Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В истории развития современного общества ни одно государство не смогло обойтись без взимания налогов, так как для выполнения своих функций необходимы денежные средства. Налоги в современном их понимании появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Взимание налогов является древнейшей функцией государства и одним из основных обязательных условий его существования.
2
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но важным звеном общей системы экономического регулирования.
В налогах заложены большие возможности по регулированию социально–экономических процессов. Налоги влияют на привлекательность государства для иностранных производителей и инвесторов. Все вышеперечисленные факторы влияют на экономическое состояние государства и положение его в мировой экономике.
Актуальность выбранной темы также обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, ликвидации одних налогов и заменой их на другие, улучшении принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития экономики и обеспечивали реализацию социально–экономической политики и благоприятные условия для экономического роста страны.
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики как основы обеспечения социальной безопасности
1.1. Налоговая политика: понятие, типы, цели формирования и задачи
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с самого момента возникновения государства. Под налогами понимают обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет соответствующего уровня. Устанавливая налоги, государство стремится в первую очередь обеспечить необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики. Таким образом, налоговая политика – это часть финансовой политики государства.
Налоговая политика – это система целенаправленных экономических правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов [40].
Несмотря на важнейшую роль налоговой политики, определение данного понятия на сегодняшний день до сих пор законодательно не установлено, поэтому целесообразно рассмотреть данное понятия в различных научно-публицистических источниках, проанализировать их и сформулировать свое определение данного понятия. Систематизация понятия «налоговая политика» представлено в таблице 1.
1.2. Принципы и механизмы реализации государственной налоговой политики
Рассмотрим методологические и общенаучные принципы налоговой политики страны.
Основная роль в формировании налоговой политики на каждом уровне управления принадлежит принципу юридической обоснованности, предполагающему законодательную регламентацию целостности и детальной структурированности налоговой политики и системы, а также централизации управления налогами со стороны государства на основании налогового законодательства.
Еще одним методологическим принципом реализации налоговой политики государства является принцип системности, который предполагает, что компоненты каждого уровня налоговой
3
политики должны быть согласованы между собой и способствовать достижению общей цели. В основании этого принципа находится совокупность различных сборов и налогов, включающая множество разноуровневых налогов (местных, региональных и федеральных), целесообразное соотношение прямых и косвенных налогов [35].
Методологический подход к формированию многоуровневой налоговой политики государства связан с принципом единства тактики и стратегии, т.к. формирование налоговой политики предусматривает выработку концепции и разработку стратегии, а реализация налоговой политики предусматривает выработку тактики. При этом тактика не должна противоречить стратегии и концепции налоговой политики, так же как и стратегия концепции.
Эффективность налоговой политики государства во многом определяется принципом эффективности, который зависит от сущности налоговой политики как совокупности мероприятий по формированию результативной системы налогообложения страны. Данный принцип объединил в себе ряд других принципов, которые позволяют в полном объеме раскрыть понятие «эффективность налоговой политики»:
– влияние налогов на принимаемые решения в экономической сфере должно быть минимальным или управленческие решения вовсе не должны зависеть от них;
– система налогообложения страны должна способствовать стабилизации экономики и ее росту;
– введение новых налогов не должно противоречить созданию единой системы налогообложения государства и общего экономического пространства;
– при формировании налоговой системы государства должна обеспечиваться непереносимость налога, введенного на местном или субнациональном уровне, на налогоплательщиков других территорий, т.е. пресечение возможности экспорта налогов;
– налоговая система должна быть проста, понятна для большинства граждан станы и иметь однозначное толкование;
– оптимальная эффективность каждого конкретного налога выражается в низком уровне государственных издержек по содержанию административного налогового аппарата и сбору этого налога.
Реализация принципа эффективности налоговой политики должна быть направлена на обеспечение соразмерности вводимых и действующих налогов, экономической согласованности интересов субъектов налоговой политики и налогоплательщиков.
1.3. Методы оценки социальной безопасности региона
В основе объективной оценки социальной безопасности региона предлагается использование процедуры индикативного анализа. Индикативный анализ позволяет не только оценить уровень социальной безопасности отдельного региона, но сравнивать его с другими регионами, а также отслеживать его изменение под воздействием отдельных угроз.
