Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Определенное место среди субъектов гражданского права всегда принадлежало и остается принадлежать юридическим лицам. На сегодняшний день регламентирование правового положения юридических лиц в отечественном законодательстве, безусловно, переживает очередную степень своего становления. Впервые за последнее несколько лет формирования российского гражданского законодательства, Гражданский кодекс Российской Федерации, представив новые существенные идеи и теории, дал относительно полную, отвечающую нынешним потребностям общества, юридическую регламентацию большинства вопросов, которые связаны с деятельностью юридических лиц. К их числу можно в полной мере причислить и вопросы деятельности иностранных юридических лиц на территории нашей страны.
Отдельные теоретические положения о сути такого феномена, каким выступает юридическое лицо, сформированные в российской юридической науке еще советского периода и приспособленные к централизованной, огосударствленной плановой экономике, в обстоятельствах формирования рыночных отношений и свободного предпринимательства очутились несостоятельными. Наряду с этим, некоторые положения этого института и раньше не выступали довольно разработанными.
Проведение экономической реформы в Российской Федерации, существенное изменение системы хозяйственных отношений с новой силой привлекают внимание цивилистов к проблемам существования и деятельности юридических лиц как самостоятельных субъектов гражданско-правовых отношений.
Цель данной работы – комплексное исследование юридического лица как субъекта международного частного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие национальности юридического лица;
- определить личный статут юридического лица;
- установить правовое регулирование представительств иностранных организаций;
- выявить особенности аккредитации иностранных представительств;
- рассмотреть отказ в аккредитации иностранных представительств.
Объект исследования – общественные отношения, связанные деятельностью иностранных юридических лиц.
Предмет исследования – особенности деятельности иностранных юридических лиц по законодательству РФ.
Во время разрешения поставленных задач для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования применялись следующие методы научного познания: формально-правовой метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения и комплексного изучения.
Нормативную основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, действующего гражданского законодательства.
Структура работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЛИЧНЫЙ СТАТУТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1 Понятие национальности юридического лица
Под субъектами международного частного права понимают участников гражданских, семейных, трудовых правоотношений, которые осложнены иностранным элементом. К ним можно отнести физических лиц; иностранных и российских юридических лиц; международные организации; государства и субъекты федеративного государства.
Отечественное законодательство не дает конкретного понятия иностранному юридическому лицу - в различных нормативных актах имеются свои определения, к примеру, на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под иностранным юридическим лицом понимается юридическое лицо и/либо организация в другой организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которого устанавливается по праву иностранного государства, где было учреждено данное лицо. То есть, иностранное юридическое лицо - лицо, которое создано и действует на основании нормативных положений иностранного государства.
Исходя из положений Налогового кодекса РФ , под иностранным юридическим лицом понимается организация, управление которой выполняется за границами нашего государства, непосредственная иностранная организация, если ее функции выполняются с применением ее собственных квалифицированных работников и активов в стране постоянного местонахождения. Налоговый кодекс РФ причисляет к иностранным юридическим лицам (ст. 11, п. 2) и международные организации, а также филиалы и представительства этих иностранных лиц и международных организаций, сформированные на территории нашей страны. Кроме того, НК РФ устанавливает определение иностранной структуры без образования юридического лица, под которой понимает организационную форму, образованную на основании законодательства иностранного государства без образования юридического лица (к примеру, фонд, партнерство, а также товарищество, траст, другая форма реализации коллективных инвестиций и (либо) доверительного управления), которая на основании своих законов имеет право выполнять деятельность, которая направлена на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей либо других лиц) или других бенефициаров .
Физические и юридические лица по общему положению пользуются на территории нашей страны национальным режимом, то есть тем же объемом правоспособности, что и отечественные субъекты. Хотя на основании ст. 1194 ГК Правительством Российской Федерации могут быть закреплены реторсии, то есть ответные ограничения касающиеся имущественных, а также личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех стран, в которых присутствуют специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав наших граждан и юридических лиц.
