Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Журналист – это специальность, где творческое начало всякий раз идет плечом к плечу с ремеслом. Довольно принципиально в данной профессии – соблюдать русский язык и всякий раз быть ему верным, не допускать грубых орфографический и стилистических ошибок. Каждая специальность начинается с культуры, тем более связанная со СМИ, так как твои труды станут выслушивать и читать сотни людей. Ты несешь ответственность за любое написанное или же произнесенное слово. Довольно принципиально обдумывать то, о чем ты говоришь и как ты это произносишь.
Ну и последние качества, которыми элементарно должен владеть журналист – это чувство юмора, оттого что данным людям зачастую приходится трудиться в самых экстремальных условиях, в которых обыкновенному человеку не вынести все тяготы.
Публицистика и художественная литература всякий раз шли рука об руку. Почти каждый из одаренных писателей и поэтов, такие как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.А. Добролюбов печатался в журналах и трудился в них в качестве редакторов и корреспондентов. Наибольшего расцвета взаимопроникновение публицистики и литературы было достигнуто в 60-е гг. XIX века.
Сатирическая публицистика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина интересна, значительна и революционна. В XIX веке большая часть изданий писала довольно «скучно» о происходящих в стране событиях, без «широкой» мысли и остроты высказываний. Салтыков-Щедрин же противопоставляет этому глубокий анализ общественной и политической жизни, умело используя свой сатирический талант.
Тема работы актуальна, т.к. каждый период развития русской журналистики к мастерам слова предъявлял определенные критерии. Творческая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина связана со сложным пореформенным периодом: в годы жесткой цензуры прессы, тяжелая политическая обстановка в стране. Сатирик широко известен читателям в первую очередь в качестве автора сказок, но непревзойденный сатирик был кроме того еще и талантливым публицистом, и редактором.
Главные темы его произведений – это – социально-экономические процессы, которые происходили в пореформенной русской деревне, положение народа, политические события в России и за рубежом, духовная жизнь интеллигенции в новых исторических условиях, вопросы тактики живых сил нации в борьбе за прогресс
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей публицистической деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть процесс становления личности Салтыкова-Щедрина как будущего журналиста;
2) изучить основные характеристики раннего периода литературного творчества Салтыкова-Щедрина;
3) проанализировать деятельность писателя в журналах «Современник» и «Отечественные записки»;
4) выявить особенности стилистики языка Салтыкова-Щедрина.
Предметом исследования данной курсовой работы являются особенности публицистической деятельности М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Объект исследования: публицистика как особый жанр литературы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что проблемы, затрагиваемые писателем, являются актуальными не только на сегодняшний день, но и сохранят свою актуальность в будущем, так как творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина многогранно и в его произведениях заложены уроки, которые стоит усвоить многим поколениям.
Стоит также отметить, что творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина во все времена привлекало к себя внимание исследователей-литературоведов. В начале XX века К.К. Арсеньев и В.П. Кранихфельд исследовали наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина с точки зрения художественного своеобразия, которые ввели в научный оборот - неизвестные материалы. Данному процессу весьма способствовала и публикация не изданных ранее произведений писателя в 1920-1930-е гг., с подробными комментариями и справочным материалом.
С.А. Макашин разрабатывает фундаментальную научную биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, работа над которой продолжалась до конца 1980-х гг. Здесь писатель представлен не только в качестве общественного, государственного деятеля, но и в качестве художника, философа. Исследователем раскрывается сложность и противоречивость личности М.Е. Салтыкова-Щедрина, драматические события жизни, которые повлияли на его творческую судьбу, определяется место творчества писателя в истории русской философской мысли и литературном процессе второй половины XIX века. Последовательно прослеживается развитие реализма в творчестве писателя, анализируется нравственно-философская проблематика конкретных произведений, акцентируется внимание не только на том, «что» хотел сказать художник, но и на том, «как» он этосовершил.
Особое направление составили исследования, занимающиеся рассмотрением отдельных периодов жизни Михаила Евграфовича. Значительное внимание было уделено творчеству 1860-1870-х гг., в то время как о раннем периоде творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина написано было только одно серьезное исследование – работа Т.И. Усакиной Т. Усакина.
Философские и эстетические аспекты в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина рассматривает К.Г. Исупов, утверждающий, что «противоречия между «внутренним» и «внешним» логикой и феноменом составляют центральный объект художественного историзма Щедрина». Исследователь дает собственное толкование понятиям «внутреннее» и «внешнее». ««Внутреннее» содержание истории - это стихия актуальных детерминаций нынешнего и будущего, источник исторической новизны. Сочетание новых веяний жизни с реликтами непродуктивного прошлого образует «внешнее» в «настоящем»» [8].
Пристальный интерес исследователей в 90-е гг. к эстетической системе публициста обусловил постановку и осмысление совершенно новой проблемы: Щедрин и вера. С.Ф. Дмитренко занимается вопросом о приверженности автора «Господ Головлевых» христианским ценностям.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Арсеньев К.К., Бушмин А.С., Макашин С.А., Лихачев Д.С., Баскаков В.Н., Ерохин В.Н. и др.
Информационной базой исследования послужили учебники и учебные пособия российских авторов, материалы из специализированных журналов и сайтов Интернета.
В данной курсовой работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели. Таким образом, используются:
- метод анализа, при котором анализируемый предмет рассматривают совсех сторон и делят на ряд составляющих;
- метод наблюдения, при котором выводы делают на основе восприятия изменений объекта исследования;
- метод сравнения, при котором информацию получают путем выявления общих и различных признаков.
Кроме того, используются такие методы исследования, как компонентный анализ текста, а также контекстуальный анализ текста.
Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
1.1. Становление личности Салтыкова-Щедрина как будущего журналиста
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина объединяет в себе острейшую политическую злободневность и вечные проблемы, обращение к понятным только русскому читателю-современнику реалиям и создание на их основе образов всечеловеческих. Проблемы крепостного права, глубочайшие пороки самодержавно-бюрократической системы, угнетение народа и деформация сознания русского мужика, дворянина, разночинца-интеллигента пореформенной поры – все это, несомненно, составляло центр литературных, критических интересов, редакторских и собственно гражданских (чиновничьих) радений писателя.
Сила художественного мастерства писателя такова, что его творчество – глубоко русское в разных смыслах предваряет различные стилевые тенденции в мировом литературном развитии ХХ в. от реалистических до модернистских. Эстетическое новаторство писателя редким образом сочетается с глубокой социальной прогностикой, величие таланта определяется, кроме иных качеств, жреческим предвидением общественных катаклизмов рубежа веков и века XX [14].
«Как хотите, а есть в моей судьбе что-то трагическое», – характеризовал Щедрин свою биографию. Детство, проведенные в Пошехонье, и молодые годы «были свидетелями самого разгара крепостного права, которое, по утверждению М. Е. Салтыкова-Щедрина, было губительно для всех сословий. Проявившийся еще в годы жизни в родительской вотчине протест против любых форм порабощения станет основой демократических убеждений писателя. Другой мощный импульс из детства, предопределивший многие мировоззренческие и творческие константы, – впечатление от «страстного чтения» Нового Завета. Оно порождало размышления после священных библейских слов о равенстве и человеколюбии [11].
Более сорока лет длился период журнальная деятельность известного русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова (псевдоним — Н. Щедрин), которая вместила в себя его участие в периодических изданиях и руководство ведущими демократическими журналами «Современник» и «Отечественные записки».
В биографии Салтыкова-Щедрина в качестве журналиста и редактора можно выделить три основных периода [13]:
1) Первый период начинается с «писания рецензий» для «Отечественных записок» и «Современника» в 1846-1848 гг. и продолжается в 1856-1862 гг. Данный период характеризуется только сотрудничеством Салтыкова-Щедрина с различными изданиями (перерыв был связан с ссылкой в Вятку, которая длилась около 8 лет).
2) Второй период продолжался почти 20 лег и был связан с руководством журналами:
- с 1862 по 1864 г. М.Е. Салтыков-Щедрин является соредактором Н.А. Некрасова в журнале «Современник»;
- с 1868 но 1884 г. руководит опять же вместе с Н.А. Некрасовым «Отечественными записками» (после смерти Некрасова занимает должность официального редактора журнала).
3) Третий период, продолжавшийся с 1884 г. (после закрытия «Отечественных записок») до смерти в 1889 г. - это время вынужденного сотрудничества с чужими изданиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры - М.: Современник, 1976. – 252 с.
2. Бочарова А. Салтыков-Щедрин полемический аспект сатиры. – Пенза: Приволжское книжное издательство Саратов, 2006. – 256 с.
3. Вершины: Книга о выдающихся произведениях литературы. /Сост.В.И. Кулешова. - М.: Детская литература, 1983. – 384 с.
4. Даниленко В.П. М. Е. Салтыков-Щедрин о просветительской функции художественной литературы //Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2018. – №2. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/m-e-saltykov-schedrin-o-prosvetitelskoy-funktsii-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения: 24.05.2020).
5. Дмитренко С.Ф.: Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. - М.: МГУ, 1998. – 124 с.
6. Новикова М. С. Эзопов язык //БМИК. – 2013. – №2. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ezopov-yazyk (дата обращения: 21.05.2020).
7. Зыховская Н.Л. Социальные запахи в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина //Вестник ЧелГУ. – 2015. – №20 (375). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-zapahi-v-proze-m-e-saltykova-schedrina (дата обращения: 24.05.2020).
8. Павлова И.Б.: Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. - М.: Компания Спутник+, 2006. – 432 с.
9. Петрова Т.Г. Русская эмиграция первой волны о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. (сводный Реферат) //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. – 2017. – №3. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2017-03-029-russkaya-emigratsiya-pervoy-volny-o-tvorchestve-m-e-saltykova-schedrina-svodnyy-referat (дата обращения: 21.05.2020).
10. Постникова Е.Г. Мифология власти в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина //Rhema. – 2012. – №3. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologiya-vlasti-v-istorii-odnogo-goroda-m-e-saltykova-schedrina (дата обращения: 22.05.2020).
11. Прокопенко З.Т.: Салтыков-Щедрин в школьном изучении. - Белгород: БелГУ, 1999. 236 с.
12. Салтыков-Щедрин М.Е. Сатирические романы и сказки. – М.: Московский рабочий, 1987. – 342 с.
13. Строганова Е.Н. М.Е. Салтыков-Щедрин и его современники Материалы энциклопедии //Литературный факт. – 2017. – №.14. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/m-e-saltykov-schedrin-i-ego-sovremenniki-materialy-entsiklopedii (дата обращения: 23.05.2020).
14. Строганова Е.Н. М. Е. Салтыков-щедрин: от «Противоречий» до «Забытых слов»: обзор конференции //Культура и текст. – 2016. – №4 (27). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/m-e-saltykov-schedrin-ot-protivorechiy-do-zabytyh-slov-obzor-konferentsii (дата обращения: 21.05.2020).
15. Тихомиров В.В. Пример полемического противостояния (М. Е. Салтыков-щедрин и Н. Н. Страхов) //Вестник КГУ. – 2018. – №3. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primer-polemicheskogo-protivostoyaniya-m-e-saltykov-schedrin-i-n-n-strahov (дата обращения: 22.05.2020).