профессии).
Цель исследования: разработать проект профориентационной направленности и определить уровень его эффективности в процессе мотивации профессионального обучения.
Гипотеза исследования: формирование профессиональной мотивации будет протекать успешно если:
1. выявить факторы, тормозящие развитие мотивации;
2. определить эффективные способы профессиональной мотивации студентов;
3. разработать и реализовать проект по мотивации студентов.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследовательской работы:
1. изучить литературу по проблеме и раскрыть сущность и структуру профессиональной мотивации;
2. проанализировать специфику мотивации выбора профессии студентов;
3. определить проблемы, выявить механизм, источники и психолого-педагогические условия формирования профессиональной мотивации.
Методы исследования: В ходе написания курсовой работы использовались различные методы исследования, такие как изучение, анализ, систематизация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анкетирование и математико-статистическая обработка полученных данных.
Степень изученности проблемы. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными в их работах (Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Г.А. Мухина, В. Апельт, В.Я. Кикоть, В.А. Якунин, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и др.). В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.
Лепешкин В.А. отмечает, что наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников, а вопрос мотивации студентов изучен недостаточно. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в средне профессиональных учебных заведениях.
Калашников В.А. и Соловьева О.А. отмечают, что порой неясно: имеется ли интерес у студентов к результату труда, или они только участвуют в процессе? Почему студент учится по той или иной специальности», и будет ли он работать по своей специальности в будущем?
Теоретической базой исследования были идеи А. Маслоу и авторов: Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Г.А. Мухина, В.А. Якунин, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и других.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации материала по теме исследования, выявления актуальных методов и подходов к его анализу.
Практическая значимость исследования: разработанный проект может быть использован мастерами и классными руководителями колледжа.
База исследования – студенты колледжей находящиеся в социальной сети «ВКонтакте».
Исследование носит теоретико-прикладной характер.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы согласно логике исследования, заключения и списка литературы.
1. Понятие о мотиве и студенческом возрасте
1.1. Сущность термина «мотив»
Учебно-профессиональная мотивация является одним из частных видов мотивации, включенным в учебную деятельность. Она является важным компонентом в структуре учебной деятельности, и представляет собой существенную характеристику самого субъекта деятельности.
В мотивации учебной деятельности студентов важно то, что учебный и профессиональный компоненты мотивации взаимосвязаны друг с другом. Поэтому, в структуре учения можно выделить [Ивашина, с. 57]:
собственно мотивы учения – направленность на учебную деятельность
профессиональные мотивы – побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении и ориентации человека на разные стороны профессиональной деятельности [Алабушева, Лукьянова, Петрушина].
В рамках учения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова ведущим видом деятельности в студенческом возрасте является учебно-профессиональная. Т.И. Лях вывела две группы мотивов в данной деятельности: учебно-профессиональные и социальные. Каждая из этих групп в своем становлении проходит три уровня.
Учебно-профессиональные мотивы [Зайцева, Ваганова, с. 67]:
широкий учебно-профессиональный – стремление получить как можно более полные и достоверные профессиональные знания;
узкий учебно-профессиональный – стремление «научиться учиться», т.е. овладеть способами и навыками получения профессиональных знаний;
мотив профессионального самообразования – стремление к развитию и пополнению своих профессиональных знаний.
Социальные мотивы [Петров, Кривиченко, с. 80]:
широкий социально-профессиональный мотив (стремление получить социально важную профессию);
узкий социально-профессиональный мотив (стремление занять определенное выгодное социальное положение);
мотив профессионального сотрудничества (стремление знакомиться и общаться с людьми со схожими профессиональными интересами).
К концу обучения в среднем учебном заведении у студентов должны сложиться [Лепешкин, с. 96]:
из группы учебно-профессиональных мотивов – мотивы профессионального самообразования (сюда входит повышение профессионального мастерства, приобретение новых и актуализация старых знаний и навыков, инициативность и креативность в создании новых идей),
из группы социальных мотивов – мотивы профессионального сотрудничества (стремление к различным формам связи и обмену опытом с коллегами и людьми со сходными профессиональными интересами) [Власова, Винникова, с. 43].
