Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема межличностного конфликта является наиболее актуальным аспектом современной действительности. С данным социальным явлением люди сталкиваются ежедневно: на учебе, на работе, дома и в иных местах, требующих проявления коммуникативных способностей каждого человека. Личность является понятием общественным, которое показывает, что есть в человеке надприродного и исторического. Это значит, что человек создается природой, а уже общество помогает сформировать его личность. Отличительными характеристиками личности можно считать ее социальность, что в совокупности с природой создает теорию личности [4, 6]. Там, где существуют позиции и мировоззрения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о методах и способах их достижения, о сущности и принципах человеческого существования, где не ущемляется проявление человеческой индивидуальности и фантазии, – с неизбежностью возникают конфликтные ситуации. Однако с возникновение такой ситуации мы ощущаем эмоциональное напряжение и дискомфорт, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, разрешение которой требует больших затрат энергии [1, 7]. Главной задачей каждого человека является снижение уровня отрицательных последствий, порождаемых конфликтными ситуациями, таких как: нарушение коммуникации, ухудшение морально-психологического климата в коллективе, порождение чувства обиды, неудовлетворенности, а также плохого настроения и упадка жизненных сил [4, 7].
В настоящее время задача конструктивного разрешения конфликтов обретает актуальность в плане развития эмоционального климата межличностного сотрудничества и между людьми является обязательной составляющей успешного делового взаимодействия. Изучение социальных процессов, которые происходят в современном обществе, позволяет отметить, что одной из самых важнейших социальных проблем является конфликт. Чаще всего в обществе встречаются межличностные конфликты, которые содержат почти все сферы социальных взаимоотношений. В результате всякий конфликт, так или иначе, оказывается межличностным.
Цель исследования - анализ особенностей межличностных конфликтов в коммерческих организациях на примере магазина одежды ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц».
Задачи исследования:
1) изучить характеристики межличностного конфликта в организации;
2) провести анализ особенностей межличностных конфликтов в коммерческих организациях на примере магазина одежды ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц».
Объект изучения - межличностные конфликты.
Предмет исследования - особенности протекания межличностных конфликтов в организации.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Природа конфликта, сущность и особенности межличностного конфликта
Межличностный конфликт – это нормальное проявление социальных связей и взаимоотношений между личностями, средство взаимодействия при столкновении противоположных взглядов и потребностей, противоборство взаимосвязанных, но добивающихся своих целей двух или более сторон [1]. В нашей жизни мы можем встретить самые различные отношения к межличностным конфликтам. Одни люди думают, что конфликт - это то, что нам следует всячески избегать. Другие считают, что конфликтов избежать невозможно, так как, они окружают нас, а потому с ними необходимо смиряться. Третьи придерживаются следующего мнения: чтобы получить хорошие результаты нужно намеренно планировать конфликты, так как они представляют собой положительное явление в обществе, из которого следует извлекать пользу. Наиболее распространены следующие особенности межличностных конфликтов [1, 2]:
- Конфликты между людьми влияют не только на их собственные интересы, но также на интересы тех, с кем они состоят в каких-либо взаимоотношениях.
- Столкновения людей в межличностных конфликтах происходят именно в данном месте и в данное время. Источником их разногласия являются собственные причины.
- Межличностные конфликты для участников взаимоотношений являются особой проверкой и испытанием характеров, умственных способностей, воли и других личностных особенностей.
- В противоборственных отношениях выделяются все причины конфликта: общие и личные, внутренние и внешние.
- Межличностные конфликты практически всегда сопровождаются максимальной эмоциональностью.
Самые общие понятия о межличностных конфликтах в организации дают право считать, что исходных моментов, которые создает то или иное противоборство, по меньшей мере три: сами люди, которые состоят из персонала организации, - как отдельные лица, так и группы, сам коллектив; система социальных отношений, формы поведения коллег, их взаимоотношения; правила функционирования организации, стечение определенных обстоятельств, та или иная проблемная ситуация. Поведение субъектов межличностного конфликта строятся по-разному. Оно может обладать конструктивной направленностью, характеризующееся совокупным поиском выхода из конфликтных обстоятельств, приемлемого для всех сторон.
Возможно преимущество в силе одной стороны, которой без возражений поддаются другие. Не исключается и деструктивное поведение, проявляющее себя в действиях разрушительного характера. В межличностном конфликте каждая отдельная сторона старается утвердить свою точку зрения, обосновать другой ее неправоту, люди употребляют взаимные обвинения, прибегают словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение создает у субъектов конфликта резкие отрицательные эмоциональные чувства, которые усугубляют взаимоотношения участников и побуждают их на экстремальные поступки. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к конфликту как способ ее разрешения. Разрешение конфликта полностью будет осуществлено тогда, когда конфликтующие лица исключат основания конфликта. Если же в конфликте разрешится победой одна из сторон, то такое разрешение конфликта окажется только на какое-то время, и он обязательно возникнет вновь в подходящий ему момент [2, 6].
