Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С глубокой древности христианство было неотъемлемой частью европейской культуры, и жизнь Христа была понята (как и до сих пор) как существенное воплощение христианского учения. Этим объясняется преобладание сцен из жизни Христа в европейском искусстве, и все же в этой истории есть больше. В обществе, которое уделяло большое внимание религии и требовало религиозных образов, художники выполняли незаменимую службу и должны были работать в рамках традиции. Часто предполагают, что такие условия заглушают творчество, но вдумчивое наблюдение показывает, что это не так. Самые амбициозные иллюстрации жизни Христа показывают полную изобретательность, а еще меньшие примеры демонстрируют плодотворное взаимодействие воображения художника и требований общества. Хотя тема настоящей курсовой работы концентрируется на итальянской живописи, но многое из того, что следует, верно и для других европейских традиций.
Потребность в представлениях о жизни Христа в Италии была основана на официальной практике в Западной Церкви. Со времен Папы Римского Григория Великого (р. 590-604) изображения были оценены как уроки для неграмотных и как пособия для поклонения. Таким образом, сцены из жизни Христа были желательны в церквях, на фресках стен и нарисованных алтарях, а также в переносном виде, в иллюстрированных книгах и небольших алтарях, подходящих для личного потребления. Изображения должны были улучшить опыт верных как в общинных, так и в индивидуальных богослужениях, а в преданных трактатах даны указания о том, как использовать картины, чтобы более полно войти в священную историю. В четырнадцатом и пятнадцатом веках такие картины часто встречались в сериях, которые позволяли зрителям отслеживать ход событий, но истории жизни Христа были также представлены в независимых станковых картинах , особенно в шестнадцатый век и после.
В позднем средневековье и в эпоху Возрождения Италия богословы постоянно подчеркивали человечность Христа и необходимость для верующих вести жизни по образцу Христа. Эта перспектива приветствовала визуальные образы, которые подчеркивали его человеческое существование и особенно благоприятствовали темам, связанным с его земным рождением и смертью. Оба эти эпизода отражают фундаментальные аспекты христианской доктрины, ибо первая отражает концепцию воплощения, идею о том, что Христос стал человеком, хотя он оставался божественным, а последний неотделим от воскресения Христа и обещания вечной жизни. Относительное пренебрежение к другим частям жизни Христа все же отличает итальянскую живопись эпохи Возрождения и от многих других европейских традиций. Раннее христианское искусство, например, способствовало чудесам Христа, в то время как его крещение и Преображение стали важными в византийском искусстве, и его проповеди и притчи были предпочтительнее в Северной Европе во время Реформации.
В итальянской живописи есть бесчисленные примеры канонических сцен, таких как Рождество и Распятие, но нет двух одинаковых. Эти вариации отображают творчество художников, а также заботы о покровителях и меняющиеся отношения внутри Церкви. Художники обычно изготавливали работы на заказ и таким образом действовали в рамках системы патронажа, которая включала ограничения, но также значительную свободу. Богатый мирянин или церковный орган мог бы предложить комиссию, и патрон обычно указывал бы предмет, который должен быть изображен.
Предмет исследования: христианская тематика в живописи
Объект исследования: библейский сюжет Бегство в Египет в живописи средних веков и Ренессанса
Цель исследования: рассмотреть особенности изображения сюжета Бегство в Египет в картинах художников средневековья и Возрождения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности изображения библейских сюжетов в живописи средних веков и эпохи Ренессанса;
2. Дать краткую характеристику сюжета Бегство в Египет по Евангелию от Матфея;
3. Рассмотреть особенности исполнения сюжета в картине Джотто ди Бондоне;
4. Выявить особенности изображения Бегства в Египет в живописи позднего средневековья и Возрождения.
Структура работы полностью соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Библейские сюжеты в живописи средних веков и эпохи Ренессанса
1.1. Живопись о жизни Христа в средневековье и эпохе Возрождения (Италия )
Средневековый период истории искусства охватывает период падения Римской империи в 300 г. н.э. до начала Возрождения в 1400 году нашей эры. В средние века искусство развивается по мере того, как люди продолжают обращаться к традиционным и новым, включая библейские сюжеты, христианские догмы и классическую мифологию. В нашем исследовании представлены некоторые концепции трех периодов: раннехристианского, романского и готического.