В соответствии с индикативным методом анализа сущность оценки социальной безопасности реализуется в системе индикативных показателей. Индикативный показатель (индикатор) социальной безопасности – это показатель состояния социально-экономической среды региона, значение которого отражает степень воздействия определенной угрозы на социальную безопасность региона. Анализ социально-экономического положения, как в стране, так и в
4
регионе проводится с определением индикаторов экономической безопасности, а также их количественного выражения и сопоставления с пороговыми значениями.
Это помогает определить экономическую безопасность территории, ее состояние и уровень, выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программноцелевых мер по снижению уровня угроз. Интересно, что не существует такого состояния, когда внешние или внутренние угрозы экономике отсутствуют, другими словами, нет абсолютной экономической безопасности. Так, например, Н.М. Мухитов пишет, что для социальной безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Он предлагает оценивать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Для оценки внешних угроз им предлагается использовать предельно допустимый уровень государственного долга, позиции на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов от импорта зарубежных технологий, комплектующих изделий, сырья.
Глава 2. Анализ налоговой системы Брянской области
2.1. Характеристика социально-экономической безопасности Брянской области
Брянская область является одним из регионов центра России, обладающим высокоразвитым промышленным потенциалом. В структуре производства ведущее место принадлежит предприятиям машиностроения и металлообработки, электронной, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и текстильной отраслей промышленности, промышленности строительных материалов.
В таблице 2. представим количественные показатели состояния экономики Брянской области за исследуемый период с 2015 по 2019 годы.
Таблица 2. – Динамика состояния экономики Брянской области с 2015-2019 гг.
Показатели 2015 г 2016 г 2017 г 2018 г 2019 г Отклонение 2019/2015 г
Валовый региональный продукт (ВРП), млн. руб. 2222,14 3857,8 4141,5 4328,6 4606,8 2384,66
Промышленное производство, млн. руб. 648,7 1201,1 1326,1 1356,9 1470,6 821,9
Обрабатывающая отрасль, млн. руб. 4,3 4,4 4,6 4,9 5,1 0,8
Общий объем налогов, млн. руб. 84,52 110,28 86,3 89,6 93,2 8,68
Объем инвестиций, млн. руб. 36,9 44,1 121,2 152,9 152,9 116
Реализованная продукция, млн. руб. 176,3 396,9 417,3 434,7 453,4 277,1
Численность населения региона, тыс. чел. 8,624 8,549 8,452 8,452 8,452 -0,172
Безработных к трудоспособному населению,% 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 0
2.2. Влияние налоговой политики на финансовые ресурсы Брянской области
5
Финансовые ресурсы Брянской области – это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении региона. Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2] доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений, т.е. поступающие в бюджет налоги являются существенным источников формирования финансовых ресурсов государства.
Рисунок 4 – Налоговые доходы различный уровней
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и естные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
Наиболее очевидный источник доходов регионального бюджета – доходы проживающих в регионе налогоплательщиков – напрямую связан с одним из показателей относительного уровня налогового потенциала региона – среднедушевыми доходами населения региона. Его основное преимущество – простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно публикуемых Росстатом РФ (таблица 5).
Глава 3. Проблемы налоговой политики в Брянской области и пути их разрешения
3.1 Направления укрепления социальной безопасности региона
Проведенный анализ позволил выявить основной круг актуальных угроз социальной безопасности Брянской области. В самом общем виде эти угрозы можно представить как идущие извне, от других сфер общественной жизни (прежде всего экономики), и опасности, вытекающие из самой социальной сферы для экономики, политики, имеющие обратное воздействие на социум. Также становится очевидным, что снижение угрозы для социальной безопасности прежде всего связано с выходом из экономического кризиса, продолжение которого усиливает опасность социальной катастрофы, а переход к стадии экономического роста, обеспечению экономической стабильности означает нарастание социальных ресурсов, расширение границ социальной безопасности. Чем стабильнее социальная безопасность, чем более материально, духовно, юридически она подкреплена, тем более обеспечено достойное качество жизни личности, которое является инструментом формирования социальной безопасности. Из этого следует, что качество жизни членов общества — основа социальной безопасности, так как само содержание качества жизни шире понятия социальной безопасности.
существенным является понимание главных направлений формирования социальной безопасности. Остановимся на основных принципах и узловых направлениях обеспечения социальной безопасности.
