Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что авторское право развивается в отечественной правовой системе в соответствии с текущими международными тенденциями. Большой объем норм и сложность регулирования обусловлены возрастанием роли института, сложностью объектов, усложнением видов и способов совершения правонарушений.
Авторское право – термин, употребляемый в не менее чем двух значениях:
институт отрасли гражданского права (как часть подотрасли права интеллектуальной собственности);
совокупность правомочий автора в отношении произведения.
1. Общая характеристика авторского права
1.1 История развития авторского права в России
Развитие авторского права в России неразрывно связано с книгопечатанием. Из-за возникновения полиграфии книга стала товаром. Именно на этом этапе авторское право защищало интересы издателя. Книги печатали только государственные типографии.
Только в середине XVII века авторское право стало пересекаться с автором. Тогда оплата за труды авторов была в виде жалованья или в виде единовременного вознаграждения. А так же был так называемый «обмен». Эта «сделка» была упомянута в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г: «Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам «Андромеда и Персей», «Цирцея и Улисс» и для драмы «Суд царя Соломона» предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно».
В Санкт-Петербурге в 1803г была создана Комиссия, которая утвердила Положение об установлении принципов и норм оплаты авторского труда.
«Цензурный устав» от 22 апреля 1828 г – это первый российский законодательный акт, который регулировал вопросы авторского права. Он содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». Благодаря этому закону автор или переводчик книги имели «исключительное право использовать всю жизнь свое издание, а так же продавать». После смерти автора эти права переходили к наследникам на 25 лет.
1.2. Субъекты авторского правоотношения
В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как :
наследники авторов;
лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права;
работодатели — на произведения, выполненные как служебные;
организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).
В качестве автора, то есть лица, результатом творчества которого является произведение, может выступать только гражданин (ст. 1257 ГК РФ).
Способность выступать субъектами авторского права возникает у физлиц с рождения, но самостоятельное их осуществление возможно лишь с 14 лет.
1.3. Объекты авторского правоотношения
Перечень произведений, которые могут именоваться подобным образом, изложен в 1259-й статье ГК РФ. Согласно её содержанию, объектом авторского права может признаваться всё, что было получено как результат творческой и умственной деятельности.
Все то, что стало результатом творчества человека. Тематика и содержание произведения не имеют значения. Каковы ключевые признаки объектов авторских прав? Строгих критериев здесь нет. Как правило, в числе таковых - творческое происхождение произведения, решения или продукта, то есть обусловленное талантом автора, его умениями и навыками. Некоторые эксперты также считают, что допустимо считать актуальными такие признаки объектов авторских прав, как уникальность и общественная значимость .
Интересен тот факт, что компьютерные программы ГК РФ в аспекте защиты классифицирует как литературные произведения. Что, в принципе, логично: программный код - это текст, и он, подобно содержанию книги, имеет признаки авторства, характеризуется уникальностью, концептуальностью. Объектами авторских прав являются также сценарии, драматические произведения, песни - с текстом или без него, кинофильмы, картины, журналы, комиксы, продукты народных ремесел, фотографии, архитектурные произведения, географические карты.
Безусловно, этот список нельзя считать исчерпывающим. По мере развития технологий, а также идейных концепций, могут появляться и иные продукты, что к объектам авторского права относятся в силу их творческого происхождения. Как мы видим на примере формулировок ГК РФ, даже компьютерные программы в некотором смысле не определены как в полной мере самостоятельная категория творческого продукта.
Полный перечень объектов интеллектуальной собственности содержится в ст. 1225 ГК. Никакой другой результат интеллектуальной деятельности, не упомянутый в указанной статье, не является интеллектуальной собственностью. Следовательно, на этот объект не возникают интеллектуальные права собственности. Это означает, что им может воспользоваться любое лицо, не имея каких-либо разрешений.
Выделяют две категории интеллектуальной собственности : промышленную собственность и авторское право. Элементы промышленной собственности: изобретения, фирменные наименования, промышленные образцы, товарные знаки, полезные модели, знаки обслуживания, наименования географических мест.
Авторское право распространяется на различные произведения в сфере:
- литературы;
- музыки;
- науки;
- искусства;
- кинематографии.
Защита промышленной собственности предусматривает меры, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. Она часть более объемной категории под названием «интеллектуальная собственность». Объекты промышленной собственности должны пройти регистрацию. Их создание, использование и охрана должны соответствовать всем правилам, установленным для интеллектуальной собственности.
2. Отдельные виды произведений авторского права
2.1. Понятие и признаки произведения
Объектами авторского права являются произведения, обнародованные и необнародованные, обладающие следующими признаками:
собственной структурой и способностью к автономному использованию (в отличие от цитат, например):
совокупностью выраженных в них идей, мыслей автора;
объективной выраженностью (в доступной для восприятия форме) и способностью к воспроизведению (спорный признак, неприменимый к охраняемым устным произведениям – ч. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Кроме того подлежат охране и признаваемые в соответствии с п.7 ст.1259 ГК РФ самостоятельным выражением творческого замысла части произведений, их названия, персонажи и образы, иные оригинальные элементы.
2.2 Произведения, охраняемые авторским правом
Примерный перечень объектов авторского права назван в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 993 ГК. К произведениям, охраняемым авторским правом, относятся:
- литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
- драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
- музыкальные произведения с текстом и без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения прикладного искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
- компьютерные программы;
- иные произведения.
К числу литературных произведений относятся произведения всех жанров художественной литературы и публицистики, научные работы (монографии, статьи, отчёты и т.п.), учебная литература, речи, доклады, проповеди и иные устные произведения; произведения журналистики (статьи, интервью, дискуссии и т.п.), деловая и личная переписка и т.п. При этом литературные произведения могут существовать не только в письменной, но и в иной объективной форме.
