Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что социальная защита безработных сегодня находиться на низком уровне при сравнении с зарубежной практикой. С проблемами труда, трудовых взаимоотношений, оплаты труда и его производительности сопряжена не менее важная несогласованность занятости населения, около которой подразумевается степень вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения работниками местами. Олицетворение определенной общественно-политической занятости, формирование аспект с целью рациональной занятости предоставляет задачу, образовывающуюся как в рыночной, таким образом, и в нерыночной экономике.
Целью настоящего исследования является анализ социально-правовой защиты безработных.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы социально-правовой защиты населения;
провести анализ социально-экономической ситуации на рынке труда;
Объектом исследования является рынок труда города Кургана.
Предметом исследования является социально-правовая защита населения.
Методологической основой исследования служит диалектический метод познания, логический, анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Теоретической основной работы выступают труды ученых, среди которых можно выделить работы Акопян Г.А., Бункина М.К., Добрынина А.И., Иванова Н.А., а также других исследователей.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования системы социальной защиты населения
1.1. Политика занятости населения в зарубежных странах
В деле анализа мировых трудовых ресурсов большое значение имеет классификация населения в соответствии с критерием трудоспособности и связанным с ним фактором возраста. Международной практикой принято самое распространенное определение трудоспособного возраста, ограниченное рамками 16 - 65 лет. Статистическая методика ООН принимает следующее разделение: «дети и юношество» (население до 18 лет), «молодежь и взрослое население» (19 - 65 лет), «пожилые люди» (от 65 лет). В соответствии с критериями трудоспособности выделяют население: трудоспособного возраста, за рамками трудоспособного возраста (моложе и старше трудоспособного возраста), нетрудоспособное население. Трудовые ресурсы можно также классифицировать на категории:
Работающего населения, включающего фактически функционирующие трудовые ресурсы (работники трудоспособного и нетрудоспособного возраста), экономически активного населения (все работающие, безработные, но ищущие работу, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, то есть частично занятые).
Категория занятого населения является более широкой категорией, чем экономически активное население. К занятым можно отнести всех работающих, включая студентов, военнослужащих, людей, трудящихся в домашнем хозяйстве и др. В состав занятого населения не включаются безработные лица. С позиции мировой экономики занятость представляет собой деятельность трудоспособного населения в процессе создания общественного продукта (национального дохода).
Занятость общественного производства не исключает все виды полезной занятости, включая учебу в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, службу в армии, занятость в домохозяйствах, воспитание детей и уход за больными и престарелыми людьми. Не занятыми считаются те, кто в силу субъективных или объективных причин не может найти для себя полезную сферу деятельности, которая не находится в противоречии с законом.
С точки зрения мирового хозяйства решающее значение занятости заключается в функционировании общественного производства, которые определяет экономический потенциал общества, уровень, и качество жизни общества, в том числе благосостояние отдельных граждан.
Занятость в сфере общественного производства рассматривается как продуктивная занятость, а отношение продуктивной занятости к другим видам полезной занятости способствует определению рациональной занятости.
В государствах с функционирующей переходной экономикой можно проследить:
1. Быстрый рост занятости в сфере услуг;
2. Уменьшение числа занятых в промышленной и строительной сфере;
3. Сохранение большого числа занятых в сельском и лесном хозяйстве.
Для развивающихся государств характерны следующие особенности занятости: большая часть занятых в сельском и лесном хозяйстве, невысокая доля занятых в промышленной и строительной сфере. Отраслевая структура занятости в каждом государстве напрямую зависит от структуры производства ВВП.
1 В развитых государствах большая часть населения занята в сфере услуг (до 70%), меньшая часть в промышленном производстве (до 30%) и в сельском хозяйстве (до 5%). В большей части развивающихся государств основная доля населения занята в сельском хозяйстве (более 30%), в промышленной сфере (от 10%), в сфере услуг (30–45%). Важнейшей особенностью функционирования и развития международных хозяйственных и демографических факторов последних десятилетий становится урбанизация, которая представляет собой опережающий процесс роста городского населения и увеличение роли городов, хозяйства городов в экономическом развитии.
