Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростки группы риска – это подростки, находящиеся в обстоятельствах, обуславливающих неполноценное воспитание и развитие, испытывают трудности в обучении, проблемы в социализации и межличностном взаимодействии. В основном это психологически и физически здоровые дети, имеющие проблемы, возникшие по независящим от них причинам.
Политический строй, социальное и национальное расслоение общества, экономические, рост количество неполных, многодетных, неблагополучных семей не могут не отразиться на развитии подрастающего поколения. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям и наоборот. Увеличилось количество детей и подростков, имеющих поведенческие проблемы, так называемые группы риска.
В связи с создавшимся экономическим положением возросло число малоимущих семей, родители вынуждены большую часть времени проводить на работе, не уделяя должного внимания подростку, что также сказалось на нравственном, физическом и психологическом развитии. Подростки чувствуют себя незащищенными, испытывают психологические стрессы, не знают к кому обратиться за помощью.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Увеличилось количество девиантных проявлений в поведении школьников.
В условиях современной школы почти всех подростков можно отнести к категории группа риска в той или иной степени выраженности.
Социальному педагогу школы в своей работе приходится сталкиваться с различными проблемами, но проблема детей и подростков группы риска является наиболее актуальной, т.к. на данный момент нет единой эффективной системы сопровождения данной категории. Актуальность исследования также обусловлена кардинальными социальными изменениями последних десятилетий, поставившими современных молодых людей, и прежде всего подростков, в ситуацию предельной нестабильности и неопределенности, смятения и неуверенности в завтрашнем дне.
Объект исследования: постпенитенциарная адаптация подростка группы риска
Предмет исследования: особенности работы социального педагога по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска
Цель – изучить особенности работы социального педагога по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска
Гипотеза исследования основывается на том, что работа социального педагога по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска будет результативной.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «постпенитенциарная адаптация» подростка группы риска;
охарактеризовать социально-педагогическую работу с подростками группы риска;
изучить особенности работы социального педагога по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска;
разработать и внедрить программу/индивидуальный маршрут сопровождения по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска;
экспериментально подтвердить результативность программы/индивидуальный маршрут сопровождения по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска.
Методы исследования: изучение литературы и других источников, анализ, обобщение;; экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы качественной и количественной обработки данных.
База исследования: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области
Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога по постпенитенциарной адаптации подростка группы риска
1.1 Анализ понятия детей группы риска
Понятие «дети группы риска» многоаспектно, педагоги и психологи разных направлений занимаются изучением данного явления. Само понятие слова «риск» можно рассматривать как большую вероятность, возможность, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Во-первых, риск, который направлен на детей со стороны формирующих его как личность факторов, во-вторых, это риск, направленный детьми на общество, т.е. девиантное и делинквидное поведение, и, в-третьих, риск, который обуславливается жестокостью к себе (сюда можем отнести низкий уровень самоконтроля, импульсивность, агрессивность, суицидальное поведение и др.) [1, с. 53-58].
Когда говорят о детях «группы риска», то подразумевают, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Разные учёные выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Елены Ивановны Казаковой, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста по проблемам «Педагогики успеха», можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [6].
Близок к этому подход В.Е. Летуновой (директора средней общеобразовательной школы, которая открыта при "Институте специальной педагогики и психологии" Санкт-Петербурга). Валентина Евгеньевна выделяет следующие группы факторов риска: медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей с их психофизиологическим особенностям; темпа психического развития детей и темпа обучения; преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.) [7, с. 8].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Артамонова А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений [Текст]/ А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2009. - №1. – С. 53-58.
2. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» [текст]/ Астапов В.М. — М., 1996. – 83 с.
3. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.
4. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» [текст]/ Беличева С.А. — М., 2006. – 103 c.
5. Денчева Р.П., Петкова-Илиева И.П. Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 82-84.
6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [текст] / Е.И. Казакова. — СПб., 1998. — 209 с.
7. Киселева, Н.Ю. К вопросу о решении проблем детей «группы риска» в современном обществе / Н.Ю. Кисилева, Л.С. Тугарова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №43. С. 19-22.
8. Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС-центра [текст]/ Летунова В.Е. — СПб., 1998.- С. 8.
9. Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. Специальная педагогика. Учебник для бакалавров [текст]/ Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. — М., 2012. – 123 c.
10. Маслова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 632-634.
11. Монастырский, В.А. Социальный педагог в сельской школе: специфика, содержание и профессионализация деятельности / В.А. Монастырский // Гаудеамус. 2002. №7. С. 138-144.
12. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2007.
13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998. № 124 // Российская газета. 1997. №9. С. 12-14.
14. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей учеб. Пособие [текст]/ Овчарова, Р.В. — Архангельск: Просвещение, 1995. – 150 с.
15. Ожго, Т.А. Формирование социальных компетенций у подростков группы риска в условиях дополнительного образования / Т.А. Ожго // Научный журнал. 2018. №2. С. 103-105.
16. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. – 100 с.
17. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.В. Дубровиной [текст]/ И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2003. – 78 c.
18. Россия в цифрах: крат.стат. сб. / Росстат. – Москва, 2018. 522 с.
19. Скачкова, И.Б. Досуговые объединения как ресурс профилактики девиантного поведения подростков группы риска / И.Б. Скачкова // Человек и образование. 2011. №1. С. 80-84.
20. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток: науч. изд. / Д.И. Фельдштейн. – Москва: Изд-во МЖИ, 2008.208 с.
21. Хван, А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья / А.А. Хван // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2015. № 32. С. 182-189.