Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования семьи и брака 6
1.1.Семья и брак, как активный элемент социальных отношений 6
1.2.Динамика представлений о браке и семье в современном обществе 13
Глава 2. Выявление семейных ценностей и ориентаций студентов и их родителей 19
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отношение к любви и браку каждого человека отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. Однако в современных условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор полоролевых и семейных стереотипов поведения.
Составляющие характера выражают особенности состояний, психологических процессов, темперамента и поведения индивида. От них зависит его взаимодействие с социумом и с окружающей средой. Сегодня существует множество различных классификаций отдельных черт, а также основанных на них типологий людей.
Актуальность исследования социальных представлений о семье и браке обусловлена тем, что в условиях изменений современного общества возник ряд сложных социальных проблем (распад браков, рост количества неблагополучных семей, конфликтность между поколениями, снижение рождаемости), отражающихся на конструировании представлений о семье и браке людей разных возрастных групп.
Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. Однако в современных условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор полоролевых и семейных стереотипов поведения [73]. В этой связи большое значение приобретает изучение представлений о семье и браке людей молодого и зрелого возраста в современном изменяющемся мире, взаимодействующих в рамках одной семейной системы с целью выявления межпоколенных противоречий в их содержании. К настоящему моменту эта проблема уже была достаточно отражена в психологических исследованиях (Е.А. Ипполитова, C.В. Ковалев, М.В. Старчикова) [13].
Проблема конструирования социальных представлений в настоящее время глубоко изучена в психологии (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова - 4 Славская, А.В. Брушлинский, А.И. Донцов, А.В. Петровский, С. Скребнер). Так, С. Московичи фокусируется на том, как люди думают и создают свою разделяемую реальность, а также на содержании их мышления. Автор подчеркивает не только факт сконструированности социальных представлений, но и превалирующую роль дискурса, разговора, межличностной коммуникации в их создании. При этом, с точки зрения С. Московичи, социальные представления всегда возникают в результате напряженности между людьми и коллективами [23].
В самом общем представлении семья – это группа людей, связанных родственными узами и ведущими общее хозяйство. Данная структура создаётся с целью продолжения рода – в частности, для рождения и воспитания детей. Семейная группа в своей классической форме состоит из супругов и их детей, не вступивших в брак; в эту же структуру могут входить бабушки, дедушки и другие родственники, встречаются семьи без детей или без одного из супругов, с усыновлёнными и удочерёнными детьми и др. Члены этой структуры связаны между собой общим бытом, духовной связью, взаимными моральными обязательствами.
Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.
Объект исследования: представления о браке и семье.
Предмет исследования: различия в представлениях о семье и браке у представителей разных поколений.
Цель исследования: изучить влияние возрастных характеристик на представления о семье и браке.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению понятий семьи и брака, как активного элемента социальных отношений;
2. Проанализировать динамику представлений о браке и семье в современном обществе;
3.Выявить и описать семейные ценности и ориентаций студентов и их родителей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что люди разного возраста по разному относятся к браку и семье.
Гипотезы исследования:
Возможно, в семье родители (люди более зрелого возраста) брак представляют стабильным, ориентированным на принятие партнерами друг друга. Представления в семье детей (молодого поколения) о браке и семье, в отличие от родителей, акцентированы на его насыщенности разнообразными впечатлениями и преобразовании традиций.
Эмпирическая база
Теоретико-методологические основания работы: концепция социальных представлений С. Московичи, подходы к изучению проблемы межпоколенного взаимодействия в семье (М.В. Старчикова, Н.В. Шахматова), периодизация брачно-семейного цикла (Т.В. Андреева, Е.Д. Ефремов, П.Н. Степанова).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Список литературы
2. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии / Г.С. Абрамова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 224 с.
3. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: РГИУ, 1998. – 188 с.
4. Айзенка личностный опросник. // Материал Энциклопедии психодиагностики. - http://psylab.info.
5. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни : дис. ... канд. псх. наук : 19.00.05 / Алешина Ю.Е. – М, 1985. – 263 с.
6. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: Автореф. дисс. канд. психол. наук : 19.00.05 / Белорукова Н.О. – Кострома, 2005. – 166–171 с.
7. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.И. Мясищева) / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 86–91
8. Бодалев, А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / А.А. Бодалев ; под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Когито-Центр, 2011 г.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. – М. 1982. – 2 т
10. Голофаст, В.Б. Социология семьи: статьи разных лет / В.Б. Голофаст ; под ред. О.Б. Божкова. – СПб. – 2006. – 236 с.
11. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С. 70-73.
12. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С.73-81.
13. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 3. – С. 41–55.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2010. – 512 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
16. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. – 301с.
17. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова— Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 2. — С. 19 - 43.
18. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. — Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 4.Опрос — С. 61—120.
19. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н.С. Минаевой. – М: Академический проект, 2007. - 351 с. // Метод интервью. – С. 116-139.
20. Московичи, С. Социальная психология. Учебник / С. Московичи – 7- е изд. – СПб. :Питер, 2007. – 592 с.
21. Мотивационный профиль (Ш. Мартин, П. Ричи).
22. Обозов Н.Н. Диагностика супружеских затруднений // Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Психологический журнал. – Т. 3. – № 2 ,1982. С. 98– 101.
23. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
24. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
25. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.1. Метод наблюдения – С. 66-71.
26. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.2. Беседа – С. 71-74.
27. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы. Руководство.– М.: Когито-Центр, 2012. - 144 с.
28. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. – 208 с. (или более раннее издание).
29. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 400 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).
30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 704 с.
31. Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000.
32. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 768 с. // Методика «Таблицы Равена» С.114-176; 409-414.
33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с. // 4.1. Прямое наблюдение. – С. 170-185.