Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы соотношения внутригосударственного (национального) и международного права привлекают большое внимание ученых-международников, а также специалистов в области государственного права. Это обстоятельство обусловлено объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.
3
Стоит отметить, что внутригосударственное, то есть национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности.
Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории, а международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами.
Глава 1. Место международного права в формировании, функционировании и развитии внутригосударственного права
1.1.Внутреннее право государства и международное право
Игнатенок, Г.В. дает следующее понятие международного права: «Международное право- совокупность юридических норм, создаваемых государствами посредством взаимоприемлемых договоренностей (согласительных процедур) и представляющих собой правовой комплекс, предметом регулирования которого являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения»
В данном определении автор постарался выявить наиболее важные черты международного права.
Прообразом современного международного права выступает римское «право народов» (jus gentium). Однако, сейчас оно является не правом сформированным народами, а правом, созданным государствами, как суверенными политическими организациями.
Международное право появляется в одночасье с возникновением государства и его внутренним правом.
Большим толчком в развитии международного права стали Французская буржуазная революция и Октябрьская социалистическая революция. Анализ данных революций позволил вывести новые принципы международного права, например, уважение суверенитета государств, невмешательство в дела государства, отказ от войны как орудия, национальной политики и др.
Для того, чтобы регулировать международные отношения была создана ООН . Ее участниками являются 193 государства.
Устав ООН содержит положения о том, что государства должны проявлять к своему соседу терпимость, жить в мире и согласии
Эти же принципы были подтверждены в Итоговом документе Всемирного саммита 2005г
Резолюции ООН могут носить рекомендательный характер. Например, после принятия нескольких резолюций Совета Безопасности ООН, был введен в силу Швейцарский Федеральный указ,
4
предусматривающий введение санкций против талибов. Данный указ лишал возможности заявителя, гражданина Египта, въезжать и осуществлять транзит через Швейцарию в связи с тем, что его имя было внесено в список Комитета по санкциям Совета Безопасности ООН, в котором значились лица, подозревающиеся в связи с талибами и группой "Аль-Каида" (список). Заявитель проживал на территории итальянского анклава Кампионе д’Италиа (Campione d’Italia), площадью около 1,6 кв. км, окруженного швейцарским кантоном Тичино (Ticino) и отделенным от остальной Италии озером. Заявитель утверждал, что введение ограничения осложнило его выезд из анклава, и, таким образом, негативно сказалось на его возможности видеться с друзьями и семьей, а также причинило ему физические страдания, так как он не мог воспользоваться надлежащими медицинскими услугами в связи с его проблемами со здоровьем. Заявитель также утверждал, что ему было сложно добиться исключения его имени из списка, даже после того, как швейцарскими следственными органами было установлено, что обвинения против него лишены оснований.
1.2.Роль международного права в формировании внутригосударственного права
Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу о том, что нормы международного права тем или иным образом оказывают влияние на внутригосударственное регулирование. Сюда можно отнести определение принципов внешней политики, которые получили закрепление в Конституциях своих государств.
Перечень областей, которые более чем какие-либо иные непосредственно подвержены воздействию международного права, весьма широк (внутригосударственное регулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами, дипломатическое представительство, представительство в международных организациях, а также заключение, исполнение и денонсация международных договоров). Например, с 1997 года заявительница пыталась получить через суд, до сих пор безуспешно, право собственности на часть дома, принадлежащей на тот момент г-ну М., и земли, на которой она стояла. Ее требование основывалось на следующих аргументах: часть спорного дома была построена на ее средства и средства ее покойного мужа; ее муж законно получил право собственности на имущество, которое она впоследствии унаследовала; имущество не было продано г-ну М., несмотря на то, что изначально существовала договоренность с сыном заявителя на этот счет; договор куплипродажи, на котором основывались претензии г-на М. на имущество, был сфальсифицирован. Обращаясь к настоящему делу, Суд считает, что некоторые утверждения заявительницы в настоящем деле можно интерпретировать как жалобы на отсутствие надлежащего исполнения решения Суда от 3 мая 2007 года по ее предыдущему делу. В частности, заявительница утверждает, что недостатки в первоначальном национальном судебном рассмотрении, которые стали предметом решения Суда 2007 года, не были исправлены в судебном разбирательстве, завершившемся решением Верховного Суда от 14 марта 2008 года, поскольку Верховный Суд не решил вопрос о подлинности основного документального доказательства, на котором базировались оспариваемые решения национальных судов (см. параграф 29 выше). Тем не менее, жалобы на неисполнение решения Суда и на непринятие мер для исправления нарушения, уже признанного Судом, находятся за пределами компетенции ratione materiae Суда (см. обзор прецедентного права Суда, приведенный в предыдущем параграфе, в частности, Lyons and Others, упомянутое выше). Соответственно, жалобы заявительницы, в той мере, в какой они связаны с
5
неустранением исходного нарушения статьи 6 § 1 Конвенции, признанного решением Суда 2007 года, должны быть объявлены несовместимыми ratione materiae с положениями Конвенции в соответствии со статьей 35 §§ 3 (a) и 4.
