Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из важных задач банка при выдаче кредита, является тщательная оценка финансового положения и кредитоспособности заемщика. В первую очередь это связано с тем, что существует риск невозврата суммы долга, и в результате этого банк может понести финансовые убытки. Кредитование всегда сопровождается наличием высокого кредитного риска. Это обусловлено тем, что у заемщика могут возникнуть проблемы с кредитоспособностью в процессе погашения долга. Соответственно, заемщик
2
не сможет оплатить сумму долга в установленные сроки и в результате чего образуется просроченная задолженность. Таким образом, рост уровня просроченной задолженности и, соответственно, уровня кредитного риска подчеркивает актуальность темы исследования и анализ способов качественной оценки финансового состояния корпоративных клиентов. Целью курсовой работы является рассмотрение Анализа и оценки кредитоспособности организации.
Глава 1. Методика анализа и оценки кредитоспособности организации заемщика 1.1. Понятие кредитоспособности, цели и задачи анализа
3
Кредитование в России в настоящий момент является одним из главных стимулов для развития экономики. Кредиты коммерческих банков пользуются большим спросом со стороны предприятий. При этом, тактика и стратегия банков в части предоставления кредита во многом зависит от кредитной политики. Соответственно, одной из главных целей кредитной политики коммерческого банка является определение конкретного вида кредита, который банк будет предоставлять заемщику на определенных условиях. При кредитовании как физических, так и юридических лиц у банка могут возникнуть ряд рисков. Наиболее значимым является кредитный риск. Под кредитным риском понимается возможность потерь банком финансового актива в результате неспособности контрагентов (заемщиков) исполнить свои обязательства по выплате процентов и основной суммы долга в соответствии с условиями договора. В связи с этим, возникает необходимость осуществления полного и объективного анализа финансовой состоятельности и кредитоспособности заемщика при выдаче кредита, поскольку одной из основных причин возникновения риска невозврата ссуды является утрата кредитоспособности заемщика. Соответственно, оценка финансовой состоятельности и кредитоспособности предприятия приобретает актуальность, так как при кредитовании коммерческий банк должен оценить движение и изменение финансовых ресурсов, а также вероятность несостоятельности и банкротства предприятия.
1.2.Зарубежная и отечественная практика оценки кредитоспособности организации заемщика
Методика анализа кредитоспособности предприятия не может строиться без информационной базы заемщика. Одним из важнейших составляющих методики анализа кредитоспособности заемщика является его информационная база. Суть информационной базы заключается в том, что без нее практически невозможно реально оценить рискованность кредитования в конкретном случае. Информационная база о заемщике должна отвечать следующим требованиям, она должна быть: полной, достоверной, доступной, оперативной.
4
Анализ кредитоспособности должен строиться на внешних и внутренних источниках информации. Внутренние источники это: Рисунок 3. Внутренние источники
Тем не менее, основной источник информации о кредитоспособности заемщика это его бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Бухгалтерская отчетность позволяет провести расчет коэффициентов, необходимых для присвоения кредитного рейтинга, также, отчетность дает информацию о финансово-экономическом положении предприятия заёмщика.
Глава 2. Система показателей для анализа организации заемщика и определения класса его кредитоспособности 2.1. Порядок определения кредитоспособности предприятия Кредитные организации самостоятельно определяют перечень показателей, используемых для оценки финансового состояния заемщика путем разработки соответствующих методик. Все методики по оценки финансового положения и кредитоспособности заемщика направлены на описание причин и следствий динамики основных показателей его деятельности. При этом, под методикой анализа и оценки заемщика понимается описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика. Методика банка является внутренним документом и должна содержать минимальный перечень требований по оценке финансового состояния заемщиков. Все методики, разрабатываемые кредитной организацией, представляются надзорному органу. Банк России выдает свое заключение о том, что внутренний документ кредитной организации позволяет адекватно оценить финансовое положение заемщика и создать резерв по ссудам, тем самым минимизировать кредитный риск.
