Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день не только для политиков, государственных деятелей, политологов, экономистов, юристов, социологов, но и для всех здравомыслящих людей стало очевидным, что вне государства, государственных органов власти не может быть успешного государственно-правового и социально-экономического развития Российского государства, установления и укрепления соответствующего правопорядка. Это касается как федеральных государственных органов власти, так и региональных. В их деятельности, наряду со сказанным, все большее место занимают защита человека, его прав и свобод как основных социальных ценностей. Это положение закрепляется не только в Конституции РФ, но и во многих законах, нормативных правовых актах.
Для организации и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ существует определенная конституционно-правовая база. Это и федеральные конституционные нормы об осуществлении государственной власти с учетом принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти; самостоятельная организация субъектами РФ органов государственной власти; организация государственной власти в субъектах РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ; наличие конституции (устава) и законодательства субъекта РФ, что обусловливает организацию конституционного (уставного) суда в каждом субъекте РФ, ибо нет среди них ни одного, где не допускается принятие законов и многочисленных нормативных правовых актов, особенно муниципального уровня, противоречащих конституции (уставу) субъекта РФ.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с конституциями и уставами субъектов РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие Конституции и уставы субъектов РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение конституций и уставов субъектов РФ как источников конституционного права.
Задачами работы ставится:
• исследовать конституционно-правовой статус субъектов РФ;
• рассмотреть конституции и уставы субъектов РФ и их значение для источников конституционного права;
• исследовать органы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации, метсные вопросы и их соответствие конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации;
• определить перспективы развития значения конституций и уставов субъектов РФ как источников конституционного права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Субъекты Российской Федерации их конституции и уставы
1.1. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
В Российской Федерации 85 субъектов. Из них:
- 22 республики (государства);
- 9 краев;
- 46 областей;
- 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
- 1 автономная область;
- 4 автономных округа.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Конституционно-правовой статус субъекта РФ представляет собой совокупность предоставленных ему Конституцией РФ прав и полномочий, определяющих его роль в системе государственного управления.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ст. 4 Конституции РФ).
Достаточно интересным в плане определения конституционно-правового статуса субъектов РФ является вопрос суверенитета. Поскольку республики в составе РФ Конституция РФ определяет как государства.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Причем Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Все иные полномочия принадлежат субъектам Федерации. Конституция РФ их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ).
К правам субъекта, в частности, относятся:
- образование органов власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ);
- наличие имущества в собственности (ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» );
- осуществление вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). При этом в субъекте РФ может быть создан Конституционный (уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ;
- право законодательных (представительных) органов субъектов РФ на законодательную инициативу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
- наличие определенной территории (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ);
- участие в вопросах федерального уровня путем представления интересов соответствующего субъекта в Совете Федерации (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ) и др.
Изменение статуса субъекта РФ возможно по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Республики в составе РФ имеют особый статус. Помимо наличия своей конституции, республики отличаются от других субъектов Федерации:
- правом устанавливать свой государственный язык (ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» );
- наличием Верховного суда (ч. 1 ст. 20 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005, N 23, ст. 2199.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
8. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (ред. от 08.05.2018) // URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
9. Конституция (Основной Закон) Республики Алтай от 07.06.1997 (ред. от 13.06.2018) // URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_altai/ (дата обращения: 19.05.2020).
10. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15 (ред. от 04.03.2014) // URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_bashkor/ (дата обращения: 19.05.2020).
11. Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики 22.02.1994) (ред. от 04.12.2018) // URL: www.egov-buryatia.ru./ (дата обращения: 19.05.2020).
12. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 N 28-РЗ (ред. от 19.10.2015 N 40-РЗ) // URL: http://docs.cntd.ru/document/720705883 (дата обращения: 19.05.2020).
13. Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996 (ред. от 25.12.2017 N 83-РКЗ) // Сборник законов и постановлений КЧР 1995 - 1999 гг., часть I.
14. Конституция Республики Карелия от 30.05.1978 (ред. от 21.12.2018 N 2328-ЗРК) // URL: http://docs.cntd.ru/document/919001576 (дата обращения: 19.05.2020).
15. Конституция Республики Коми от 17.02.1994 (ред. от 23.10.2015) // https://constitution.garant.ru/region/cons_komi/ (дата обращения: 19.05.2020).
16. Конституция Республики Крым от 11.04.2014 // URL: http://crimea.gov.ru/content/uploads/files/base/Konstitutsiya.pdf (дата обращения: 19.05.2020).
17. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 04.04.2002 54-З N 445-II (ред. от 15.06.2016 1651-З N 859-V) // URL: http://iltumen.ru/content/konstitutsiya-osnovnoi-zakon-respubliki-sakha-yakutiya (дата обращения: 19.05.2020).
18. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 (ред. от 31.01.2018) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_altai/ (дата обращения: 19.05.2020).