Тем не менее, новая жалоба заявительницы также поднимает новые вопросы, касающиеся не столько исхода судебного рассмотрения, завершившегося решением Верховного Суда 2008 года, а скорее проведения и справедливости этого разбирательства, которые состоялось позже по времени и отличалось от национального разбирательства, к которому относилось решение Суда 2007 года.
Глава 2. Особенности влияния норм международного права на развитие внутригосударственного законодательства.
2.1. Императивный характер общепризнанных принципов международного права
В настоящее время важным фактором развития законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воль сторон. Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор.
Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем и задач. На согласительной основе проявляется стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры по разрешению международных кризисных ситуаций, создаются механизмы, которые способствуют реализации взятых на себя государствами международных обязательств. В условиях глобализации стоит общая задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, а также национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов и норм международного права .
Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они представляют собой основу современного международного права, существенным образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен признаваться международным сообществом государств недействительным с момента его заключения. Это также нашло подтверждение в следующей судебной практике. Заявитель, 1941 года рождения, проживает в г. Аммане (Иордания). По информации Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (далее – ООН), при режиме Саддама Хусейна заявитель руководил распределением финансов спецслужб Ирака. Компания-заявительница создана в соответствии с законодательством Панамы и зарегистрирована там, ее директором является заявитель. После вторжения Ирака в Кувейт 2
6
августа 1990 г. Совет Безопасности ООН (далее – Совет Безопасности) принял Резолюцию 661 (1990) от 6 августа 1990 г. и Резолюцию 670 (1990) от 25 сентября 1990 г., призывающие как входящие, так и не входящие в ООН государства воздержаться от сотрудничества с Ираком и от использования конфискованных им у Кувейта ресурсов, а также от поставки туда воздушного транспорта.
При рассмотрении дела в Федеральном суде Швейцарии заявители утверждали, что процессуальные гарантии, закрепленные в статье 14 МПГПП и статье 6 Конвенции, являются jus cogens, то есть императивными нормами общего международного права, в связи с которыми положения Резолюции 1483 (2003) утратили обязательную силу. Европейский Суд обращается к формулировкам статьи 53 Венской конвенции, где под jus cogens понимается «императивная норма общего международного права… которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Европейский Суд отмечает, что гарантии справедливости судебного разбирательства и, в частности, соблюдения права на доступ к правосудию для целей пункта 1 статьи 6 Конвенции занимают в Конвенции центральное место. Как Европейский Суд отметил в деле «Голдер против Соединенного Королевства», «[п]ринцип, требующий, чтобы была возможность обращаться с гражданскими исками в суд, относится к числу “общепризнанных” основных принципов права» (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского Суда по делу «Голдер против Соединенного Королевства», § 35). Однако несмотря на важность этих гарантий, Европейский Суд не считает их нормами jus cogens с точки зрения международного права в его нынешнем состоянии (см. § 57 настоящего Постановления). Следовательно, по данному вопросу Европейский Суд согласен с соответствующими доводами, приведенными в решениях Федерального суда Швейцарии, а также в замечаниях властей Швейцарии и государств, вступивших в производство по делу в качестве третьих сторон .
2.2. Реализация международно-правовых норм посредством внутригосударственного законодательства
Посредством национального законодательства реализуется большой массив международноправовых норм. Международно-правовые нормы включаются в национальные нормативные правовые акты: кодексы, законы, подзаконные нормативные правовые акты. Как правило, способы выполнения международных обязательств выбирают сами государства, если сам международный договор не предопределяет какой-либо порядок.
Из обширной группы международных договоров следует вычленить многосторонние международные договоры, заключенные как на универсальном, так и на региональном уровне. Вместе с тем следует иметь в виду, что и отдельные двусторонние международные договоры оказывают весомое влияние на развитие внутригосударственного законодательства. К таким договорам относятся, например, договоры, касающиеся сотрудничества государств в экономической сфере, в области культуры, по вопросам выдачи физических лиц.
Например, В данном докладе, представленном 26 января 2010 г. и насчитывавшем около 200 страниц, описывалась и анализировалась сложившаяся ситуация. Из документа следовало, в
7
частности, что ношение скрывающей лицо одежды – новое для Франции явление (представляется, что до 2000 года почти ни одна женщина так не одевалась) и что к концу 2009 года так одевались около 1 900 женщин (из которых 270 – на заморских территориях), девять из десяти из них были младше 40 лет, двое из троих являлись гражданками Франции, и одна из четырех приняла ислам. Согласно докладу ношение подобной одежды являлось практикой, которая существовала до появления ислама, и оно не имело характера религиозного предписания, а являлось частью радикального самоутверждения лиц, находившихся в поисках своей индивидуальности в социальной сфере, а также действий экстремистских движений фундаменталистов. В докладе также указывалось, что данный феномен не наблюдался в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, в Чешской Республике, Болгарии, Румынии, Венгрии, Латвии и Германии. Таким образом, в этих странах данный вопрос не обсуждался, в отличие от Швеции и Дании, в которых практика ношения полностью скрывающей лицо одежды была, тем не менее, не так распространена.