Во время обучения в среднем учебном заведении формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Освоение профессии – довольно долгий и сложный процесс, имеющий внутренние закономерности и качественно своеобразные этапы. Каждый этап освоения профессии важен и отличается от других своими задачами и спецификой. Но особое значение в становлении человека как профессионала имеет период начального вхождения в учебно-профессиональную деятельность.
Особо важную роль на этом этапе играет мотивация. Так как, от того, насколько сильно замотивирован студент в получении профессии, зависит все его последующее обучение.
В системе высшего образования профессиональная мотивация- это сознательное побуждение, которое стимулирует студента к изучению различных аспектов его будущей профессии. От сформированности профессиональной мотивации зависят успехи в обучении, личностное и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алабушева Н.П., Лукьянова Л.С., Петрушина А.Ю. Роль учебной мотивации в развитии мотивов профессиональной деятельности студентов // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 16.04.2020)
2. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Формы правления государством. – Самара: Пинта, 2013 – 635 с.
3. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Учебная мотивация. – Екатеринбург: СпецЛит, 2012 – 532 с.
4. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Мотивация студентов СУЗов. – Воронеж: Процесс, 2013 – 521 с.
5. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Перспективы развития республиканской формы правления. – Новосибирск.: Пирамида, 2014 – 367 с.
6. Зайцева Е.А., Ваганова А.А. Профессиональная мотивация в учебном заведении. – Челябинск: Олимп, 2013 – 388 с.
7. Калашников В.А., Соловьева О.А. Приемы стимулирования студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности. Вчера. Сегодня. Завтра. – Пермь: Перекросток, 2016. – 720 с.
8. Кейс-метод. Методические рекомендации по использованию метода для учебной и профессиональной мотивации в ПТУ. /Под ред. Ивашина А.А. – Воронеж: Педагогическая академия, 2015 – 375 с.
9. Лепешкин В.А. Среднее специальное образование. Мотивация студентов. Для педагогов и студентов училищ. / В.А.Лепешкин. – Архангельск: Фортуна, 2018. – 482 с.
10. Методические рекомендации преподавателям ПТУ по повышению уровня мотивации. Алгоритмы, планы, рекомендации / Под ред. Рыбакова Д.П. – Саратов: АкадемиУС, 2017 – 473 с.
11. Михайлов М.Е. Мотивация студентов в профессиональных училищах. – Мурманск: ПрофЛит, 2018. – 483 с.
12. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Профориентация. Психологические особенности. – Казань: Аргумент, 2014 – 495 с.
13. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Формы и особенности привлечения студентов в СУЗах. Принципы профессиональной мотивации. – Самара: Смысл, 2014 – 495 с.
14. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Профессиональная мотивация. Особенности организации мотивации. – Волгоград: ИД Альянс, 2018 – 470 с.
15. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Типы организации профессиональной мотивации. – Волгоград: Маэстро, 2014 – 470 с.
16. Новожилова А.М., Петров М.С. Методические указания по улучшению мотивации студентов в СУЗах. Особенности измерения и улучшения мотивировки в ПТУ. – СПб.: Озерки, 2014 – 656 с.
17. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Методики обучения и улучшения профессиональной мотивации студентов ПТУ. / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома: Олимп, 2017 – 564 с.
18. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Профессиональная мотивация. Типы. Виды.. – Калининград.: Адвокат, 2013 – 449 с.
19. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Психолого-педагогические методы профессиональной мотивации в СУЗах. / М.И. Петров, В.Р. Кривиченко. – Калининград.: ЛитерА, 2016 – 449 с.
20. Родионов В.Я. Исследование профессиональной мотивации студентов. – Волгоград: Спец.Лит, 2012 – 414 с.
21. Родионов В.Я. Методики изучения, обучения и улучшения профессиональной мотивации студентов в СУЗах. / В.Я. Родионов. – Волгоград: Спец. Лит, 2016 – 414 с.
22. Северов А.М., Соколовский С.С. Перспективы изучения профессиональной мотивации. – Мурманск: Полярная Звезда, 2013 – 337 с.