Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день экономика России нуждается в реальном осуществлении экономических реформ и находится в поиске адекватных мер по борьбе с финансовыми проблемами. Внедрение задач экономической политики невозможно без значительных капиталовложений, мобилизация которых осложняется дефицитом доступных финансовых ресурсов и снижением темпов экономического развития. В этом контексте проблема бюджетного профицита и дефицита, как одна из важнейших, рассматривается в свете обеспечения экономической безопасности государства. Именно это обусловило значительное внимание исследователей к вопросам, касающихся природы, последствий и инструментов управления этим экономическим явлением.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы финансирования бюджетных расходов становятся чрезвычайно важными, ведь разбалансированность бюджета негативно влияет на все сферы общественного благосостояния и способствует углублению финансовой нестабильности, а в условиях глобализации экономического развития и интернационализации мирохозяйственных связей бюджетный дефицит является фактором повышения риска экономической деятельности, несёт потенциальный риск монетизации и дефолта.
Вопрос сбалансирования государственного и местных бюджетов рассматриваются в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди отечественных исследователей следует выделить Ю. Бескид, В. Зайчикова, Ф. Ярошенко, Н. Кравчук и др.
Среди западных ученых особого внимания заслуживают работы Дж. Кейнса, А. Лернера, А. Алесины, А. Смита, Дж. Крейга, Я. Корнаи, Дж. Сакса и др..
Теоретическим основам профицита бюджета посвятили свои научные работы украинские ученые-экономисты ─ В. Андрущенко, В. Федосов, С. Юрий, А. Мороз, Т. Вахненко и многие другие.
Среди российских специалистов можно выделить исследования Д. Боголепова, М. Соболева, А. Александрова, В. Лаврова, Н. Любимова, А. Скачко т.п.
Однако, принимая во внимание сложность и неоднозначность такого экономического явления как профицит бюджета, далеко не все вопросы являются решенными и требуют своего дальнейшего рассмотрения.
Целью данной работы является изучение особенностей бюджетного профицита как экономического явления, причин его возникновения и методов регулирования.
Предметом исследования в данной работе выступают методы исследования профицита бюджета.
Объектом исследования является федеральный бюджет России и зарубежный стран, в частности их несбалансированность и возникновение профицита.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
− исследование сущности бюджетного профицита и его видов;
− анализ состава и динамики источников финансирования расходов бюджета, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
− определить действенные методы по сокращению бюджетного профицита.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета
1.1. Понятие профицита и дефицита бюджета
Бюджетный профицит - это превышение доходов бюджета над расходами, то есть достижение профицита.
Чаще всего специалисты используют определение «первичного профицита» (рассчитывается без учета затрат на обслуживание государственного долга). Первичный профицит показывает, что часть доходов идет на погашение государственного долга
Вторичный дефицит включает платежи по всем заимствованиям.
Профицит нельзя признать безусловным плюсом для страны, так как он чреват отсутствием свободного оборотного капитала в экономике. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считал: необходим контролируемый дефицит.
В России по закону бюджет утверждается без профицита.
Проблемы дефицита федерального бюджета достаточно острые и дискуссионные.
При формировании эффективной структуры управления дефицитом бюджета, применении способов его минимизации и выявлении характерных особенностей системы бюджетных расходов для поддержания государственного долга, образованного путем накопления дефицита бюджета, проводится классификация дефицита. Через классификацию понимается сущность данного термина и его природа. .
В зависимости от типа государственной политики дефициты бюджета можно классифицировать следующим образом.
• Циклический дефицит федерального бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (иными словами, автоматический) стабилизатор - это особый экономический механизм, который может уменьшить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска продукции, зачастую без изменения структуры экономической политики государства. Стабилизаторами в развитых странах обычно являются прогрессивная налоговая система, система государственных трансфертов и система распределения прибыли. Во время нарастания цикла наблюдается увеличение общего дохода, в связи с чем происходит увеличение налоговых вычетов и уменьшение трансфертных платежей. В результате излишки циклического бюджета увеличиваются, и рост инфляции можно частично контролировать, не допуская превышения допустимого предела.
Фаза циклического спада характеризуется уменьшением доходов, в связи с чем уменьшаются налоговые поступления, а трансферты, наоборот, увеличиваются. В результате наблюдается рост циклического дефицита бюджета, в то время как спрос и производство растут, и это сдерживает глубину рецессии.
• Следовательно, циклическая часть дефицита бюджета демонстрирует изменения, вызванные фазой экономического цикла.
