Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие компетентностный подход как системно-образовательная и педагогическая категория, вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно [1]. При этом, если для западной образовательной понятийной системы категория компетентностного подхода является естественной, возникшей в последние четыре десятилетия, то российская образовательная традиция для описания образованности и профессионализма предлагает другую систему понятий, в тоже время включающую знаменитую в российской педагогике категориальную модель: знания, умения и навыки.
Темой компетентностного подхода за рубежом занимались такие исследователи, как Dewey, J., Spencer, L., McClelland, D., Tatur U., Raven, J., Zeer, E. [2-6] и т. д. Среди отечественных исследователей следует выделить таких, как Хуторской А.В., Баранников А.В., Зайцева О.Б. и др [7-9]
Внедрение термина компетентностный подход обусловило возникновение проблемы своеобразного пересмотра всей категориальной системы педагогики, как и пересмотра методического материала преподавания отдельно взятых дисциплин, особенно тех, которые пришли в российскую школу как элемент западной образовательной культуры, как в случае с информатикой. Кроме того, среднее профессиональное образование подразумевает в процессе обучения, в том числе, и применение симуляторов реальных технических процессов. Кроме того, среднее профессиональное образование подразумевает компетенции WorldSkills, которые неразрывно связаны с применением ИКТ. Таким образом, работа, целью которой является исследование обучения информатики и ИКТ в учреждениях среднего профессионального образования в рамках компетентного подхода, является актуальной.
Объектом данного исследования является ИКТ - компетентность, а предметом- среднее профессиональное образование.
Для достижения поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:
- провести обзор стандартов среднего профессионального образования
- охарактеризовать понятие компетентностного подхода в образовании
- проанализировать понятие ИКТ компетенции и цифровой грамотности
- исследовать обучение информатике и ИКТ применительно к образованию.
В качестве метода исследования в данной работе был применен интегральный метод, позволяющий вывести общий вывод из набора нескольких отдельных.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
1.1. Стандарты и требования среднего профессионального образования
В связи с выходом новых профессиональных стандартов федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования проводят работу по актуализации федеральных государственных стандартов СПО.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.06 [10] Профессиональное обучение (по отраслям) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема и передачи информации в доступных для них формах.
Экзамен Worldskills, представляющий собой демонстрационный экзамен с применением самых современных ИКТ.
WorldSkills появился сразу после Второй мировой войны, которая разрушила экономику Европы и привела к огромному дефициту квалификационного труда, который грозил новой экономической депрессией.
Некоторые восприняли этот вызов как возможность познакомить молодых людей с миром профессиональных навыков. Франциско Альберто Видал создает «конкурс навыков» Worldskills для молодежи Испании и Португалии.
Конкурс Мадрид-1950 был скромным событием по сегодняшним меркам, но с него началось международное движение.
Цель конкурса Worldskills, по названию которого вводится одноименный профессиональный стандарт - помочь молодым людям во всем мире изменить свою жизнь с помощью профессиональных навыков.
После середины XX века конкуренция быстро росла. На призыв Workdskills ответили молодые люди из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии.
В 1958 году конкурс впервые переехал за границу в Бельгию (Брюссель). Это было начало движения WorldSkills по всему миру.
К концу 1960-х годов были проведены международные конкурсы в Германии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах и Швейцарии.
Затем в 1970 году принимающим городом становится. К концу 1980-х годов Wopldskills уже в Атланте в США, Сиднее в Австралии, Сеуле в Корее и китайском Тайбей, становясь крупнейшим в мире международным событием профессионального образования.
В 2007 году в Японии был представлен элемент конкурса «Одна страна», который теперь является основным предметом соревнования, в котором учащиеся знакомятся с профессиональными навыками и разнообразными культурами стран WorldSkills, объединяя каждую команду конкурса с местной школой в принимающей стране.
Самым крупным конкурсом WorldSkills на сегодняшний день был конкурс WorldSkills в Калгари, в котором приняли участие 850 молодых людей из 47 стран. Всего через год движение WorldSkills достигло цели в 50 стран с 53 участниками.
В Абу-Даби в 2017 году WorldSkills впервые появляется на Ближнем.
Конкурс появляется в России в 2017 году и проводится в Казани.
Миссия конкурса стандарта Worldskills - повысить репутацию и признание квалифицированных специалистов и показать, насколько важны навыки в достижении экономического роста и личного успеха (To raise the profile and recognition of skilled people, and show how important skills are in achieving economic growth and personal success).
Имеются методические рекомендации о проведении аттестации с применением демонстрационного экзамена [11], подразумевающие как нормативно-правовые аспекты, так и организационные инструкции.
При этом требования к подготовке по стандартам WorldSkills (WSR) можно свести в структуры – как это показано на рис.1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Dewey, J.(1921). Plan of Organization of the University Primary School . July, 10. ICU: University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library (President's Papers), Box 30. Folder 23. 26 p
2. Spencer, L.M., McClelland, D.C., & Spencer, S.M. Competency assessment methods: History and state of the art . Boston: McBer Research Press, 1994, pp. 113-119.
3. Tatur U.G. (2004). Competence in the structure of training quality model // Higher education today . 3, pp. 27-31.
4. Raven, J. (2002). Competency in modern society: detection and development , Moscow: Kogito-Centre.
5. Zeer, E. F. (2004). Self-regulating doctrine of the psychological and didactic technology of trainee’s competency forming. Psychological science and education, 2004, pp. 5–11.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М., 2002.
7. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
8. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.
9. Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.
10. Worldskills [Электронный ресурс] https://worldskills.org/
11. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс] https://worldskills.ru/assets/docs//Методика%20организации%20и%20проведения%20демонстрационного%20экзамена%20по%20стандартам%20WorldSkills%20Russia.pdf
12. Шейкина С.А. Методики мотивации учении и эмоционального отношения к учению / С.А. Шейкина; МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области.
13. Российская Академия Наук. Мобильные роботы. Исследования, разработки, перспективы. [Электронный ресурс] http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=f5c75bcf-2fa5-40e6-b067-4492f0c5ab22
14. Кулаков Ф.М. Cупepвизopнoe управление манипуляционными роботами, Москва, Наука, 1980 г., 448 с.
15. Ершов М.Г. Роль образовательной робототехники в формировании инженерного мышления школьников /[Электронный ресурс] / М. Г. Ершов.– Режим доступа: confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
16. Шейкина С.А. Методики мотивации учении и эмоционального отношения к учению / С.А. Шейкина; МОУ СОШ с. Васильевка Самарской области.