Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования подтверждается тем, что в виду активного роста экономики, на рынке появляются новые виды бизнеса один из
53
которых – подарочные боксы. Можно отметить тенденцию в том, что сегодня подарком стали уделять большое внимание, и каждый хочет подарить что то оригинальное и полезное. Ответом на данную потребность стали подарочные боксы, которые в себе содержат различные виды продукции по любой тематике и назначению. Цель исследования – на основе изученных теоретических основ бизнеспланирования, разработать бизнес-план по открытию компании по сборке и продаже подарочных боксов в городе Прага. Задачами данного исследования были определены: 1. Изучить концепцию бизнес-планирования. 2. Рассмотреть особенности действующих методик бизнеспланирования. 3. Разработать бизнес-план и оценить его эффективность. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1. Планирование инвестиционного проекта
Во всем мире практика планирования инновационной деятельности и развития бизнеса показала свою эффективность. Одним из методов планирования этой деятельности выступает бизнес-план, дословный перевод с английского означает - «план предпринимательской деятельности». В теоретический смысл инвестиционного проекта представляет собой документ, он разрабатывается существующим либо новым предприятием для того чтобы реализовать коммерческое мероприятие (инновационный проект). Не существует единого понятия инвестиционного проекта, каждый автор, который занимается вопросами рассмотрения бизнеспланирования, трактует этот термин по-своему. По мнению, В.А. Абрамова, бизнес-план - это план осуществления бизнес-операции, дей¬ствий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его произ¬водстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Г.Н. Алексеева отмечает, что бизнес-план - это документ, дающий описание основных аспектов будущего развития предприятия, анализирующий все риски, с которыми оно может столкнуться в процессе реализации проекта, определяющий способы решения этих проблем[2].
54
По М. Бухалкова, бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства, охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно чёткую экономическую оценку намеченным мероприятиям [5]. По определению И. Балабанова, бизнес-план – форма представления инвестиционного проекта в виде компактного документа, выполняемого, как правило, на стадиях предварительного техникоэкономического обоснования и технико-экономического обоснования, описывающего предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющего финансово-экономические условия и возможные результаты реализации проекта. И.В. Игошин отмечает, что бизнес-план представляет собой, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. В целом, соглашаясь с точками зрения различных авторов можно отметить, что бизнес-план представляет собой инструмент внутрифирменного планирования, который позволяет отразить суть и особенности планируемых к реализации мероприятий в предпринимательской сфере с целью оценки их экономической эффективности. Вследствие этого, качество разрабатываемых бизнеспланов приобретает большое значение, так как от его уровня зависит принятие тех или иных инвестиционных решений. Алиев В.С. считает, что бизнес-план это: «программа осуществления бизнес-операции, действий организации (предприятия), где содержатся сведения об организации (предприятия), товаре, его производстве, маркетинге, рынках сбыта, как организовываются все операции и их эффективности». А. Джозеф полагает, что бизнес-план это: «документ, который разрабатывается действующем либо новым предприятием, где группируются важнейшие аспекты запланированного коммерческого мероприятия» [10]. Таким образом, мы рассмотрели разные трактовки, из чего следует, что, бизнес-план это документ, где представлена информация о будущей услуге или товаре, расписаны проблемы рынка, с которыми может столкнуться предприятие при реализации своей услуги или товара, расписаны действующие конкуренты, барьеры входа на рынок, финансовые перспективы продажи новой услуги или товара и т.д. [14] Инвестор, анализируя бизнес-план, где содержится информация о необходимых ресурсах и идеи проекта, рассматривает его
55
экономическую эффективность, с целью принятия решения инвестировать ли свои средства либо отклонить предложение предпринимателя. Из всего сказанного, становится очевидным, что, по своей сути бизнесплан это документ, как для начинающих бизнесменов, так и для действующих крупных и малых компаний и организаций. Составляется бизнес-план, как для предприятия уже действующего, так и для нового вида деятельности или продукции (инновации), новой организации либо бизнесмена (инноватора). В то же время, он необходим как предпринимателю для начала сивого бизнеса, так и акционерам, руководителю организации, инвесторам. Таким образом, мы рассмотрели разные трактовки, из чего следует, что, бизнес-план это документ, где представлена информация о будущей услуге или товаре, расписаны проблемы рынка, с которыми может столкнуться предприятие при реализации своей услуги или товара, расписаны действующие конкуренты, барьеры входа на рынок, финансовые перспективы продажи новой услуги или товара и т.