5
Как правило, методики по оценке финансового состояния включают два основных блока: анализ качественных и количественных показателей. Анализ количественных показателей непосредственно связан с анализом основной деятельности предприятия. В данном случае речь идет об анализе таких показателей как: выручка, себестоимость, валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность, ликвидность. В отношении качественной оценки заемщика анализируется риски бизнеса в отрасли, уровень деловой репутации, уровень конкуренции и т.д. [3, c.38] Методика банка представляет собой набор показателей и их нормативные значения. На основе количественного и качественного анализа деятельности заемщика, полученные результаты оцениваются по утвержденной шкале банка с присвоением баллов. В первую очередь оценка финансового состояния корпоративного клиента начинается с этапа проведения экспертизы документов, полученных от клиента. Особая сложность возникает при получении справедливых, объективных и достоверных результатов финансового состояния юридического лица. В соответствии с этим, возникает необходимость применения Банком-кредитором полного экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта и детальная оценка. Проведение экспертизы документов необходимо с целью выяснения того, насколько организация целесообразно использует собственные средства, каким образом распределяет финансовые ресурсы, какова доля заёмного капитала. В данном случае, применительно к понятию «кредитоспособность» имеется в виду итоги хозяйственной деятельности организации, взаимоотношения с контрагентами, кредиторами и государством. Так же, на этом этапе, осуществляется проверка о наличии возбужденной в отношении Клиента процедуры банкротства и его дебиторов, судебных разбирательств, наличие непогашенной просроченной задолженности перед банком или другими банками по ранее предоставленным кредитам. 2.2. Скоринговая модель кредитования
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. В западной банковской системе, когда заемщик обращается за кредитом, банк может располагать следующей информацией для анализа: анкета, которую заполняет заемщик;
6
информация на данного заемщика из кредитного бюро - организации, в которой хранится кредитная история всего взрослого населения страны; данные движений по счетам, если речь идет об уже действующем клиенте банка. Кредитные аналитики оперируют следующими понятиями: «характеристики» клиентов (в математической терминологии -- переменные, факторы) и «признаки» -- значения, которые принимает переменная. Если представить себе анкету, которую заполняет клиент, то характеристиками являются вопросы анкеты (возраст, семейное положение, профессия), а признаками - ответы на эти вопросы. В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности. Заключение
Оценка финансовой состоятельности и кредитоспособности предприятия приобретает актуальность, так как при кредитовании коммерческий банк должен оценить движение и изменение финансовых ресурсов, а также вероятность несостоятельности и банкротства предприятия. Как правило, в классическом бизнес-процессе кредитования юридических лиц на первом этапе менеджер проводит переговоры с клиентом и в случае предварительного положительного ответа отправляет отчет о переговорах куратору клиентского блока. На этом же этапе сотрудник получает основную информацию по рассматриваемой сделке, а именно: - сумму, сроки, желаемую ставку по продукту; - информацию о целевом использовании; - данные о предмете залога; - финансовые показатели клиента. По индикативным финансовым показателям куратор проверяет целесообразность сделки с точки зрения соответствия утвержденным в банке критериям и программам кредитования.
7
Кредитные организации самостоятельно определяют перечень показателей, используемых для оценки финансового состояния заемщика путем разработки соответствующих методик. Все методики по оценки финансового положения и кредитоспособности заемщика направлены на описание причин и следствий динамики основных показателей его деятельности. При этом, под методикой анализа и оценки заемщика понимается описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые материалы: 1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 43. - ст. 4190. 2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве") // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 23. - ст. 2310.
3. II.Специальная литература: 4. Балахнев Ю.Н. Модель экспресс-анализа кредитоспособности организации//Аудит и финансовый анализ. - 2013.- № 1. –С.32-43 5. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансовохозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 44-50. 6. Гареев A.Р. Повышение эффективности процедур финансового оздоровления российских предприятий // Эффективное антикризисное управление. - № 2 (77). - 2013. - С. 80-85.
8
7. Деревягин А.С. Оценка платежеспособности компании: российский и зарубежный опыт // Справочник экономиста. - № 8. - 2017. – С. 63. 8. Жданов В.Ю., Рыгин В.Е. Теоретический анализ понятий «несостоятельность» и «банкротство» предприятия // Регионология. - № 4 (85). 2013. - С. 164-171. 9. Жигалова Н.Е., Булыгина М. Антикризисный инструментарий диагностики банкротства предприятий // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - № 38. - 2014. - С. 146-151. 10. Жминько Н.С. Несостоятельность и банкротство как независимые экономические категории // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - № 92. 2013. - С. 1115-1124. 11. Исик Л.В. Мониторинг финансового состояния и оценка возможности банкротства предприятия // Финансовый менеджмент. - № 2. - 2013. – С.21-26. 12. Ланг П.П. Институт несостоятельности (банкротства) самостоятельная процедура юридического процесса // Вопросы экономики и права. - № 55. -2013. - С. 43-47. 13. Львова О.А., Пеганова О.М. Факторы и причины банкротства компаний в условиях современной экономики // Государственное управление. Электронный вестник. - № 44. 2014. - С. 64-82. 14. Мохова Е.В. Несостоятельность, осложненная иностранным элементом: вызовы российской судебной практики // Предпринимательское право. - № 2. -2013. - С. 2-10. 15. Наумова Е.В. Несостоятельность (банкротство) как комплексный правовой институт в системе финансового права // Научное мнение. - № 12.-2013. - С. 219-226. 16. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая.- 5-ое издание, перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2015. – 536 с. 17. Торкановский Е. Антикризисное управление // Хозяйство и право. - № 1.-2014.-С. 14-30. 18. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2017. - 159 с.
9
19. Фомичева Л.П. Антикризисные меры: управление кредиторской задолженностью // Финансовый менеджмент. - № 1. – 2013. – С.33. 20. Чистопашина С.С. Аналитические процедуры выявления фиктивного и преднамеренного банкротства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – 2014. – 150 с. 21. Чурсина Ю.А. Выявление эффективной методики диагностики банкротства предприятия в целях предупреждения введения антикризисного управления // Финансовый менеджмент. - № 1. – 2013. – С.56. 22. Шепелев О.М., Кондраков О.В. Банкротство юридических лиц и экономическая безопасность региона // Социально-экономические явления и процессы. - № 6 (052). - 2013. - С. 154-159. 23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 574с. 24. Шестакова Е.В. Как провести экспресс-диагностику финансового состояния компании // Финансовый менеджмент. - № 4. - 2012. – С.87.