Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. После введения ЕГЭ по литературе, вступления в эру новых стандартов и всеобщих разговоров о том, что русская культура перестала быть литературоцентричной, что мы живем в эпоху всеобщей информатизации, технологизации, медиатекстов и прочего, начался этап иных событий: на новом витке истории именно в литературе вновь стали искать точку опоры, но уже для новой страны.
2013 год обозначил начало этих перемен: появился Совет по литературному образованию, была создана самая большая и работоспособная, как покажет потом время, профессиональная ассоциация учителей-словесников (АССУЛ).
В ноябре 2013 в РУДН пройдет Российское литературное собрание под председательством потомков русских классиков, обеспокоенных положением литера туры в школе, и Президента, ищущего духовную точку опоры для дальнейшего развития страны, — национальную идею. Впервые на таком высоком уровне заговорили о чтении классики, о судьбе толстых журналов и влиянии литературы на нравственный климат в государстве.
Поток новых учебников вне серьезных исследований и научных концепций, эклектика в терминологии, смешение понятий (читательская грамотность, литературное развитие) — это далеко не полный перечень насущных сегодня проблем в методике преподавания литературы.
Цель исследования – определить концептуальную направленность УМК В.Г. Маранцмана в современном образовательном пространстве.
Задачи исследования:
- представить педагогический путь В.Г. Маранцмана;
- выявить эффективность УМК В.Г. Маранцмана.
Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка
исследования методического наследия Маранцмана в современном образовательном пространстве в эпоху новых образовательных стандартов.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами при обучении литературе.
Глава 1. Педагогическое наследие В.Г. Маранцмана
1.1. Педагогический путь В.Г. Маранцмана
В.Г. Марцман преподавал не очень популярный предмет «литература в школе». Вначале Владимир Георгиевич защищал кандидатскую на кафедре методики преподавания из-за отсутствия, скажем так, других вакансий, а затем непопулярная тема как преподавать буквальным образом захватила его. И кто мог предполагать, что сей предмет - методика преподавания литературы - займет впоследствии такое важное место не только в сердце этого «домочадца» литературы, как сказал бы Мандельштам (или же и того лучше - «свидетеля литературы»), но и во всеобщем литературном процессе, ибо поколение 90-х и начала нового тысячелетия (Владимир Георгиевич умер 7 января 2007 года) училось по его учебникам.
Маранцман и в самом деле напоминал преподавателя словесности Мандельштама, который вступал в особые личные, семейные отношения с литературой. Для среднего преподавателя Маранцман желал чуть ли не настоящего спектакля с тяжелым бархатным занавесом.
Литературовед сочинил, вернее, сотворил книгу «Ревизор в школе». Собственно, у книги был еще один автор – Докусов (согласно алфавиту его фамилия красовалась впереди – в каталогах тоже) литературовед, который в сталинские времена отправил многих коллег в тюрьмы, лагеря и на тот свет на выгодных условиях органами: за донос ему полагалась роскошная библиотека потерпевшего. В книге «Ревизор в школе», к которой «пристроился» исследователь, он стал автором лишь невнятной вступительной статьи об истории написания Гоголем «Ревизора», не имеющей никакого отношения к творческой части книги.
А в творческой части книги предлагались немыслимые по красоте и артистизму возможности (и невозможности) преподавания великой комедии в школе. В дальнейшем требования его снижаться не будут, и преподавателям литературы будут предлагаться многие интересные способы, для того, чтобы «вписать» - как минимум - русскую литературу в мировой процесс мирового развития культуры.
Взгляды В. Г. Маранцмана на изучение литературы формировались в русле методических исканий ученых ленинградской школы — предшественников и современников.
Немаловажную роль в его становлении как ученого, определении круга научных интересов сыграли взгляды Г. А. Гуковского, профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена, на школьное изучение литературы. Гуковский был убежден, что подлинно захватывающим и воспитывающим на уроках литературы может быть путь изучения под руководством учителя от первоначального, часто наивного, но зато живого восприятия к научному пониманию литературы, к постижению законов искусства при сохранении живости, эмоциональности восприятия.
Только так можно научить читать любые произведения, отличая искусство от подделки, откликаясь на мысль и переживания автора, думать над книгой, испытывать радость общения с ней и чувство эстетического наслаждения.