д. Инвестор, анализируя бизнес-план, где содержится информация о необходимых ресурсах и идеи проекта, рассматривает его экономическую эффективность, с целью принятия решения инвестировать ли свои средства либо отклонить предложение предпринимателя. Из всего сказанного, становится очевидным, что, по своей сути бизнесплан это документ, как для начинающих бизнесменов, так и для действующих крупных и малых компаний и организаций. Составляется бизнес-план, как для предприятия уже действующего, так и для нового вида деятельности или продукции (инновации), новой организации либо бизнесмена (инноватора). В то же время, он необходим как предпринимателю для начала сивого бизнеса, так и акционерам, руководителю организации, инвесторам. Несмотря на то, что для чего и кем разрабатывается и оценивается бизнес-план – его главное назначение – способствовать получению прибыли. Поэтому, основное назначение разработки инвестиционного проекта содержится в следующем, рис. 1. Рисунок 1. Назначение инвестиционного проекта
В практике так сложилось, что осуществляют разработку инвестиционного проекта для того чтобы привлечь инвестиции (внешние цели), но он составляется и для внутренних целей компании[14].
56
На рисунке 2 представим основные и сопутствующие цели бизнеспланирования. Внутренние цели представляют собой оценку знаний подготовленности персонала к реализации проекта, что выражено в уровне квалификации, опыте работы, навыках и умений реализации подобных проектов.
Рисунок 2. Цели разработки инвестиционного проекта[19]
Важную роль в проекте играют и стратегические цели, так как реализация инвестиционного проекта основана на стратегии, а оценка конкурентов, рыночной среды, выявление слабых сторон позволяет адекватно оценить ситуацию и представить стратегические цели. Таким образом, основной целью инвестиционного проекта является планирование деятельности предприятия на определенный период времени на основе бизнес-идеи, требованиям рынка, определенными ресурсами, получения прибыли. Основная цель инвестиционного проекта достигается посредством пяти важнейших целей бизнес-планирования, которые представлена на рис. 3. Рисунок 3. Способы достижения основной цели инвестиционного проекта Для предпринимателей, которые организуют, собственный бизнес для достижения поставленных целей бизнес-план ориентируется на решение следующих задач, которые представлены на рисунке 4. Рисунок 4. Задачи инвестиционного проекта Исходя из рассмотренных целей и задач инвестиционного проекта, определим его функции, рис. 5. Рисунок 5. Основные функции инвестиционного проекта [17]
Бизнес-план очень существенно отличается от стратегического и тактического планирования: 1. Бизнес-план, в отличие от тактического и стратегического планирования, занимается прорабатыванием основной цели планирования. 2. Реализация инвестиционного проекта направлена на развитие проекта, а альтернативы применения стратегического и тактического планирования масштабнее.
57
3. Горизонт планирования стратегического и тактического планирования, по мере реализации планов пересматривается, а у инвестиционного проекта имеется четкий временной интервал достижения цели. Если бизнес-план разработан правильно, то для предпринимателя это становиться огромным в организации собственного бизнеса. Эти преимущества продемонстрированы на рисунке 6. Рисунок 6. Преимущества разработки инвестиционного проекта для предпринимателя
Сам процесс разработки инвестиционного проекта зависит от самой идеи проекта, от специфики и масштабов деятельности предприятия, от политических и экономических факторов. Однако, несмотря на это имеется определенная методология процесса разработки инвестиционного проекта, представим ее на рис. 7. Рисунок 7. Организация процесса разработки инвестиционного проекта
Процесс разработки инвестиционного проекта требует определенных знаний и практического опыта. Бизнес-план это документ реализации бизнес-идеи, где конечной целью является получение прибыли, реализация инвестиционного проекта помогает бизнесмену привлекая инвесторов продать новый товар и выйти на рынок, заняв на рынке свою нишу. Также надо заметить, что реализация бизнес-проектов всегда сопряжена с рисками, вследствие этого, в бизнес-плане всегда предполагаются мероприятия по понижению потенциальных рисков [5]. При составлении инвестиционного проекта предприятию требуется собрать обширный набор информации, отражающей большой круг вопросов. По мере развития бизнеса объемы такой информации все увеличиваются. В таких условиях организации целесообразно иметь несколько видов одного инвестиционного проекта: Официальный бизнес-план, который является кратким изложением прошлого, текущего и будущего положения бизнеса и предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, руководителей и акционеров. Такой бизнес-план как правило содержит три вида расчетов: реальный, пессимистический и оптимистический. Рабочий бизнес-план, предназначенный для первых лиц компании, консультантов и разработчиков. В нем сосредоточен весь рабочий материал.