К основным принципам сохранения социального партнерства относятся:
– учет интересов разных социальных групп;
– своевременное выявление и разрешение критических ситуаций;
– усиление взаимодействия властных структур всех уровней с различными социальными слоями;
– повышение роли и ответственности государства за обеспечение социальной безопасности.
6
Существенными являются следующие узловые направления сохранения социальной безопасности в России:
– демографическая безопасность: устойчивое преодоление депопуляции и дифференцированная демографическая политика в различных регионах; регулирование миграционных потоков;
– экономическая безопасность: сближение уровней доходов различных социальных групп и сокращение децильного коэффициента; обеспечение оптимизации уровня занятости, особенно среди молодежи; повышение уровня жизни пенсионеров и семей с детьми;
– этнонациональная безопасность: проведение политики сближения уровня жизни в регионах;
— политическая безопасность: обеспечение представительства разных социальных и половозрастных групп в органах государственной власти и управления; обеспечение своевременной смены поколений во властных структурах; усиление борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Следует выделить основные механизмы обеспечения социальной безопасности:
– в области правового регулирования – принятие Социальной доктрины на высшем уровне и отражение ее в документах по национальной безопасности;
– мониторинг и прогнозирование уровня и динамики социальной безопасности по 4-м группам индикаторов с учетом циклических колебаний;
– обеспечение представительства разных социальных слоев и групп в органах местного самоуправления, региональных и государственных органах законодательной и исполнительной власти;
– формирование научной базы исследования тенденций и перспектив динамики социальной безопасности.
Заключение
В современных условиях налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играть важную роль – они стали одним из основных элементов формирования единого экономического пространства для государств, связанных хозяйственными и политическими интересами, поэтому все современные развитые государства стремятся совершенствовать свою систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, антидискриминационные налоги.
Система налоговых органов в РФ представлена службами, регулирующими налоговые отношения, и имеет иерархическую структуру, высшим звеном в которой выступает Федеральная налоговая служба, которой подчиняются территориальные налоговые органы. Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов РФ.
Налоговые органы, формирующие бюджеты всех уровней, являются единственными законными сборщиками налогов и сборов. В зависимости от того, насколько эффективно построена система налогообложения страны, и система налоговых органов зависит результативное функционирование всего народного хозяйства государства.
Система налоговых органов выстроена на трех основных принципах:
Соблюдение административно–территориального деления страны.
7
Оптимальное количество межинституциональных и властных связей.
Создание единого централизованного института.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ// "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340
5. Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах""Российская газета", N 150, 08.08.2001
6. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 5 декабря 2016 г. № 275.
7. Федеральный закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71719212/
8. Федеральный закон от 03.04.2017 № 58-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71545420/
9. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»// «Российская газета», N 219, 06.10.2004.
10. Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ–7–7/53@ (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32450) // «Российская газета», N 124, 04.06.2014.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// "Российская газета", N 247, 20.12.2001
8
12. Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) "О налоге на добавленную стоимость"// утратил силу
13. Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "Об акцизах"//утратил силу
14. Закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 (ред. от 06.06.2003) "О налоге на имущество предприятий"// утратил силу
15. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) // утратил силу
16. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 06.08.2001) "О налоге на прибыль предприятий и организаций"// утратил силу
17. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 313 с.
18. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.Н. Теоретические основы налогообложения: учебное пособие для вузов. – М., 2008.
19. Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление, 2009. – № 3.6. – С.74-76.
20. Валинуров Т.Р. Состав и внутренние связи налоговой политики государства // Налоговая политика и практика, 2010. – № 3.1. – С. 3-7.
21. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Налоговая политика России: проблемы и перспективы, 2010. № 4. – С. 4547.
22. Гринкевич Л.С. «Налоговый манёвр», деофшоризация экономики и другие направления современной налоговой политики России / Вестник Томского государственного университета. Экономика. Томск. 2015. № 1(29) – С. 138-150.
23. Дрожжина И.А. Аналитическое исследование критериев эффективности планирования налогообложения экономического субъекта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. – №1. – С. 50-64.
24. Денисов А.М. Налоговая политика РФ: практическое пособие. – М.: Москва, 2009. – 218 с.
25. Егорова М.С., Глущенко Я.С. Россия: основные направления налоговой политики до 2017 года // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. – №5. – С. 34-38.