Дания, Бельгия, Швеция и Ирландия, к примеру, считаются государствами с отлично развитой и структурированной политикой и инфраструктурой в сфере занятости, то есть, эти государства лучше всего отстаивают собственного сотрудника. Эта позиция большинства западных государств разъясняется потребностью защитить сотрудника от результатов глобализации, между которых стоит отметить перетекание трудящихся мест из одного государства в иную в связи с движением потоков зарубежных вложений, а еще неизменный страх увольнения вследствие увеличивающейся конкуренции. [10, с. 33].
Американская модель рынка труда предполагает свободный вход и выход рабочей силы и гибкость затрат на нее Управление исполняется при помощи свободного найма и эластичностью заработной платы. Нанятый сотрудник чаще автономно беспокоится о собственном образовании. Нередко случается смена работодателя при предложении более прибыльных обстоятельств труда и заработной платы. На одних и тех же должностях во всевозможных организациях имеют все шансы быть различные значении заработной платы. При установлении ставок заработной платы, как правило, не предусматриваются анкетные данные. При выполнении схожих трудовых функций плата труда не отличается. Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность рабочей силы.
Японская модель рынка труда, это «система пожизненного найма, предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Модель подразумевает замкнутый вход и выход рабочей силы, и каждый день высочайшие издержки на нее. Главные особенности предоставленной модели: кропотливый отбор сотрудников, слабенькая мобильность рабочей силы, невысокая текучесть сотрудников. Гарантии работодателя по отношению к наемным сотрудникам поддерживаются профсоюзами. Издержки на изучение лежат в основном на работодателе, невысокая текучесть сотрудников разрешает применить внутрифирменное обучение, воспитывать у сотрудников творческое отношение к труду, к высочайшему качеству работы. Заработная оплата находится в зависимости от большого количества критериев. Работодатели показывают внимание еще к иным сторонам жизни наемных сотрудников помимо профессиональной.
Шведская модель рынка труда предполагает активную государственную политику занятости. Правительство финансирует образование, делает трудящиеся места в муниципальном секторе, субсидирует приватные фирмы с целью сотворения трудящихся мест. Политического деятеля занятости в предоставленном случае увязана с общей финансовой политикой страны [3, с. 22].
1.2 Социально-правовая защита граждан потерявших работу в Российской Федерации
Одной из важнейших сфер жизни социума с социально-экономической точки зрения является сфера труда и занятости. Согласно 37 статье Конституции Российской Федерации, каждый «имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Политика государства в сфере занятости выражает конституционные права граждан на использование своих способностей к труду и возможностей определения выбора деятельности [10, с. 22].
В настоящее время для России характерна переходная экономика. В данных условиях проблемы в сфере труда и занятости населения являются актуальными и затрагивают такие процессы как: функционирование рынка труда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан, создание и сохранение рабочих мест и другие.
Государство отводит большое значение политике в сфере занятости. На сферу труда и занятости оказывают влияние многочисленные факторы. Государственная политика занятости включает в себя систему мер, которая реализуется государственными органами власти в отношении сферы труда и занятости[4, с. 11].
Рынок труда и занятости является составной частью рыночной экономики. Государство, учитывает ситуацию на рынке труда и занятости населения, как с точки зрения спроса (интересов работодателей), так и с точки зрения предложения (наемной рабочей силы).
Для нормального функционирования рынка труда и занятости населения также необходимы юридические нормы и социально-экономические программы, которые составляют нормативно-правовую среду, которая обеспечивает наиболее эффективное и рациональное функционирование рынка труда. Она заключена в законодательных актах, нормах, правилах, которые регулируют взаимоотношения между субъектами рынка и определяют их права. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в Трудовом Кодексе РФ и в других законах, которые конкретизируются в указах Президента РФ и в решениях правительства[1].
На региональном уровне деятельность рынка труда и занятости населения регламентируется как Федеральными нормативно-правовыми актами, так и региональными [5, с. 13].
Все перечисленные компоненты способствуют равновесию спроса и предложения на рынке труда и реализации конституционного права людей на свободный труд.
Механизм рынка труда – это совокупность взаимосогласованных разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, выражающего интерес в работе по найму на основе информации в виде цены на труд, заключавшаяся в структуру.
Из структуры видно, что рынок труда развивается по законам спроса и предложения, которые не обходят стороной не один рынок в экономике. Спрос на рабочую силу как элемент механизма функционирования рынка труда заключается в потребности работодателей в работниках на любой момент времени для производства товаров и услуг, гармонирующий со спросом в экономике.