В раннем средневековье Католическая церковь финансировала множество проектов, и самые древние образцы христианского искусства сохранились в римских катакомбах или погребальных склепах под городом. К 350 г. н. Э. В Церкви было два центра власти: Рим на Западе и Константинополь (столица Византийской империи) на Востоке. Средневековые художники украшали церкви и работали для публичной оценки с использованием классических тем. Например, римские мозаики из маленьких каменных кубиков, называемых тессерами, предлагали христианские декорации. Около 350 г. н.э. римский Санта-Костанза, мавзолей, построенный для дочери Константина, включал в себя свод, украшенный мозаикой. Поблизости, в Санта-Мария-Маджоре, 80 лет спустя была построена мозаика под названием Мелхиседек, предлагающая хлеб и вино Аврааму. Ранняя христианская мозаика использовала приглушенные цвета, такие как классическая мозаика, но в четвертом веке мозаики перешли на более яркие цвета и узоры .
В начале одиннадцатого века романская архитектура символизировала растущее богатство европейских городов и власть церковных монастырей. Например, романские здания, особенно монастыри и церкви, были отмечены полукруглыми арками, толстыми каменными стенами и стабильной конструкцией. В 1070 или 1077 году н. Э. Св. Сернин, расположенный в Тулузе, Франция, был построен с каменным сводом потолка. Св. Сернин запомнился как образец романской «церкви паломничества».
Готический стиль, разработанный в середине двенадцатого века и названный в честь готов, которые правили Францией. Некоторые современники готы полагали, что использование фигур, таких как гаргулий, отвратительно, но готические соборы представляют собой самые красивые и вечные достижения того времени. Например, собор Нотр-Дам в Париже был добавлен много раз с двенадцатого века, но он по-прежнему несет важные готические функции, такие как горгульи и летающие контрфорсы .
Существует множество способов анализа 900-летнего средневекового искусства, в том числе изучение декораций внутри церквей. Человеческие формы, такие как Мадонна и младенец Иисус развиваются от больших голов на маленьких телах раннего христианства до абстрактных форм в романскую эпоху. В готическую эпоху Мадонна с младенцем более натуралистична с высокими костными фигурами. Даже черты лица Мадонны с младенцем изменились за 900 лет. К готическому периоду во Франции у Марии был доступный, теплый облик, свидетельствующий о признании Церкви того, что образы должны привлекать людей вместо того, чтобы запугивать их. В эпоху Возрождения художники стали бы смелее исследовать темы христианства даже в работах, заказанных Церковью.
Христианское искусство XIV века, пред-ренессансная эпоха, было во власти Джотто - см. Фрески Капеллы Скровеньи (Арены) (c.1303-10) - и Дуччо де Буонинсегна (1255-1318) - см. Знаменитый полиптих для Сиены Собор, известный как Алтарь Маэсты (1308-11). После этого наступил ранний ренессанс во Флоренции, на примере дуомо города - более того: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36) - Масаччо (фрески Бранкаччи) и Донателло (статуя Давида). Если в христианском искусстве 15 века доминировала Флоренция, центром христианского искусства XVI века был Рим, где самыми великими покровителями были Папа Сикст IV (1471-84), Папа Юлий II (1503-13), Папа Лев X (1513-21) ) И Папой Павлом III (1534-49) .