26. Евстафьева А.Х. Методы оценки эффективности налоговой политики // Экономика № 3(18), 2013. – С. 19-25.
27. Егорова М.С., Глущенко Я.С. Россия: основные направления налоговой политики до 2017 года // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. – №5. – С. 34-38.
28. Иванов В.В., Ковалева В.В. Финансовый мир. – М.: Проспект, 2002. – 360 с.
29. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2010.
30. Казаков В.В. Предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта / Вестник Томского государственного университета. 2007. Томск. № 302 – С. 152-155.
9
31. Казначеева Н.Л. Кризис труда и капитала: проявление и преодоление / Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2007. № 1.– С. 23-34
32. Карп М.В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. – М.:, 2001.
33. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2001.
34. Князев В.Г. С.Ю. Витте и налоговая политика России // Финансы, 1999. – № 10. – С. 30-33.
35. Коростелкин М.М. Методологические и общенаучные принципы налоговой политики властного уровня // Экономические и гуманитарные науки. Научные направления в области финансов, налогов и кредита № 1 (252), 2013. – С. 76-81.
36. Лапов Д.Е. Реформы налоговой системы России 2001-2005 гг. // Вестник СибГУТИ, 2015. – № 4. – С. 13-28.
37. Лернер Е.Л. Налоговая политика российского государства в первой половине XIX века в отношении предпринимателей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. – № 118. – С. 54-58.
38. Лыкова О. Е. Эволюция налоговой политики в современной России // Инновационная экономика: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 1-4.
39. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 434 с.
40. Местоев М.Б. Российская налоговая система: эффективность реформ // Научное электронное издание «Глобэкси» Глобальные экономические, социальные и информационные проблемы современности. 2013.
41. Поролло Е.В., Казаков В.В. Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие. – М.: Экономика, 2009.
42. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2005. – 128 с.
43. Мажейкина Ю.А. Налоговая политика: понятие и методы реализации // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научнопрактической конференции – М.: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. – С. 127-129.
44. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. – 2011. – №11. – C. 18-23.
45. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. учеб. заведений /О.В. Скворцов, Н.О.Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
46. Сомоев, Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие/ Р.Г. Сомоев. – М.: Издательство ПРИОР, 2010.– 210с.
47. Сарварова, В.Ф. Современное состояние налоговых правонарушений: понятие, ответственность и совершенствование недоработок в системе контроля / В.Ф. Сарварова // Символ науки. – 2015. – № 11. – С. 154–157.
48. Севостьянов, И.А. Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности: проблемы и пути решения / И.А. Севостьянов // Вестник СГСЭУ. – 2016. – № 3. – С. 82–85.
49. Тимкина Т.А., Савельева Н.К. Исследование зарубежного опыта применения инструментов увеличения собираемости налогов. – М.: Современные проблемы социально-гуманитарных наук, 2016. – № 6. – С. 95-99.
10
50. Федулов В.Г. Налоговая политика России в условиях кризиса // Актуальные проблемы экономики и права, 2010. – № 1. – С. 89-95.
51. Ядрихинский, С.А. К вопросу о способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов/С.А. Ядрихинский // Финансовое право. –2014.–№ 7.– С. 28–32.
52. Якушкина, Е.Е. Взаимосвязь налогового материального и процессуального права/Е.Е. Якушкина // Финансовое право. –2012. –№ 1. –С. 38–40.
53. Янкевич, С.В. Принцип равного налогового бремени в решениях Конституционного Суда Российской Федерации/С.В. Янкевич // Вестник арбитражной практики.– 2013.– № 2.– С. 16–24.
54. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/1149307.html (дата обращения 12.05.2018)
55. Основные направления налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] // Налоговые отношения: сайт. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/
56. Основные направления налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] // Налоговые отношения: сайт. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/
57. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета [Электронный ресурс] // Государственная налоговая система: сайт. – Режим доступа: http://www.statetaxes.ru/
58. Недостатки российской системы налогообложения [Электронный ресурс] // Налоги и налоговое право: сайт. – Режим доступа: http://www.taxesright.ru/
59. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php
60. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. – http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379
61. Официальный сайт Независимой газеты. [Электронный ресурс]. – http://www.ng.ru/economics/2015–03–31/4_belorussia.htm