Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определена тем, что в современном обществе существует высокая потребность в качественном образовании, которое становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Актуальность темы исследования определена тем, что в условиях ограниченных ресурсов одним из инструментов управления развитием системы образования в соответствии с требованиями инновационной экономики является повышение эффективности и результативности деятельности через внедрение новых проектных механизмов. На такой подход настраивают и решения Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и приоритетным проектам. Советом утверждаются приоритетные проекты по направлению «Образование». Основным механизмом их реализации выступают целевые программы. Образование в России претерпевает системное реформирование, что обусловлено национальными (адаптация образования к рыночной экономике) и международными (интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство) причинами. В этих условиях проектный подход как методология образовательного процесса позволяет актуализировать в науке термин «качество образования», которое является его непосредственной целью.
Сегодня создались предпосылки для качественных изменений в системе управления образованием, аналогичные тем, что возникли в ряде других социальных сфер. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления - это педагогический менеджмент, т е совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом. Проблема управления образованием является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. В настоящее время существует потребность в создании эффективного инструментария управления образованием, что продиктовано жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.
Целью исследования является выявление системы органов государственной власти, осуществляющих государственное управление сферой образования.
Объектом исследования является система общего образования в государстве. Предметом исследования является система органов государственной власти, осуществляющих государственное управление общим образованием в РФ. Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели:
Выявить понятия, сущность 4 видов деятельности в сфере общего образования, а также виды учреждений, осуществляющих эту деятельность;
Охарактеризовать и оценить состояние общего образования на современном этапе развития РФ и выявить тенденцию его развития;
Охарактеризовать систему органов государственной исполнительной власти в РФ и определить место в ней органа государственной власти, осуществляющего государственное управление общим образованием в РФ;
Охарактеризовать и оценить организацию деятельности министерства просвещение РФ и оценить эффективность его деятельности.
Исследованность темы – высокая. Этой теме посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, И. Н. Герчниковой, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, П. Друккера, А. Маслоу. Технологии управления разработаны в грудах, Г. И. Кузнецова, М. В. Кларина. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы В. Н. Тарасюка, А. В. Беляева, В. П. Беспалько, М. М. Поташника.
Глава 1. Общее образование
1.1. Деятельность в сфере общего образования: понятие, сущность, виды и виды учреждений, осуществляющих эту деятельность
Документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, делятся на три категории: федерального, регионального и локального значения. Фундаментальными документами, регламентирующими деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:
- Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);
- Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС – необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);
- Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);
- Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);
- Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.
Первые три нормативных акта из ряда перечисленных являются фундаментальными в регламентации не только образовательной, но и проектной и инновационной деятельности преподавателей в РФ.
В любой организации, в том числе и образовательной, можно выделить два основных вида деятельности, которые существенно отличаются друг от друга – операционную (ее можно также назвать процессной) и проектную. Образовательная организация на постоянной основе производит эту цикличную, процессную деятельность. Процесс – это регулярно повторяющаяся последовательность операций, потребляющая ресурсы и создающая некий результат, ценный для потребителя. В нашем случае образовательный продукт. Для внедрения же новых образовательных технологий, для модернизации процессов обучения с целью развития системы образования в общем в ответ на вызовы современного информационного мира требуется произвести преобразования посредством реализации различных проектов. Проект – это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.
Таким образом, для осуществления поставленных задач в образовательной сфере на всех уровнях должны использоваться и внедрятся методы проектного управления .
Традиционная, так называемая индустриальная педагогическая модель, в современных условиях показывает свою излишнюю статичность и не способность ответить на современные вызовы. Всемирная информационно-образовательная среда принципиально изменяет условиях обучения, функционируя как системно организованная совокупность средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1. – Ст. 375.
5. Развитие образования на период 2013 - 2020 годы. Государственная программа Российской Федерации: [постановление Правительства РФ от 15 апр.2014г. №295 [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: http://government.ru/programs/202/events/
6. Байнова М. С., Медведева Н. В., Рязанцева Ю. С. Основы государственного и муниципального управления / М.С. Байнова. – М.: Директ-Медиа, 2016 . – 215 с
7. Балашов, А.И. Управление проектами: учебник / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова и др. – М. : Юрайт, 2018.
8. Володин, В.В. Управление проектом: теория, методология, практика / В.В. Володин, В.И. Хабаров. – М. : Синергия, 2018. – С. 23.
9. Зимина И.В. Проектное управление как механизм перевода школ в эффективный режим функционирования [Электронный ресурс] URL: http://metod.kriro.ru/sites/default/files/method/files/23-10-2018/16-06/zimina _i.v._metodicheskie_rekomendacii_itog.pdf
10. Куликов, Р.С. Проектный менеджмент в управлении образовательной организацией / Р.С. Куликов // Сборник: Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. – М. : МПГУ, 2018. – С. 277.
11. Леута, И.А. Уточнение понятия «проект» в проектном управлении / И.А. Леута, Ю.В. Ерыгин // Решетневские чтения. – 2018. – № 22. – С. 403
12. Лисицын, А.О. Проект и проектное управление: основные понятия / А.О. Лисицын // Вестник международного Института управления. – 2017. – № 2. – С. 62.
13. Моисеев В. В. Система государственного и муниципального управления / В.В. Моисеев - М.: Директ-Медиа, 2015 . - 223 с.
14. Парахина В.Н. Муниципальное управление/ В.Н.Парахина - М.: Кнорус, 2015 . - 343 с.
15. Попов, Ю.И. Управление проектами / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 95.
16. Поршнева, А.Ю. Проектное управление: системный подход / А.Ю. Поршнева, Е.Е. Прокопьева, О.А. Румянцева // NovaInfo.Ru. – 2017. – № 65. – С. 207.
17. Решетникова, А.А. Проектный менеджмент в управлении организацией / Решетникова, И.А. Демененко // Вектор экономики. – 2018. – № 2. – С. 42.
18. Степанцева, А.В. Проектные методы управления в сфере образования / А.В. Степанцева // Сборник: Гуманитарное знание. – СПб. : Астерион, 2018. – С. 64
19. Юдина, О.Н. Современные мировые тенденции в проектном управлении / О.Н. Юдина // Ученые записки Международного банковского института. – 2017. – № 19. – С. 138
20. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu
21. Официальный сайт Комитета по образованию г. Санкт-Петербург. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/