Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что права человека продолжают оставаться одной из главных тем и в общественных науках, и в повседневной политической реальности.
При этом теория прав человека до сих пор сохраняет круг вопросов, не получивших своего разрешения, и тема прав человека нуждается в серьезном обсуждении, обосновании с различных позиций.
Принцип защиты прав предпринимателей не получил специального законодательного закрепления, однако фактическое состояние российского законодательства позволяет, на наш взгляд, отнести его к числу основных начал правового регулирования предпринимательской деятельности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с поддержкой предпринимательства.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства регламентирующие поддержку предпринимательства в РФ, практика их принменения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение правовых механизмов предпринимательства в Российской Федерации, как обеспечения конституционных экономических прав граждан.
Задачами работы является:
• рассмотреть конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ;
• исследовать механизмы правовой охраны и защиты государством предпринимательской деятельности в РФ;
• проанализировать эффективность осуществления государственной поддержки в сфере предпринимательской деятельности;
• изучить особенности реализации конституционных принципов и правомерных ограничений в предпринимательской деятельности.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка исользованной литературы.
1. Глава 1 Конституционные экономические права граждан как основа предпринимательской деятельности в РФ
1.1 Раздел 1 Конституционные гарантии обеспечения экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью можно понимать как осознанное, незатрудненное, неограниченное, нестесненное применение и употребление личностью комплекса своих индивидуально-психологических свойств и особенностей для организации и ведения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, как известно, предполагает осуществление совокупности целенаправленных, систематических действий, совершаемых самостоятельно на свой риск лицом, с целью получения прибыли. Соответственно, субъективное право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности - это мера возможного поведения человека по реализации своих индивидуальных свойств при осуществлении таких действий.
Важно также отметить, что ст. 34 не устанавливает непосредственно право предпринимательской деятельности, а лишь гарантирует условия, при которых носитель соответствующих способностей сможет свободно воспользоваться ими для осуществления предпринимательской деятельности. Аналогично ст. 37 говорит о свободном распоряжении своими способностями к труду, выборе рода деятельности и профессии. То есть можно говорить об определенном совпадении правомочий этих субъективных прав. Это означает, что, распоряжаясь своими способностями и имуществом, индивид свободен в выборе вида хозяйственной активности с целью получения дохода, организации элементов, направленности и интенсивности данного процесса.
Собственно свобода предпринимательской деятельности (как разновидность экономической) гарантируется нормой ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, выступающей в качестве элемента основ конституционного строя России. Посредством принципа свободы экономической деятельности наряду с принципами признания многообразия и юридического равенства форм собственности, единства экономического пространства, определяются основные начала правового регулирования общественных отношений в сфере хозяйственной жизни страны.
Как справедливо утверждают М.В. Саудаханов и С.А. Егоров, понятие «свобода экономической деятельности» не может прямо отождествляется с понятием «право на предпринимательскую деятельность» Конституционная категория «свобода» обычно понимается как свобода воли, возможность поступать согласно волеизъявлению, свобода выбора средств достижения цели. Данное конституционное понятие в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли и т.д.). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги (легитимно предоставленные организационно-правовые возможности) со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественных и хозяйственных структур. Право, таким образом, более конкретно и регламентировано государством.
Конституционное положение о свободе экономической деятельности является, с одной стороны, гарантией права на предпринимательство, а с другой - правоустанавливающей нормой, которая нашла свое реальное воплощение в гражданском законодательстве России. Согласно ст. 18 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права и т.д.
Различение конституционных гарантий на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью и на свободу предпринимательской деятельности приобретает принципиальное значение в контексте вопроса ограничений конституционных свобод и прав.
Впервые право российских граждан на осуществление предпринимательской деятельности было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Статья 22 Декларации гласила, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Теперь рассматриваемое право провозглашается в ст. 34 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности». Как отмечает С.А. Авакьян, «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности является одним из ключевых в условиях рыночной экономики... Конституция не столько ставит предпринимательство выше иных каналов экономической деятельности (предпринимательством занимаются от силы 15% населения), сколько учитывает следующее: предприниматель и себя обеспечивает, и другим работу дает, и казну государства налогами пополняет».
В российском законодательстве под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Предпринимательская деятельность является объектом междисциплинарного научного исследования, в связи с чем автор считает, что объективное и всестороннее изучение вопросов предпринимательской деятельности в рамках конституционно-правового исследования предполагает учет анализа указанного права в исследованиях ученых гражданско-правовой направленности. Вместе с тем следует отметить, что регулирование, а также установление основополагающих принципов предпринимательской деятельности должно быть закреплено не столько в гражданском праве, сколько в первую очередь в конституционном, а в ключевых позициях - непосредственно в конституции государства. Нельзя не согласиться с Г.А. Гаджиевым, который указывает, что основными экономическими правами являются конституционные права, непосредственно устанавливающие основы экономической системы России (в том числе и право на свободу предпринимательской деятельности), и именно «под сенью» этих основных экономических прав формируется множество гражданских прав, т.е. отраслевых, предусмотренных гражданским законодательством». Закрепление основных принципов предпринимательской деятельности в Конституции показывает ее значимость для государства, а также устанавливает для граждан возможность пользования рассматриваемым правом в собственных целях (в первую очередь - для извлечения прибыли), при определенных ограничениях, устанавливаемых государством в пользу общественных интересов. При этом на уровне Конституции видится необходимым закрепление основополагающих принципов и характеристик права на свободу предпринимательской деятельности, а раскрывать указанные принципы и характеристики необходимо в отраслевом законодательстве.