58
При помощи такого инвестиционного проекта можно понять степень важности официального плана, определить порядок действий до того, как начнется практическая реализация, рассмотреть детально все возможные варианты разрешения возникающих проблем, распознать заранее и оценить внутренний и внешний риски, осуществлять тщательный контроль состояния дел, при учете постоянных изменений внешней и внутренней среды. Также рабочий бизнес-план выступает справочником в процессе модернизации официального инвестиционного проекта. Ключевой момент бизнес-планирования – это оценка инициатором проекта таких аспектов: 1 Возможностей и необходимости выпуска определенного объема продукции; 2 Потенциальных потребителей; 3 Уровня конкурентоспособности реализуемых продуктов на внутренних и внешних рынках; 4 Своего рыночного сегмента; 5 Показателей коммерческой эффективности, региональной и бюджетной; 6 Показателей достаточности капитала и возможных источников привлечения средств. Бизнес-план является изложением системы доказательств, которые убеждают инвесторов в выгодности рассматриваемого бизнес-проекта, определением степени жизнеспособности и устойчивости предприятия в будущем, позволяет предвидеть риски предпринимательской деятельности, конкретизировать перспективы бизнеса в системе качественных и количественных показателей, развивать перспективный взгляд на компанию. Бизнес-планирование применяется для: 1. Снижения отрицательного эффекта неопределенности и внешнего воздействия; 2. Сосредоточения внимания на ключевых задачах; 3. Достижения экономического функционирования; 4. Способствования интеграции деятельности подразделений фирмы в достижении общей цели; 5. Облегчения контроля за достижением планов. Разработка инвестиционного проекта может вестись как по заданию на его составление, так и по собственной инициативе. Модель представляет собой важнейший инструмент научного познания, образ объекта изучения или управления. Конструирование модели происходит таким образом, чтобы отражались все характеристики
59
объекта, представляющие значимость для целей анализа. К примеру, чтобы спланировать деятельность предприятия обычно применяются экономико-математические модели, являющиеся абстракцией реальных процессов в компании. Главная функция модели – это воспроизведение с необходимой точностью прогнозируемых параметров деятельности, которые представляют исследовательский интерес. Деятельность предприятия можно охарактеризовать многими факторами. Особое значение придается фактору времени, который в случае компьютерного моделирования можно масштабировать. Чтобы осуществлять такое масштабирование, необходимо вводить такие интервалы времени, в которых все остальные параметры остаются прежними или же заменяются обобщенными величинами. С помощью этих двух процессов: расчета событий интервала и укрупнения единиц интервала времени можно спрогнозировать и рассчитать варианты управленческих действий. Отдельное сочетание параметров, которые соответствуют принятому временному интервалу, является характеристикой состояния системы. Из этого можно сделать вывод, что моделирование – это описание соотношений, которые преобразуют характеристики данного состояния системы. Финансовая модель бизнес-плана в общем смысле – это описание деятельности предприятия и его развития в денежном выражении. Такая модель описывает взаимосвязи финансовых потоков и процессов, характерных для организации. Основными составляющими финансовой модели являются: Отчет о движении денежных средств, отражающий операционные, финансовые и инвестиционные потоки денежных средств; Бухгалтерский баланс; Отчет о прибылях и убытках. Чтобы начать строить финансовую модель, следует в первую очередь составить список всех вариантов получения прибыли и отразить это в плане продаж по месяцам. Как только будет составлен прогноз продаж по всем направлениям можно переходить к оценке себестоимости продаж. В процессе работы модель можно корректировать и углублять. Следующим шагом по разработке финансовой модели является планирование расходов. Для этого необходимо разделить расходы на переменные, зависящие от объема прибыли, и постоянные, не зависящие напрямую от выручки. Переменными могут быть расходы по закупкам, оплате труда производственного персонала, оплате работ субподрядчиков, транспортным расходам и др. Если из суммы доходов вычесть все переменные расходы, то получится валовая прибыль.