Семнадцатый век также стал золотым веком искусства в Венеции. Бессмертные религиозные картины эпохи Возрождения включают: «Бичевание Христа» (1460) Пьеро делла Франческа; «Тайная вечеря» (1495-98) и «Дева Скал» (1484) Леонардо да Винчи; Плач над мертвым Христом (c.1490) Андреа Мантенья; Сикстинская Мадонна (1513) и Преображение (1518-20) Рафаэля; Успение Богородицы (1516-8) Тицианом; Успение Богоматери (Пармский собор) (1524-30) на потолке купола в соборе Пармы Корреджио; Свадебный пир в Кане (1563) и праздник в доме Леви (1573) Паоло Веронезе; и Распятие (1565) Тинторетто. Самая великая скульптура христианского Возрождения включала: Врата Рая (1425-52, Флорентийский Баптистерий) Лоренцо Гиберти; Неисчислимость святого Фомы (1467) Андреа Верроккио; Многочисленные предметы религиозной терракотовой скульптуры семьи флорентийцев Делла Роббиа; Пьета (1500 год), Давид (1504 год) и Могила папы Юлия II (1505-45) от Микеланджело . Но, несомненно, самым знаковым христианским искусством XVI века должны быть фрески Сикстинской капеллы, написанные Микеланджело. К ним относятся: Фреска «Генезис» (1508-12) - см., В частности, «Творение Адама» (Бог передает искру жизни).
Так называемое искусство Северного Возрождения (c.1430-1580) было во власти школы фламандской живописи, частью более широкого движения Нидерландского Возрождения. Проще говоря, Северное Возрождение началось с взрыва, быстро утвердившись как первая школа масляной живописи, а затем постепенно уменьшилось. Живопись алтаря художников, таких как Ян ван Эйк (см. Его алтарь Гента, 1432) и Роджера ван дер Вейдена («Снятие с креста», 1440), а также невероятно запутанные произведения Гуго ван дер Гоэза («Портинарский алтарь», 1475) Редко сравнивались, за исключением необыкновенных фантастических картин Иеронима Босха - см. «Сад земных наслаждений» и «Триптих Хайвейна» (жадно собранный строгим католическим монархом Филиппом II в Испании) и сложные жанровые картины Питера Брейгеля-старшего («Перепись Вифлеем, 1566, Резня невинных, 1564, Притча о слепых, 1568). Религиозная живопись 15-го века во Франции возглавлялась провансальским художником Энгюрандом де Квартоном (1410-66), отмечавшимся за его Авиньон Пьета (c.1455, Лувр), и придворным живописцем Жаном Фуке (1420-81), отмеченным за Его Мелун Диптих (c.1450-55).
Фламандский реализм и точность проявляется также в работах таких немецких художников, как Стефан Лохнер («Страшный суд», 1440-е гг.), Лукас Кранах Старший (Адам и Ева, 1528), Ханс Бальдунг Грин (Алтарь Девы Марии [Фрайбургский алтарь ], 1514), и Ганс Гольбейн Старший («Сцены от страстей Христовых» [Кашмаймский алтарь], 1502). Другие немецкие мастера включают экспрессиониста Маттиаса Грюневальда (алтарь Изенгейма, 1510-15) и универсального гравюра и художника Альбрехта Дюрера («Четыре всадника Апокалипсиса», 1498 год, гравюра на дереве) и Мартина Шонгауэра («Мадонна в саду роз», 1473) .
В 1517 году Лютер, голландский священник, несомненно под влиянием раннего восстания Савонаролы (1452-98) во Флоренции, начал религиозное восстание против коррумпированных практик Римской церкви, что привело к расколу в христианском движении. Протестующие стали известны как протестанты, а те, кто продолжал следовать традиционной Церкви, называли себя католиками. Протестантизм (который делился на четыре типа: лютеранский, кальвинистский, англиканский и анабаптистский) укоренился в странах Северной Европы, таких как Голландия, Германия (кроме Баварии) и Великобритании, в то время как страны Южной Европы, такие как Франция, Италия и Испания (вместе с испанской колонией Фландрия), оставался католиком.
Примерно с 1520 года, когда Северное Возрождение почувствовало влияние восстания Лютера против испорченных действий Римской Церкви, появился новый набор эстетики в форме Протестантского Реформационного Искусства, который отражал христианскую повестку протестантского движения, которое отвергло гуманистическое искусство и идеологию Высокого Возрождения и отпраздновал более строгий религиозный опыт, с минимальным украшением. В результате количество религиозного искусства, заказанного властями протестантской церкви, значительно сократилось, и художники из протестантских стран были вынуждены переключиться на светские формы, такие как жанровая живопись, портретное искусство, пейзажная живопись и натюрморты .