Общий спрос на труд представляет собой сумму занятых и имеющихся вакантных рабочих мест. Сумма занятых составляет величину удовлетворенного или реализованного спроса на труд. Количество вакантных рабочих мест – это нереализованный спрос (резервный). Также существует эффективный спрос на рынке труда, который определяется как разность между общим спросом и величиной излишней численности работников. Для нормального функционирования экономики возникает необходимость определения потенциального спроса на труд с учетом перспектив развития [6, с. 10].
Определенные рабочие места связаны с конкретными видами деятельности, с профилем предприятия. Они определяют структуру спроса на труд. То есть спрос на труд дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов деятельности.
Второй важный компонент из структуры функционирования механизма рынка труда является предложение рабочей силы.
Предложение рабочей силы – это предложение нанимаемого принадлежащей ему способности к труду, которая выступает на рынке труда в качестве товара – покупателю-работодателю за определенную заработную плату на определенный период времени. Как экономическая категория предложение труда выражает отношения собственности двух товаровладельцев: работодателя как собственника средств производства и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой Кодекс РФ по состоянию на 11.03.2020 // Российская газета. 2020. № 15.
2. Баранова, А.Ю. Влияние демографических процессов на функционирование рынка труда / А.Ю. Баранова // Nauka-Rastudent.ru. 2018. № 11. С. 9.
3. Буланов, В. С. Методологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество и экономика. – 2019. – 210с.
4. Васильцова, Л.И. Экономика управления персоналом / Л. И. Васильцова, Н. А. Александрова, С. В. Радионова, Е. А. Скворцов. – Екатеринбург, 2018. – С. 165.
5. Винокуров, Е.Ф. Характеристики движения трудовых ресурсов и уровень безработицы / Е.Ф. Винокуров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. 2019. Т. 23. № 4. С. 148-155.
6. Епанешникова, Е.А., Малкина, С.А. Статистика рынка труда / Е.А. Епанешникова, С.А. Малкина // Территория инноваций. 2017. № 6 (10). С. 38-42.
7. Ибрагимова, З.Ф., Япарова-Абдулхаликова, Г.И. Структурный анализ безработицы в РФ / З.Ф. Ибрагимова, Г.И. Япарова – Абдулхаликова // Статистика и Экономика. 2017. Т. 14. № 4. С. 33-40.
8. Панов, А.М. Макроэкономика. – М.: Юнити, 2017. С. 6.
9. Панов, А.М. Российский рынок труда и его институты в переходный период / А.М. Панов // В сборнике: Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений материалы II ежегодной научно-практической интернет-конференции. Вологодский научный центр Российской академии наук. 2017. С. 25-31.
10. Салтыков, В.И. Рынок труда РФ на современном этапе развития / В.И. Салтыков // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. С. 61-64.
11. Скворцов, Е. А. Актуальные проблемы и тенденции развития российского рынка труда / Е. А. Скворцов, А. Ю. Бекешева // Актуальные проблемы сохранения и развития биологических ресурсов: Сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2019. – С. 417-422.
12. Савченко П.В. Политика доходов и заработной платы. – М.: Юрист, 2016. – 456 с.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Доступ через http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf
14. Стрелкова Л.В. Труд и заработная плата. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 260 с.
15. Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат, 2017. — 261 c. Фахрисламова, Е.И. Статистика труда и персонала: практикум для студентов вузов всех форм обучения / Е.И. Фахрисламова; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 123 с.
16. Хайдукова, О.И. Статистика рынка труда, занятости в Российской Федерации и регионов страны / О.И. Хайдукова // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 26-4. С. 33-39.
17. Шаисламова, М. Р. Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества / М.Р. Шаисламова // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 305-307.
18. Шацкая, И.В. Развитие государственной системы управления трудовыми ресурсами на современном этапе / И.В. Шацкая // Экономика труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 173-182.
19. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2017. - 874 с.
20. Рощин С.Ю. Теория рынка труда. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 449 с.
21. https://trudvsem.ru/ - Портал о занятости в России
22. http://www.rostrud.ru/ - Федеральная служба по труду и занятости
23. http://www.ilo.org – Международная организация труда
24. http://www.zplata.ru/articles/2005/7/3056.html - журнал «Заработная плата»
25. gks.ru - Федеральная служба государственной статистики