• • Следующий тип - структурный дефицит федерального бюджета - подразумевает разницу между расходами и доходами бюджета при полной занятости. Структурные дефициты отражают влияние фискальной политики. Здесь вместо сравнения реальных расходов и доходов проводится сравнение бюджетных расходов и доходов при полной занятости, и поэтому существует мнение, что этот тип бюджетного дефицита следует называть полным дефицитом занятости. .
• Оценка структурного дефицита характерна, прежде всего, для стран промышленного типа, где размер дефицита бюджета определяется на основе циклических колебаний.
• • Третий, самый непредсказуемый вариант дефицита федерального бюджета - это дефицит бюджета в чрезвычайных ситуациях, который возникает в таких ситуациях, как война, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации, когда не хватает нормальных резервов для расходов на покрытие внезапных потерь или наносить ущерб . В этих ситуациях дефицит бюджета, конечно, является нежелательным явлением, но избежать его невозможно.
• • Другим видом бюджетного дефицита является дефицит, возникающий в результате кризисных ситуаций в экономике. Бюджетный дефицит такого типа чрезвычайно опасен, поскольку он отражает «болезнь» экономики, а часто и ее крах, отсутствие способности и способности государства контролировать финансовое положение в стране. Если в государстве сложилась такая ситуация, от принятия неотложных мер экономического характера нельзя обойтись - следует использовать политические меры, вплоть до рассмотрения вопроса о компетенции членов правительства..
• Последний тип дефицита бюджета, который мы рассмотрим в рамках данного исследования, - это квазифискальный дефицит федерального бюджета. Этот тип бюджетного дефицита очень распространен.
Рассматриваемый тип бюджетного дефицита существует вместе с измеренным (официальным) скрытым дефицитом федерального бюджета,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года) // СПС «Гарант».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. От 01.05.2020)(Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года) // СПС «Гарант».
3. В. П. Кодацкий. Снижение бюджетного дефицита в условиях рынка // Экономика, финансы, право. 2018. №1. С. 16 – 18.
4. Вахненко Т. П. Перспективные направления политики государственных заимствований // Экономика и прогнозирование. 2019. № 1. С. 65 – 76.
5. Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. 2018. №3–4.
6. Кудряшов В. Финансирование дефицита федерального бюджета / В. Кудряшов // Экономика Украины. 2017. №4. С.57.
7. Машко А.И. Бюджетный дефицит –инфляция // Экономика Украины. 2019. №4. С.57.
8. Павлюк С.М. Основные задания финансовой науки в контексте уменшения бюджетного дефицита // Наука и экономика. Научно-теоретический журнал Хмельницкого экономического университета. 2016. №4(20). С. 45.
9. Сова О. Ю. Проблема дефицитности федерального бюджета// Финансы РФ. 2016. №5. С. 34–42.
10. Чвалюк А. М. Государственные заимствования как основная форма финансирования федерального бюджета // Российское право. 2019. № 1. С.67-70.
11. Ярошенко Ф.О. Бюджетные дефициты как инструмент посткризисного восстановления мировой экономик // Финансы россии. 2018. № 9. С. 3–13.
12. Основные направления бюджетной политики на 2020 - 2021 годы [Электронный ресурс ] // www.minfin.ru
13. Министерство финансов Российской Федерации // minfin.ru
14. Институт экономики и финансов МИИТ // https://miit-ief.ru
15. IRS[Электронный ресурс]: https://www.irs.gov/statistics
16. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.06.2019).
17. Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика. Поступления. Структура поступлений в федеральный бюджет [Электронный ресурс]: https://analytic.nalog.rU/portal/index.ru-RU.htm#ru-RU
18. Internal Revenue Service [Электронный ресурс]: https://www.irs.gov/pub/irs-soi/18databk.pdf
19. Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e 6889fb6
20. International Monetary Fund [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weodata/weorept.aspx?pr.x=54&pr.y=3&sy= 2017&ey=2019&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br= 1 &c= 111&s=NGDPD%2CPPPGDP %2CNGDPDPC%2CPPPPC&grp=0&a=
21. Historical Tables Budget of the U.S. Government, Fiscal year 2016. [Электронный ресурс] : https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2016-BUD/pdf/BUDGET-2016-BUD.pdf
22. Budget of the U.S. Government, Fiscal year 2017. [Электронный ресурс]: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2017-BUD/pdf/BUDGET-2017-BUD.pdf
23. Efficient, effective, accountable an American Budget, Fiscal year 2019. [Электронный ресурс] : https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2019-BUD/pdf/BUDGET-2019-BUD.pdf
24. Минфин России. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/document/
25. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent. [Электронный ресурс]: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html
26. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 14-15.
27. БалашевН.Б., Дуничева А.А. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 1. С. 24-28.