Если же в конфликте решающим моментом являются отрицательные начала, то такой конфликт отводит противоборствующие стороны от совместной деятельности, сооружает искусственно созданные препятствия на пути к взаимопониманию, усиливаемые желанием развивать противостояние и, не считаясь ни с чем, любыми путями добиться своего. В итоге осложняется морально-психологическая среда, ухудшаются отношения между участниками совместного дела, понижается их определенность и четкость в своей нравственной защищенности при контакте с другими людьми [2,7].
Человек оказывается в затруднительном положении, когда не получает желаемого ответа на тревожащие его проблемы и начинает думать, что в этом виноваты другие люди. В результате, он ведет себя неадекватно, выражая это через несправедливые претензии к окружающим, предъявляет к людям несправедливые и неоправданные требования. Окружающие его люди не очень понимают причины такого поведения, а если оно не соответствует их интересам, то между ними возникает конфликт [9, 5]. После того, как между группами людей возникают противоборство, то члены противоположных групп начинают считать друг друга врагами. В таких случаях противоборство между группами приводит к конфликту между личностями [3].
1.2 Теоретические основы управления конфликтом
В организации возможны конфликты по горизонтали и по вертикали управления, между различными категориями работников, должностными лицами различных подразделений. Межличностные конфликты часто возникают из-за претензий, связанных с уровнем заработной платы, назначением премий, с нечеткой организацией труда, введением новых норм и расценок, с невниманием администрации к бытовым проблемам сотрудников, грубостью руководителей [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. – М.: Дашков и К, 2015. – 45 с
2. Алехина Л.Л., Кучинова Я.С. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в условиях современного развития экономических отношений в России // научные записки ОрелГИЭТ. – 2017. – №2. – С.89–95.
3. Бездробинный В.Д., Красноплахтова Л.И. Влияние личности руководителя на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе/В.Д. Бездробинный, Л.И. Красноплахтова//Сборник материалов 71-й научно-практической конференции пол итогам НИР за 2015 г. «Научное обеспечение агропромышленного комплекса» Краснодар, КубГАУ – 2016 – С.410 – 412
4. Беляева С.В., Первова Н.Ю. Кризис, как сделать выбор? Оптимизация или инновации. Экономика и предпринимательство. 2015. – № 6–1 (59). – С. 673–675.
5. Бондарева Ю.И. Управление конфликтами в контексте формирования корпоративной культуры образовательной организации // Научные достижения и открытия современной молодёжи. – 2017. – С. 512–514.
6. Ван Ден Берг, Г., Питерсма, П. Ключевые модели менеджмента. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 400 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 656 с.
8. Волкова С.В., Курбатов В.Л. Инновационные системы управления предприятием. Казанская наука. Казанский Издательский Дом (Казань).– 2015. – №3. – С.46 – 48.
9. Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие. – М.: КноРус, 2017. – 224 с.
10. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник. – М.: Дашков и К, 2017. – 288 с.
11. Дзецина Е.А. Влияние корпоративной культуры на управление конфликтами в организации // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право материалы. – 2015. – С. 123–125.
12. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – 432с.
13. Душкин А.В. Конфликтология / Балан В.П., Душкин А.В., Новосельцев В.И. - М.: Гор. линия-Телеком, 2015.
14. Козырев Г.И. Конфликтология : учебник / Г.И. Козырев. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018.
15. Лимонова О.О. Мазницин В.В. Особенности становления личности в студенческом возрасте // News of Science and Education. 2017. Т. 5. № -2. С. 70-73.
16. Лимонова О.О., Глыва Д.И. Проблема становления личности подростков // News of Science and Education. 2017. Т. 5. № -2. С. 74-77 Николаева А.А., Савченко И.А., Корецкая Е.А. Корпоративная культура образовательной организации как средство разрешения и профилактики конфликтов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 3 (24). – С. 76 – 82
17. Салий С.Е., Красноплахтова Л.И. Изучение эффективности применения социальнопсихологических методов управления//Сборник материалов IX Всероссийской конференции молодых ученых «Научное обеспечение агропромышленного комплекса» – 2016 – С.1103 – 1104.
18. Тезяева А. С. Построение и оценка организационной структуры предприятия // Молодой ученый. – 2017. – №17. – С. 383 – 386.
19. Теория организации (теория менеджмента): учебное пособие / под ред. Г.И. Москвитиной, Е.Д. Платоновой. – М.: КноРус, 2017. – 352 с.
20. Халфина Р.Р., Тимченко Т.В., Сафронова Е.В. Особенности профессиональных и межличностных отношений в трудовом коллективе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - № 57-9. - С. 356-362.
21. Шевцова О.Н., Халина М.В., Волкова С.В. Актуальные аспекты экономической эффективности деятельности и эффективности управления предприятием // Казанская наука. – 2017. – № 3. – С. 26 – 33