Г.А. Гаджиев определяет: «Свобода предпринимательской деятельности представляет собой универсальный (интегрированный) принцип конституционного права, объединяющий в своем составе несколько относительно самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности (принцип свободы договора, общедозволительный принцип, принцип свободы конкуренции и др.), а также включает в себя следующие составные элементы:
- свободу выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37 Конституции);
- свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - свободу рынка труда (ст. 27);
- свободу объединения для совместной экономической деятельности - выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);
- свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34, 35);
- свободу договора - заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);
- свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);
- свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «Разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34)».
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Указанные выше конституционные принципы являются основополагающими в формировании экономического строя России. Как отмечает В.И. Крусс, традиционно и обоснованно предпринимательство рассматривается как двуединая форма социальной экономической активности, проявляющаяся в синтетическом воплощении «живого» труда и собственности, капитала, а также особенностью права на занятие предпринимательской деятельностью - по отношению к другим статусным элементам - является его органическая связь с правом частной собственности, в значительной мере определяющим специфику предпринимательских правомочий.
Российское государство является социальным государством, что отражается и на его экономической политике. Предполагается, что рыночная экономика в Российской Федерации социально ориентированная, что подразумевает под собой закрепление на законодательном уровне определенных обязательств и ограничений для предпринимателей. Государство исходит из того, что гражданин/потребитель по отношению к предпринимателю является более слабым субъектом рынка, соответственно, необходимо устанавливать ряд дополнительных прав в пользу граждан. Г.А. Гаджиев отмечает, что пределы вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности, что подтверждается в Постановлении Конституционного Суда от 24 февраля 2004 г. N 3-П: «...элементы публичности в организации ОАО объективно приводят к возрастанию потребности в ограничении права, предусмотренного ч. 1 ст. 34 Конституции, в целях поиска баланса интересов ОАО и государства, а также баланса интересов обладателей крупных пакетов акций и мелких акционеров. В связи с этим при ограничении основного права, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, законодатель вправе учитывать как публичные интересы, так и общие интересы акционерного общества». При этом в соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции государство имеет право, применяя федеральное законодательство, ограничивать перемещение товаров и услуг для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, т.е. в целях общего блага; государство может ввести ограничения на свободное занятие предпринимательской деятельностью. Конституционным судом были выработаны определенные критерии для вводимых ограничений: они должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права.
Говоря о свободе предпринимательства и пределах вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, В.В. Мельников приводит точку зрения Б.Н.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
5. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2305.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
7. Указ Президента РФ от 22.06.2012 N 879 // «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3509.
8. Письмо Министерства финансов РФ от 29.12.2016 N 03-11-11/79301 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, N 52, ст. 1865.Утратил силу.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П // Собрание законодательства РФ, 01.03.2004, N 9, ст. 830.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П // Собрание законодательства РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 17-П // Собрание законодательства РФ. 2003. N 47. Ст. 4586.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П // Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2311.
14. Абакумова Е.Б. Ограничения конституционной свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Право и экономика. 2019. N 10. С. 5.
15. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: Учебное пособие: В 2 т. М.: Норма, 2015. Т. 1. С. 758.
16. Алферов В.В. Совершенствование конституционно-правового механизма реализации права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность // Современное право. 2016. N 7. С. 38.
17. Андреев В.К. Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства как институт развития // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 2. С. 119 - 128.
18. Бимбад А.Я. Государственная имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.
19. Блошенко М.В. Пределы и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 13.
20. Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. 2008. N 1(19). С. 250.
21. Жураковский А.С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2014. С. 3.
22. Зимин А.Е. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономического кризиса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 9.
23. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 146.
24. Краснов М.А. Некоторые аспекты проблемы ограничения конституционных прав (на примере экономических прав) // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 1 (92). С. 89.
25. Мельников В.В. Экономическое содержание Конституции России: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 27.
26. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2017. С. 13 - 14.
27. Палагина А.Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты: Дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2014. С. 10.
28. Пашков А.В. К вопросу о содержании категории «экономические права» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. N 2. С. 134.
29. Приходько Т.В. Современная модель ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2017. С. 84.
30. Саудаханов М.В., Егоров С.А. О некоторых проблемах определения места права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательством в системе конституционных прав и свобод Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 2. С. 51.
31. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Кол. моногр. / Под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. С. 7.
32. Татарская О.В. Правовые проблемы малого предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16.
33. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 1. С. 47 - 50.