В мае 2010 года был представлен законопроект о запрете скрывать лица в общественных местах, поскольку власти Франции пришли к выводу, что иные варианты (медиация и парламентская резолюция) не являлись достаточно эффективными средствами и что запрет, ограниченный определенными местами или обстоятельствами, не будет являться адекватным средством защиты соответствующих принципов и будет сложен в применении (Закон о запрете скрывать лица в общественных местах, исследование относительно последствий, май 2010 года).
Заключение
В заключение хочется отметить следующее.
Под взаимодействием двух систем права можно понимать определенное обоюдное действие, основывающееся на общих целях, дающее взаимное развитие, а также дающее основу для существования у них общих сфер регулирования.
Отдельное влияние правовых систем данных видов права также предполагает взаимодействие между ними.
Ученые пришли к выводу, что целью сотрудничества этих видов права является налаживание такого взаимодействия, которое позволяет реализовать их общие приоритеты. В этом процессе каждая из систем опирается на другую для достижения своих целей, а наличие общих приоритетов делает необходимой их согласованную деятельность.
Функции взаимодействия международного и внутригосударственного права представляет собой координацию деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для достижения цели их взаимодействия, а также координацию развития обеих систем права в необходимом для достижения поставленной цели направлении.
Активное присутствие на международной арене и участие в решении конкретных международных проблем диктует для государств необходимость вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем сообразуясь не только с нормами собственного национального законодательства, но и с принципами и нормами международного права.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников литературы
Нормативно-правовые акты
1. Организация Объединенных Наций/ https://www.un.org/ru/about-un/.
2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
3. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года/ Принят резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005_ch1.shtml.
4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики/ http://www.vspmr.org/legislation/constitution/.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Учебная литература
6. Абашидзе, А. Х. Европейская система защиты прав человека : учебное пособие для вузов / А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисиевич ; под редакцией А. Х. Абашидзе. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08235-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452980.
7. Бирюков, П. Н. Международное право в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / П. Н. Бирюков. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06061-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451777.
8. Бирюков, П. Н. Право международных организаций : учебное пособие для вузов / П. Н. Бирюков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06961-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451349
9. Вылегжанин, А.Н. Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; ответственный редактор А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01990-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451855. С.100.
10. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для вузов / И. В. ГетьманПавлова, Е. В. Постникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 560 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06679-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449852.
9
11. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право в 3 т. Том 2. Особенная часть : учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01972-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451835.
12. Гулин, Е. В. Международное право: Учебное пособие / Гулин Е.В., - 2-е изд. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 176 с.: - (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-1063699. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1014723.
13. Игнатенко, Г. В. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 752 с. - ISBN 978-5-16103333-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/987367.
14. Каламкарян, Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 632 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3123-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448534.
15. Кашкин, С. Ю. Право Европейского союза : учебник для вузов / С. Ю. Кашкин, П. А. Калиниченко, А. О. Четвериков ; под редакцией С. Ю. Кашкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02805-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450108.
16. Ключников А.Ю. Развитие международного права через судебное толкование // Российский юридический журнал. 2018. N 4. С. 37 - 42.
17. Капистин, А.Я. Международное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / А. Я. Капустин [и др.] ; под редакцией А. Я. Капустина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02062-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451968. С. 70.
18. Матвеева, Т. Д. Международное право : учебник для вузов / Т. Д. Матвеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 371 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02534-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450312.
19. Стародубцев, Г.С. Международное право: Учебник / Под ред. Г.С.Стародубцева - 2-е изд. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 416 с.:- (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 9785-16-104145-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1082298.
Судебная практика
20. Постановление от 20.10.2016г по делу Дело «Муршич (Muršić). С. 70-71.
21. Постановление от 12.9.2012 по делу Нада против Швейцарии [GC] - no. 10593/08 [Nada v. Switzerland].
22. Постановление от 23 февраля 2017г по делу «Де Томмазо (De Tommaso) против Италии» (Жалоба № 43395/09).
10
23. Постановление от 21 июня 2016 г по делу Дело «Аль-Дулими и компания “Монтана Менеджмент Инк.” (Al-Dulimi and Montana Management Inc.) против Швейцарии» (Жалоба № 5809/08).
24. Постановление от 8 июля 2019 г по делу Дело «Михалаке (Mihalache) против Румынии» Жалоба № 54012/10.
25. Постановление от 19 декабря 2018 г. по делу Дело «Молла Сали (Molla Sali) против Греции» (Жалоба № 20452/14).