Драматические произведения весьма близки к произведениям литературы. Обособление драматических произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств выражения мыслей автора, поскольку в драматических произведениях основной акцент делается на изложение творческой идеи посредством монологов и диалогов персонажей .
Авторское право охраняет все виды музыкальных произведений. Наиболее распространенной разновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения с текстом – песни. Музыкальное произведение с текстом – это созданное в соавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное) произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что все охраняемые элементы песни создаются её соавторами.
2.3 Произведения, не являющиеся объектами авторского права
Объектами авторского права не признаются:
официальная документация, появившаяся в результате деятельности государственных органов;
символы и знаки государств и прочих публичных субъектов (гербы, награды, знаки обозначения валюты и т.д.);
фольклор (произведения, существующие без конкретного указания автора, сформировавшиеся, как правило, на основе народных традиций или обычаев);
произведения, несущие исключительно информационный характер (приложенная к вещи инструкция, расписание движения городских автобусов и т.д.).
Помимо этого, в качестве объектов авторского права не могут выступать идеи и мысли, оригинальные способы достижения целей, решения задач, а также языки программирования.
2.4. Авторы произведений. Соавторство
Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом . Соавторство может быть:
нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);
раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).
По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.
3. Правовое регулирование и защита авторских прав
3.1. Современное Российское законодательство об авторском праве
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 утратил силу с 01.01.2008, однако в соответствии со ст. 4 ГК РФ и ст. 5 Вводного закона применяется к отношениям, возникшим до введения в действие ч. 4 ГК РФ. Многие нормы закона, особенно в его редакции, действовавшей с 01.09.2006, были восприняты первоначальной редакцией ч. 4 ГК РФ дословно, но есть и исключения .
Изменения законодательства выразились, в частности, в следующем:
Авторские права теперь включены в более широкую категорию интеллектуальных прав.
Право на защиту репутации (ст. 15 закона) заменено правом на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) (в литературе приводится мнение, что это фактическая замена личного неимущественного права имущественным).
Законодательство об авторском праве до 01.01.2008 состояло главным образом из специальных законов, при этом закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 года в иерархии занимал подчиненное положение по отношению к Закону об авторском праве и смежных правах (ред. 2004 года, п. 1 постановления пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15).
В ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах шла речь о действии авторского права в целом, теперь же в ст. 1256 ГК РФ определены критерии предоставления охраны исключительному праву. Личные неимущественные права авторов охраняются без ограничений.
В отношении нарушений технической защиты, о которых говорилось в ст. 48.1 Закона об авторском праве, ст. 1299 введены санкции (возмещение убытков или компенсация).
С момента присоединения РФ к Бернской конвенции 1886 должна была подлежать применению ее ст.18, регулирующая распространение правовой охраны на все произведения, опубликованные ранее и охраняемые на территории страны происхождения (ретроактивное действие). Однако согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224, присоединение к ней нашей страны было обусловлено спорным уведомлением (оговоркой) о неприменении обратной силы (по примеру США, поступивших аналогичным образом в 1989 году).
3.2. Способы защиты авторских прав
Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав :
Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.
Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.
Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.
1.3 Ответственность за нарушение авторских прав
Нарушение авторских прав влечет наступление юридической ответственности. Но помимо самого по себе факта нарушения необходимо наличие и других условий привлечения к ответственности, которые зависят от вида ответственности . Ответственность за нарушение авторских прав делится на несколько видов в зависимости от сущности нарушения, последствий нарушения авторских прав и установленных законом санкций.
1) Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав заключается в предъявлении к нарушителю требований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 12, 1250-1253 и 1301. Такие требования также называют способами защиты авторских прав. Гражданско-правовая ответственность призвана восстановить потери автора в результате нарушения (как имущественные, так и неимущественные). Она наступает только по требованию автора или правообладателя и применяется для защиты его частных интересов.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав наступает при наличии ряда условий. Далее будут описаны общие условия и перечислены исключения из них.
наличие нарушения личных неимущественных или исключительных прав автора. Нарушение исключительного права выражается в использовании произведения без заключения лицензионного договора. Нарушение личных неимущественных прав может являться результатом несанкционированного изменения, дополнения или искажения произведения, неуказания имени автора на экземплярах объекта авторских прав, обнародования произведения без согласия автора;
наличие вины нарушителя. По общему правилу, защита авторских прав гражданско-правовыми способами возможна, если нарушитель знал о том, что нарушает авторские права, или не проявил должную степень заботливости или осмотрительности, чтобы избежать нарушения. Однако это правило знает целый ряд исключений, когда ответственность за нарушение авторских прав наступает без вины. Во-первых, доказательства вины нарушителя не требуются при предъявлении требования о прекращении нарушения и требования о публикации решения суда о допущенном нарушении. Впрочем, такие требования не являются мерами ответственности в строгом смысле этого слова. Во-вторых, без вины отвечают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, индивидуальный предприниматель будет нести ответственность за нарушение авторских прав и в том случае, если он не знал и не должен был знать о нарушении.
Заключение
Авторское право – институт подотрасли права интеллектуальной собственности в гражданском праве, выполняющий задачи введения в оборот произведений в интересах их авторов, правообладателей и общества, с учетом тенденций международного права и технических достижений цивилизации.
Современное российское законодательство определяет объекты авторского права как произведения науки, литературы и искусства. Их открытый перечень содержится в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. В свою очередь, произведение, в соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ, это результат интеллектуальной (творческой) деятельности.