Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе.
Как показывают исследователи, в частности, О. В.Арлашкиной, имеет место проблема адаптации к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе, поэтому важно оценить влияния различных факторов на способность студентов справляться с этими проблемами [1].
При этом, то, насколько студенты вовлечены в учебную и внеучебную жизнь университета напрямую влияет на успехи студентов как в учебе, так и в социальной среди, поэтому работа, цель которой – исследование вовлеченности студентов в учебную и внеучебную деятельность университета с точки зрения сравнения студентов различных факультетов, имеет актуальность.
Таким образом, цель исследования - узнать и сравнить предпочтения студентов
Материалами исследования в данной работе стали результаты анкетирования студентов МГУ имени Н. П. Огарева, а также статьи, посвященные исследованию вовлеченности студентов как в учебную (Н. Г. Малошонок [6-8], С. Ю, Савинова [11], В. Э. Стоцкая [13], Е. В. Ушакова [16] и др.), так и внеучебную (А. А. Вартик [2], И. В. Рогалева [9], И. Н. Семенов [15], Н. Г. Соснина [11] и др.) жизнь университета.
Объектом исследования в данной работе является степень вовлеченности студентов различных факультетов, а предметом – учебная и внеучебная жизнь университета.
Для достижения поставленной цели в данном исследовании были сформулированы следующие задачи:
1. Узнать предпочтения студентов.
2.Сравнить результаты разных факультетов.
3.Сделать выводы.
Гипотеза исследования: учитывая предыдущие опросы ,анкетирования и исследования можно предположить , что студенты гуманитарных специальностей более увлечены внеучебной деятельностью, а студенты факультетов точных наук отдают предпочтение учебной деятельности
Методом исследования в данной работе выбран метод опроса.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в дальнейшем теоретическом развитии темы вовлеченности студентов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что аналогичный подход к анкетированию можно использовать для социологических исследований и в других высших учебных заведениях.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретическая часть исследования
1.1. Понятийная база планируемого исследования
Для проведения данного исследования необходимо, прежде всего, сформулировать основные понятия.
Учебная деятельность— один из осн. видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.
Внеучебная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которой решаются, в соответствии с программой школы, задачи воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий, развития интересов.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Самореализа́ция — реализация потенциала личноести.
Вовлечённость — это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше.
Активность-это всеобщее свойство духовного и материального мира, выражающееся в его постоянном и непрерывном движении, что является естественным способом его существования.
Образовательная деятельность - совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами..."
Профессиональное воспитание - формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученик.
Кроме того, проведем операционализацию понятий:
1) Учебная деятельность заключается в:
- посещение занятий
- изучение общего материала
- изучение дополнительного материала
2) Внеучебная деятельность заключается в:
- посещение спортивных секций
- посещение мероприятий
Отталкиваясь от нашей темы лучше выбрать анкетирование. Анкеты будут раздаточные или интернет - анкеты . Анкетирование будет проводиться индивидуально .
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей.
Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты.
Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов.
Генеральная совокупность: генеральная совокупность данного социологического исследования – На данный момент в МГУ им. Огарева обучается около 16 тысяч студентов.
Выборочная совокупность : выборочная совокупность данного исследования составляет 100 человек, отобранных по строго заданным параметрам квот.
1.2. Характер вовлеченности студентов в учебную и внеучебную жизнь
Для того, чтобы понять предпочтения студентов, прежде чем перейти к практической части работы, проанализируем имеющуюся по данной тематике литературу.
Так, исследователь К. А. Абульханова собрала в своей монографии материалы, отражающие развитие Рубинштеновской школы [1]. Основным направлением данной школы была концепция личности как субъекта жизненного пути, деятельности и сознания.
Также раскрыты структуры и механизмы некоторых высших жизненных функциональных способностей, а еще типологические особенности, которые показывают меру и характер становления личности. Были изображены стратегии типологического исследования, сумевшие дать картину разнообразия реальных типов личности.
Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе. В статье О. В. Арлашкиной рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Новосибирского государственного университета экономики и управления, цель которого состояла в выявлении проблем адаптации к новым условиям жизни и учебы и оценке влияния различных факторов на способность студентов справляться с этими проблемами [1].
Социологический опрос проводился в форме анкетирования в первом – втором семестрах 2016-2017 учебного года. В анкетировании участвовало 210 первокурсников десяти направлений подготовки. Обработка результатов проводилась средствами пакета программ SPSS.
Другой исследователь, А. А. Вартик показал в своей статье результаты исследования вовлеченности студентов ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»по внеучебной деятельности [3]. Данное исследование было подкреплено проблемой заинтересованности студентов в данном аспекте. Результаты оказались следующими: большая часть студентов посещают досуговые организации академии. Замечено, что представители мужского пола предпочитают спортивные организации, чем в творческие и интеллектуальны. Студенты с высокой успеваемостью более вовлечены во внеучебные организации вуза.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арлашкина О. В. Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете(по материалам исследования)/ О. В. Арлашкина // Социологические науки. – 2017. – №11. – С. 56–60.
2. Малошонок Н. Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах / Н. Г. Малошонок// Социология образования.–2014. –№1.– С. 37–41.
3. Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью/ Н. Г. Малошонок// Теоретические и прикладные исследования. – 2016. – №4. – С. 59–82.
4. Малошонок Н. Г. Вовлечённость студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг./ Н. Г. Малошонок// Эмпирические исследования. – 2012. –№1. – С. 23–47.
5. Малошонок Н. Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью / Н. Г. Малошонок//Вопросы образования. – 2016. –№1. –С. 36–60.
6. Вартик А. А. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета / А. А. Вартик// Педагогика. – 2017. – №1. – 190–192.
7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности /К. А. Абульханова. –М.:Модэк, 1999.–224 с.
8. Мягков А. Ю. Академическая активность студентов: барьеры самореализации и стимулы к учебе / А. Ю. Мягков // Социальные науки. – 2017. – №2. – С. 45–52.
9. Рогалева И. В. Модели воспитания студенческой молодежи: российский и зарубежный опыт/ И. В. Рогалева // Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 294–298.
10. Рыбакова М. В. Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании/ М. В. Рыбакова, М. Б. Пивоварова // Социология. – 2017. – С. 43–45.
11. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов / С. Ю. Савинова // Человек и образование. – 2015. – №4. – С. 143–146.
12. Соснина Н. Г. Внеучебная деятельность студентов как средство формирования устойчивой нравственной позиции/ Н. Г. Соснина //Педагогика. – 2017. –С. 317–321.
13. Стоцкая В. Э. Межполовые особенности отношения студентов к учебному процессу / В. Э.Стоцкая, Н. Н. Калацкая// Педагогическое образование. – 2019. – №2. – С. 162–169.
14. Сластенин Н. А. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М. : Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
15. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / И.Н. Семенов. – М.:Модек, 2000. –211 с.
16. Ушакова Е. В. Вовлеченность студентов зарубежного вуза в учебную деятельность / Е. В. Ушакова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. – 2014. – С. 60–63.
17. Худяков В. Н. Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности в профессиональном воспитании студентов / В. Н. Худяков, Е. ИСимбирякова // Вопросы современной науки и практики. – 2010. – №10. –С. 96–110.
18. Щеглова И. А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления/ И. А. Щеглова, Ю. Н. Корешникова, О. А. Паршина // Вопросы образования. – 2019. – №1. – С. 264–287.
19. Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании [Электронный ресурс] //Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. – 2015. – 25 декабря. – Режим доступа:http://www.hse.ru/news/science/169932406.html (дата обращения: 13.02.2020).
20. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методолог.аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М. : Владос, 2006. – 239 с.