Под его руководством работали такие талантливые ленинградские методисты, как С. В. Клитин, М. Н. Салтыкова, Т. В. Чирковская, А. С. Дегожская, М. Н. Эгерштром, Н. И. Громов, О. Б. и О. Л. Тодес, В. С. Габо и другие, развивая и после смерти лидера выдвинутый им принцип научности в преподавании литературы, анализа произведения в его художественной целостности, в единстве содержания и формы. Это была школа филологической культуры, пытливого чтения, внимания к слову и образу, к деталям в тексте и вместе с тем интереса к теории, к широким историколитературным концепциям.
Взаимодействие читательского восприятия и авторской мысли, искусство общения учителя и ученика на уроке литературы, преемственность анализа литературных произведений в разных классах, вариативность его в зависимости от проблематики и жанровых особенностей произведения, филологический подход к сюжету, освоение учащимися теоретико-литературных понятий в процессе изучения художественных произведений, соотношение литературоведческого и школьного анализа, поиски методов и приемов, проявляющих специфику литературы как искусства слова и характер общения ученика с литературным произведением, литературное развитие школьников, содружество искусств на уроках литературы — вот основные проблемы, которые будут решать ученые и практики ленинградской методической школы 1960–1970-х годов Т. В. Чирковская, А. М. Докусов, З. Я. Рез, М. Г. Качурин, Г. К. Звягинцева, В. Г. Маранцман, Н. А. Станчек, Т. В. Зверс, Н. В. Тимерманис и другие, продолжая традиции, заложенные Г. А. Гуковским и его учениками.
Уже в конце 1960—начале 1970-х годов складывается методическая система В. Г. Маранцмана, опирающаяся на открытия литературоведения (историко-функциональный подход к изучению литературы), психологии (психология восприятия искусства), педагогики (развивающее обучение) и методики (литературное развитие школьников).
Ее фундаментом становится выдвинутая и экспериментально подтвержденная ученым теория школьного анализа, направленного по целям, содержанию и методам на развитие читателя-школьника, в частности таких читательских качеств, как воображение, эмоциональная чуткость и эстетические чувства, умение осознать свои впечатления, интеллектуально и эмоционально выразить их.
К концу 1960—началу 1970-х годов следует отнести зарождение научно-методической школы, лидером которой становится В. Г. Маранцман, а его фундаментальные открытия, признанные как наиболее перспективные для науки и школьной практики, будут положены в основу исследовательской программы школы, объединившей единомышленников и учеников, готовых к ее реализации и защите результатов.
На протяжении всей своей научной и профессиональной деятельности В. Г. Маранцман ломал стереотипы и шаблон, сложившиеся в отечественной
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Антипова А.М. Миссия ученого-методиста: к 80-летию со дня рождения В.Г. Маранцмана (1932–2007) //Литературное образование в современном мире: проблемы и решения. XX Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 15–16 марта 2012 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-информ, 2013.
2.Литература: программа для 5–9 классов: основное общее образование / Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. Н. Гуйс и др. ; под ред. И. Н. Сухих. М. : Академия, 2013. 176 с.
3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1977.
5. Методика обучения литературе. XXI век : учебное пособие/Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ; под редакцией Е. К. Маранцман / Беньковская Т. Е., Галицких Е. О., Гетманская Е. В., Докучаев И. И., Кочетова Е. В., Малышев В. Б., Маранцман В. Г., Маранцман Е. К., Романичева Е. С., Сосновская И. В., Тихонова С. В. - Санкт-Петербург:ВВМ, 2019. - 237, [1] c.
6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. — 288 с.
7. Программа литературного образования. 5–9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 214 с.
8. Программа литературного образования. 10–11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2008. 174 с.
9. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый и профильный уровни) / под ред. В. Я. Коровиной. М. : Просвещение, 2008. 256 с.
10. Программа по литературе для 9–11 классов средней школы (вариант для обсуждения с преподавателями вуза и студентами) / под ред. В. Г. Маранцмана. Ленинград, 1990. 64 с.
11. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. 208 с.
12. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. … докт. пед. наук : 13.00.02. М. 2004. 44 с.
13. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования : монография. Челябинск : Изд-во ЧГПУ. 2013. 352 с.
14. Терентьева Н. П. Литература в школе (1985–2003) : тематический библиографический указатель для учителя-словесника. Челябинск : Взгляд, 2005. 207 с.
15. Фрумин И., Добрякова М., Баранников К., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность. Чему учить сегодня для успеха завтра [Электронный ресурс] // Учительская газета. 24.07.2018. № 30. URL: http://www.ug.ru/archive/75388 (дата обращения: 25.05.2020).
16. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб. : Питер, 2004. 541 с. (Серия «Учебное пособие»).