Фрагмент для ознакомления
2
3.1 Особенности трансформации форм собственности в современной России
В ходе длительного развития России как локальной цивилизации формировались культурные ценности, установки, традиции, которые определяли функционирование основных социальных институтов, в том числе и института частной собственности. Самобытное институциональное развитие России определило и развитие достаточно устойчивой этатистско-патерналистской модели государственности, которая оказала существенное влияние на функционирование института частной собственности в стране.
На волне начавшихся преобразований в постсоциалистических странах российская политическая элита также провозгласила курс на общественные преобразования, направленные на построение демократического государства со свободной рыночной экономикой. Экономические преобразования в стране российские реформаторы начали с приватизации.
Перед российскими государственными деятелями того периода встала уникальная задача, опыта решения которой еще не было в истории. Во- первых, с такими масштабами приватизации не сталкивалась ни одна страна мира. Фактически вся государственная собственность должна была быть трансформирована в различные виды частной собственности. Во-вторых, сроки приватизации были крайне ограничены. Так, в капиталистических странах процесс формирования частной собственности носил эволюционный характер, т.е. собственность складывалась веками. В постсоциалистических странах процесс приватизации не был таким стремительным, как в России. Например, в социалистической Польше приватизация, начавшая задолго до российских реформ, проводилась в течение 12 лет. В-третьих, распределению подлежала формально общая (общенародная) собственность, которая юридически не была собственностью самого государства, а являлась собственностью общества. Такой характер собственности не давал права организаторам приватизации осуществлять ее за деньги. В таком случае приватизация предполагала безвозмездную передачу государством частным лицам - гражданам, трудовым коллективам, юридическим лицам прав собственности на имущество, прав распоряжения и пользования им. Наконец, в-четвертых, приватизация собственности должна была осуществиться в стране, где население не имело денежные накопления, что в итоге предопределило выбранный способ приватизации — преимущественно бесплатно, за приватизационные чеки. Таким образом, именно система приватизационных чеков стала важным элементом программы приватизации в России.
За массовой чековой приватизацией последовал этап денежных, залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов. В 1995 г. Б.Н. Ельцин издал Указ о залоговых аукционах, который позволил форсировано осуществить приватизацию крупной собственности. В результате 80 % всей государственной собственности перешло в частные руки.
Как считают исследователи, именно залоговые аукционы являлись ключевым механизмом конвертации банковских капиталов в собственность крупнейших предприятий страны. Фактически бесплатная раздача государственной собственности стала катастрофическим итогом экономических реформ .
Но несмотря на то, что подавляющая часть российского общества никакой собственности в итоге приватизации не получила, тем не менее в стране сформировался класс крупных собственников.
Можно сказать, что зарождение крупного частного бизнеса в России начинается с 1992 г. в результате проведения приватизации крупной государственной собственности. Способ, которым осуществлялась приватизация, считают ученые, был направлен на решение следующих задач:
передача государственных предприятий преимущественно в руки тех, кто их уже реально контролировал;
снижение накала социальных конфликтов по поводу распределения собственности;
создание опоры политической власти в лице нового слоя крупных собственников.