«Привязанность» юридического лица к конкретному государству и его правопорядку называется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Принадлежность юридического лица к конкретной стране и, следовательно, его правопорядку существенно отличается от гражданства физических лиц.
Национальность юридического лица – это понятие, применяемое условно. «Судьям пришлось применить привязку к праву государства и для юридического лица, так же как существует привязка физического лица к соответствующему государству, с учетом того, что юридическое лицо является искусственным, «правом созданным» образованием, существующим независимо от лиц, в нем участвующих, и независимо от волеизъявления этих лиц» .
Национальность юридического лица, следовательно, подразумевает его принадлежность к определенной стране и устанавливается на основании критериев, закрепленных в государства, суд которой рассматривает появившийся спор.
В международной практике есть несколько главных критериев, которые позволяют установить национальность юридического лица:
- по месту образования юридического лица (например регистрации либо утверждения устава), то есть по месту инкорпорации юридического лица;
- по месту нахождения административного центра данного юридического лица (либо его управляющего органа);
- по месту его базовой деятельности.
В различных государствах есть разные критерии для установления национальности юридического лица. К примеру, в государствах англо-американского права критерием установления национальности выступает место инкорпорации юридического лица .
С увеличением объема иностранных инвестиций все большее значение получает критерий места основной деятельности, который позволяет подчинить решение вопросов правового режима иностранных юридических лиц местному законодательству.
В английском праве для того, чтобы установить связь юридического лица с государством, которое определяет правовой режим его деятельности (не национальность, а непосредственно статус - в смысле режим работы в границах конкретной правовой системы), используется термин «квазидомицилия», так как нельзя говорить о домицилии либо даже о месте нахождения (residence) касательно искусственно сформированных образований.
Торговая компания, к примеру, имеет квазидомицилий в государстве, где происходит ее основная деятельность либо есть центр, откуда осуществляется контроль за ее деятельностью, - это место нахождения ее «головного центра», то есть центра управления. Тем не менее, в любом случае, на основании английского прав, если юридическое лицо (либо корпорация) будет иметь местом нахождения Великобританию, где оно было инкорпорировано, то и при наличии органа управления в другом государстве данная компания «всегда будет считаться компанией, инкорпорированной по закону Великобритании (или какой-либо ее части), и будет рассматриваться как компания, имеющая местом нахождения Великобританию» .
Несовпадение представленных критериев в праве разных государств формирует иногда существенные трудности. Компания, которая учреждена в Швейцарии, головное правление которой пребывает в Лондоне, будет рассматриваться в Великобритании либо в США как швейцарская, т.е. эта компания будет обладать швейцарским статутом. Однако на основании права Франции либо ФРГ данная компания рассматривается как английское юридическое лицо.
Формирование Европейского союза и гармонизация корпоративного права поставили вопрос о конкуренции правовых систем в сфере регламентирования иностранных юридических лиц. Поводом для подобного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 145.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 29.09.1997. - № 39. - Ст. 4465.
4. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.07.1999. - № 28. - Ст. 3493.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - Ст. 4552.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 15.12.2003. - № 50. - Ст. 4850.
8. Постановление Правительства РФ от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.2014. - № 51. - Ст. 7456.
Научная и учебная литература
9. Асосков А.В. Личный закон юридического лица: комментарий к статье 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник гражданского права. 2016. № 2. С. 113 - 137.
10. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2013. С. 42 - 45.
11. Батлер У. Вступительная статья // Петровичев Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М.: Норма, 2002. С. VI.
12. Вступительная статья У. Батлера к кн.: Петровичев Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России: сравнительно-правовой анализ. М.: Норма, 2002.
13. Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Казахстана: новеллы правового регулирования // Законодательство и экономика. 2016. № 10. С. 55 - 72.
14. Лунц Л.А. Курс международного частного права: Особенная часть. М., 1975. С. 42, 43 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.04.2020.
15. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 848 с.
16. Наумова О. Иностранное юридическое лицо // Административное право. 2018. № 3. С. 53 - 68.
17. Польников В.В. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 49.