60
Следует четко выделить данный показатель в финансовой модели, поскольку он является индикатором, отражающим ее эффективность. Далее следует просчитать постоянные расходы, к ним могут относиться: административные расходы, хозяйственные, т.е. не относящиеся напрямую к продаже продукции. Планирование расходов является важной частью финансовой модели, главное – это реалистичность и детализация всех прогнозов. Разность валовой прибыли и постоянных расходов – это операционная прибыль. Данный показатель позволяет дать оценку операционной деятельности компании. Собрав воедино все прогнозы по операционной, инвестиционной, а также финансовой деятельности компании можно составить прогнозный отчет по движению денежных средств. Данная часть модели позволяет спланировать поступление денежных средств, прояснить различные вопросы, относящиеся к деятельности фирмы. Созданную финансовую модель необходимо использовать, особенно на первоначальных этапах, чтобы анализировать деятельность компании и сопоставлять планы с фактической ситуацией.
1.2 Структура и содержание инвестиционного проекта
При подготовке бизнес-планов придерживаются определенной методики. Каждая из существующих методик содержит свою структуру инвестиционного проекта и выбор той или иной методики зависит от специфики реализуемого проекта, характера продукта или услуги, объема инвестиций, предъявленных к проекту целей. Рассмотрим существующие методики разработки инвестиционного проекта и определим наиболее подходящую для проектирования. В экономически развитых странах имеются национальные методики бизнес-планирования. Наиболее распространенными являются методики: Рубпейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда и методика UNIDO. Методика UNIDO является наиболее распространенной, так как она является привлекательной для западных инвесторов. Рассмотрим ее подробно. Данная методика выполняет роль единого подхода при разработке технико-экономического обоснования и инвестиционного проекта
61
проекта, позволяющего общаться между собой специалистам из различных стран мира. Основой данной методики является технико-экономическое обоснование проекта. Технико-экономическое обоснование проекта отличается от инвестиционного проекта следующим, рис. 8. Рисунок 8. Технико-экономическое обоснование проекта по методике UNIDO
По сравнению с бизнес-планом технико-экономическое обоснование ориентировано на технические объекты и в нём рассматривается более узкий круг вопросов. В соответствии с методикой UNIDO предлагается следующая последовательность изложения материалов в технико-экономическом обосновании: 1. Исходные данные. 2. Рынок. 3. Производственная мощность предприятия. 4. Материальные ресурсы. 5. Географическое нахождение предприятия. 6. Проектно- конструкторская документация. 7. Организационное проектирование. 8. Трудовые ресурсы. 9. Календарное планирование реализации проекта. 10. Финансово-экономическая оценка проекта. Согласно методике UNIDO, бизнес-план должен состоять из одиннадцати глав, представленные на рис. 9. В экономически развитых странах имеются национальные методики бизнес-планирования. Наиболее распространенными являются методики: Рубпейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда и рассмотренная выше, методика UNIDO, таблица 1. План маркетинга 2.5 План маркетинга
Преимуществом открытия компании в Праге является то, что конкурентов нет. Это первая компания на рынке по сборке и продаже подарочных боксов. Емкость рынка
62
Ер = Количество потенциальных покупателей * Норма потребления * Цср Ер = 150,3 *2 * 1,0=300,6 тыс. чел. Целевыми потребителями являются физические лица в возрасте 20-65 лет, покупающие продукт 1-2 раза в месяц. Доход средний. Стратегия маркетинга достаточно своеобразна: никакой агрессивной рекламы – на радио, телевидении, газетах и журналах; никаких ярких упаковок и «желтых» ценников; проведение благотворительных акций и акций в защиту экологии планеты; максимальная концентрация внимания потребителей на натуральности выпускаемой продукции. Для того, чтобы добиться уровня продаж, обеспечивающего доходность магазина необходимо разработать ряд маркетинговых мероприятий в соответствии с принципами маркетинговой стратегии компании «LUSH». План маркетинговых предприятий представлен в таблице 11. Таблица 11 - План маркетинговых мероприятий магазина «LUSH»