Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целевая установка валютной политики должна быть ориентирована на обеспечение инновационного развития экономики. До мирового финан-сово-экономического кризиса доминировала консервативная бюджетная, денежная, а также валютная политика. Это проявилось в накоплении и блокировании валютных поступлений в государственных финансовых фондах, золотовалютных резервах. Мировой финансовый кризис подтвер-дил, что без резервов экономика не может функционировать при кризис-ных потрясениях. Однако использование государственных, в том числе ва-лютных, резервов для проведения пакета антикризисных мер в целях под-держки системообразующих корпораций и банков стало тормозом инно-вационного развития. Поэтому, исходя из принципа государственно-частного партнерства, необходимо, чтобы ведущие участники рыночной экономики также привлекали свои резервы и эффективно использовали предоставленную им государственную поддержку для выхода из финансо-во-экономического кризиса.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение валютных аспектов Стра-тегии инновационного развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть признаки, основные черты и условия перехода к ин-новационной экономике;
раскрыть экономическое развитие инновационного типа: особен-ности, факторы, валютные аспекты;
дать понятие, рассмотреть классификацию и валютные аспекты ин-новационных стратегий;
охарактеризовать инновационное развитие экономики России как процесс перехода к новому технологическому укладу: необходимость, внутренние источники и механизмы;
описать проблемы и перспективы инновационного развития отече-ственной экономики;
изложить валютные аспекты инновационной политики России;
проанализировать формирование государственной инновационной политики в РФ;
провести анализ развития инновационной политики Российской Федерации;
охарактеризовать реализацию задач стратегии инновационного развития Российской Федерации на 2015-2020 гг..
Объектом исследования является инновационное развитие экономи-ки, предметом – особенности формирования стратегии инновационного развития.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка ис-пользованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике
Инновации - широкое понятие, которое охватывает большой диапа-зон действий и процессов: рынки, предпринимательство, сети и конкурен-ция, а также навыки организации, креативность и передача знаний.
В современной литературе насчитывается сотни определений инно-ваций, но впервые понятие инновации появилось в 30-е годы XX века И. Шумпетер, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транс-портных средств, рынков и форм организации в промышленности [10].
Б. Твисс характеризует понятие инновация как процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потре-бителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [3].
И.Н. Молчанов в своей книге «Инновационный процесс» рассматри-вает инновацию как результат научного труда, направленный на совер-шенствование общественной практики и предназначенный для непосред-ственной реализации в общественном производстве [47]. Л.М. Гохберг утверждал, что инновация есть конечный результат инновационной дея-тельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствован-ного внедренного продукта, технологического процесса, либо новый под-ход к социальным услугам [22].
Ю. В. Яковец под инновацией понимал качественные изменения в производстве относящиеся к технике, технологии, к организации и управ-ления производством [84].
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в мире во многих странах в основном заканчива-ется формирование национальных (государственных) инновационных си-стем, ориентированных на построение постиндустриального общества. Решающая роль в управлении этим процессом принадлежит государству, которое с одной стороны устанавливает правила функционирования НИС, с другой – обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.
Технологическую базу НИС составляют организации, осуществляю-щие фундаментальные и прикладные исследования и разработки, и круп-ные корпорации, осуществляющие массовый выпуск наукоемкой продук-ции, наличие которых обеспечивает, в частности, развитие малого науко-емкого бизнеса.
Дальнейшее развитие НИС будет направлено на их объединение в гипер-системы, а в перспективе на создание глобальной инновационной си-стемы, основу которой составят США, страны ЕС и АТР.
Формирующаяся Российская инновационная система должна, не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в ми-ровом инновационном процессе. Несмотря на то, что до настоящего вре-мени инновационная деятельность еще не стала основой экономического развития страны, за последнее десятилетие созданы реальные предпосылки к переходу на инновационный путь развития.
Прежде всего, удалось сохранить научно-технический потенциал, си-стему образования и часть высокотехнологической промышленности, ко-торые могут составить технологический фундамент инновационной эконо-мики. Наряду с этим отработаны механизмы поддержки малого предпри-нимательства в наукоемкой сфере, заложена основа инновационной инфра-структуры, разработаны и апробированы механизмы инновационного развития территорий на базе научно-производственных комплексов наукоградов, в основном создана система подготовки кадров для управле-ния инновационными процессами.
Исходя из этого, представляется, целесообразной разработка госу-дарственной инновационной политики на среднесрочный период (до 10 лет), основой которой должна стать стратегия инновационного развития экономики страны.
В высокоразвитых странах деятельность органов государственного управления направлена прежде всего на формирование научно-производственных конгломераций, которые состоят из высших учебных заведений, промышленных предприятий, исследовательских центров, а также предприятий производственного сектора.
В свою очередь, широкое распространение получили - частные ор-ганизации технологического и венчурного бизнеса. Чаще всего, это не-большие исследовательские и внедренческие фирмы, основателями кото-рых являются авторы инновационных решений, финансируемые за счет венчурного капитала.
В целом политика высокоразвитых стран сконцентрирована на со-здании и поддержании благоприятного инновационного климата, стиму-лирующего появление новых малых инновационных предприятий.
На сегодняшний день Правительство Российской Федерации пред-принимает усиленные меры воздействия, чтобы российская экономика развивалась по инновационному сценарию. Становится очевидной необ-ходимость создания эффективных механизмов для внедрения науки в про-изводственный сектор, для поддержки инновационного бизнеса.
Рассмотренные технологические приоритеты инвариантны к возмож-ным моделям социально-экономического устройства страны. В число тех-нологических приоритетов, которые предлагают ответы на указанные вы-зовы, по мнению автора, входят новое поколение информационных и ком-муникационных технологий, перспективные производственные, био-, ней-ро-, энергетические, когнитивные и агротехнологии. Каждая из данных областей разделяется на более узкие серы, которые можно развивать, опи-раясь на собственные разработки или за счет заимствований. В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017 - 2019 годы описывается вероятный подход к выбору, обоснованию и поддержке приоритетных направлений инновационного технологического развития в РФ. В его ос-нове находится предположение о том, что система приоритетов должна ориентироваться на уже сформулированные стратегические цели и задачи национального развития в средне- и краткосрочной перспективе, а также способствовать их уточнению.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом, так как решающее значение для экономи-ческой динамики приобретают интенсивные факторы (рост квалификации кадров и производительности труда, снижение энергоемкости и материа-лоемкости производства и т.д.). Инновации изменяют экономическую ор-ганизацию общества за счет появления новых элементов в спектре основ-ных хозяйственных структур, трансформируют содержание взаимосвязей между ними, способствуют сдвигам в структуре и реализации различных форм собственности, изменяют технологии менеджмента. Таким образом, вертикальное воздействие на объект управления дополняется горизонталь-ными связями между различными объектами.