19. Закон Ставропольского края от 12.10.1994 N 6-кз (ред. от 11.07.2018) «Устав (Основной Закон) Ставропольского края». Опубликовано Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1997. N 11-12. Ст. 506.
20. Устав Брянской области от 26.01.1996 N 7-З (ред. от 04.04.2018 N 25-З) (принят Брянской областной Думой 26.01.1996) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_bryans/ (дата обращения: 19.05.2020).
21. Устав (Основной Закон) Кировской области от 27.03.1996 N 12-ЗО (ред. от 07.03.2019) (принят Кировской областной Думой 29.02.1996) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_kirov/ (дата обращения: 19.05.2020).
22. Закон Магаданской области от 28.12.2001 N 218-ОЗ (ред. от 14.03.2019) «Устав (Основной Закон) Магаданской области» (Принят Магаданской областной Думой 26 декабря 2001 года) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_magadan/ (дата обращения: 19.05.2020).
23. Устав (Основной Закон) Омской области от 26.12.1995 (ред. от 22.03.2018) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_omsk/ (дата обращения: 19.05.2020).
24. Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 N 19-ЗС (ред. от 22.02.2018) «Устав Ростовской области» // URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.05.2020).
25. Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 (ред. от 13.04.2016) // URL: http://docs.cntd.ru/document/720705885 (дата обращения: 19.05.2020).
26. Степное уложение Республики Калмыкия (принято Конституционным Собранием РК - ХТ 05.04.1994, ред. от 09.06.2018) // URL: http://glava.region08.ru/ru/step-ulozhenie.html (дата обращения: 19.05.2020).
27. Закон Оренбургской области от 20.11.2000 N 724/213-ОЗ (ред. от 27.04.2018) «Устав (Основной Закон) Оренбургской области» (принят решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 N 724) (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 10.08.2001 N RU56000200000060) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_orenburg/ (дата обращения: 19.05.2020).
28. Закон Астраханской области от 09.04.2007 N 21/2007-ОЗ (ред. от 26.12.2018) «Устав Астраханской области» (принят Государственной Думой Астраханской области 29.03.2007) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_astrah/ (дата обращения: 19.05.2020).
29. Закон Белгородской области от 31.12.2003 N 108 (ред. от 24.09.2018) «Устав Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 24.12.2003) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_belgorod/ (дата обращения: 19.05.2020).
30. Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995 (ред. от 25.12.2017 N 86-З) (принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995) // https://constitution.garant.ru/region/cons_mordov/ (дата обращения: 19.05.2020).
31. Закон Ивановской области от 18.02.2009 N 20-ОЗ (ред. от 07.07.2016) «Устав Ивановской области» (принят Ивановской областной Думой 29.01.2009) // https://constitution.garant.ru/region/ustav_ivanov/ (дата обращения: 19.05.2020).
32. Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 31.07.2014 N 21-З) // URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (дата обращения: 19.05.2020).
33. Закон Республики Калмыкия от 26.03.2019 N 32-VI-З «О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение в Республике Калмыкия» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru / (дата обращения: 19.05.2020)..
34. Закон Республики Саха (Якутия) от 21.03.2019 2116-З N 143-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru / (дата обращения: 19.05.2020).
35. Конституция Чувашской Республики от 30.11.2000 (ред. от 30.03.2018 N 11) // URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_chuvash/ (дата обращения: 19.05.2020).
36. Закон г. Москвы от 18.04.2007 N 11 «О референдумах в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2007.
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П // «Собрание законодательства РФ», 19.06.2000, N 25, ст. 2728.
38. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 2 - 9.
39. Встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с Советом законодателей. http://kremlin.ru/events/president/news/60359. Дата обращения 20.05.2020.
40. Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации как институт защиты прав и свобод человека и гражданина: Монография. Казань, 2015. С. 91.
41. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. N 7689. 2018. 10 октября.
42. Иванова С.В. Субъекты РФ // СПС КонсультантПлюс. 2020.
43. Киреева Е.Ю. Трансформация механизмов участия институтов гражданского общества в обновлении власти // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 9 - 12.
44. Копин Д.В. Полномочия органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии вопросов, выносимых на региональный референдум, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 33.
45. Малиненко Э.В. К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2019. N 5. С. 37.
46. Малиненко Э.В. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации как акты нефедерального уровня: проблемы теории и практики // Черные дыры в российском законодательстве. 2017. N 6. С. 48.
47. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9(82). С. 56.
48. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. N 38. 21.02.2019.
49. Степанова А.А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 28 - 33.
50. Тихомиров Ю.А. Как обеспечить эффективность закона: научное издание / Коллектив авторов; Ответственные редакторы: Ю.А. Тихомиров, Н.Н. Толмачева, С.А. Боголюбов. М., 2019. С 29.
51. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. N 4(100). С. 1.
52. Худолей К.М. Нужен ли конституционный (уставный) суд в субъекте РФ? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 34. С. 391 - 401.