Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время важная роль отводится развитию системы инклюзивного образования, поскольку количество детей с ОВЗ постоянно возрастает. Проблема реабилитации, социализации детей с ОВЗ, проблема формирования единого пространства инклюзивного образования для детей с ОВЗ, в течении длительного времени привлекает к себе особое внимание, и до сих пор не утратила своей актуальности [3,8].
Широкую популярность в создании инклюзивного пространства приобретает адаптивный спорт.
Адаптивный спорт – это разновидность спорта, направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям – медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта [4].
Цель исследования - оценить эффективность адаптивного спорта в формировании инклюзивного пространства для лиц с ОВЗ.
Объект исследования: адаптивный спорт как ресурс развития лиц с ОВЗ.
Предмет исследования: адаптивный спорт как ресурс формирования инклюзивного пространства для лиц с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «инклюзивное пространство», «адаптивный спорт».
2. Рассмотреть особенности лиц с ОВЗ на примере детей с ДПЦ.
3. Охарактеризовать и обосновать эффективность выбранного вида адаптивного спорта в формировании инклюзивного пространства для детей с ОВЗ.
4. Провести исследование по оценке роли занятий адаптивным спортом в формировании инклюзивного пространства для лиц с ОВЗ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЫМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Характеристика инклюзивного пространства
В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Ратификация Конвенции обозначила новый этап в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, закрепленный в настоящее время во многих правовых документах, регулирующих образование, оказания социальной поддержки и медицинской помощи.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее–Закон об образовании). Закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций начался процесс активного включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательные школы. Молодые люди с инвалидностью принимают участие в формировании и экспертизе доступной среды школы, информировании родителей детей с ОВЗ о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами инклюзивных мероприятий [5].
Ставшая общедоступной информация о достижениях российских паралимпийцев, об известных общественных деятелях, актерах, ученых и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха, способствовала изменению представлений общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако эти представления, как правило, носят весьма ограниченный характер об особых потребностях инвалидов и лиц с ОВЗ, что препятствует их социальной интеграции. Реализация принципов интеграции и инклюзии требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками, как в образовательном процессе, так и в обычной жизни.
Решение данной задачи возможно при условии определенной готовности как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников без инвалидности. Решение данной задачи возможно при условии создания инклюзивного пространства [6].
Под инклюзивным пространством подразумевают систему совместного обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и здоровых детей. Инклюзивное пространство должно быть комфортным для обучения детей, которые имеют определенные дефекты в развитии, нарушения здоровья. При этом каждому человеку, вне зависимости от того, какие у него физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, и другие особенности, предоставляются равные возможности для обучения в различных образовательных учреждениях. При этом образовательное учреждение обязано создать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья специальные условия, которые будут соответствовать их потребностям [7].
Инклюзивное пространство подразумевают перепланировку учебных помещений под нужды и потребности людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Для создания инклюзивного пространства создаются и внедряются новые методики обучения, создаются адаптированные учебные планы, изменённые методы и критерии оценки знаний и полученных навыков. Инклюзия резко отличается от интеграции. При интеграции люди с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных учреждениях и сами адаптируются под общую систему образования. Тогда как инклюзия подразумевает создание учебным учреждением специального пространства, которое будет комфортно для обучения таких детей, и будет удовлетворять их потребности. При интеграции образовательная среда остается неизменной [8].
Инклюзивное пространство предполагает включение учащихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в комплексный образовательный процесс и в социальную жизнь общества. Решение проблемы образования детей с ОВЗ осуществляется за счет адаптации образовательного пространства к нуждам и потребностям ребенка. Это проблема сегодня очень актуальна. Создание инклюзивного пространство включает реформирование образовательного процесса, обеспечение методической гибкости и вариативности обучения, создание благоприятного психологического климата. Учебные помещения должны быть перепланированы таким образом, чтобы они соответствовали потребностям и интересам всех без исключения детей. По возможности образовательное пространство должно обеспечить полноценное участие всех детей в образовательном процессе, вне зависимости от их потребностей и особенностей [9].
Структура инклюзивного образовательного пространства включает в себя 3 основных компонента: пространственно-предметный, содержательно-методический, комуникативно-организационный. Рассмотрим данные компоненты детальнее.
Под пространственно-предметным компонентом подразумевают наличие в рамках образовательного учреждения определенных материальных возможностей. К примеру, организовывается специальная доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная среда. Учащиеся с ОВЗ должны быть обеспечены современными техническими средствами и системами, которые соответствуют образовательным потребностям детей. Сюда же относится создание специального индивидуального маршрута обучения и развития ребенка. При этом маршрут должен быть адаптирован под индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ. Также данный компонент включает вариативность и гибкость образовательных и воспитательных методик, форм и средств обучения [11].
Коммуникативно-организационный компонент включает систему личностной и профессиональной готовности педагогов к осуществлению деятельности в условиях инклюзивного пространства. Сюда также входит благоприятный психологический климат в коллективе, умение управлять командной деятельности специалистов и учебно-воспитательной деятельностью детей. Для того, чтобы образовательная среда могла обеспечить возможность реализации инклюзивной практики, необходимо наличие следующих признаков [1]:
- гибкость, готовность к изменениям;
- мобильность и эффективность управления;
- преобладание гуманистических ценностей;
- индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;
-наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута.
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды относятся [10]:
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды;
- организация архитектурного и информационного пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- организация временного режима обучения;
- организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
-технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. — 2015. — №3. — С.37−39.
2. Габидуллина, Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях / Г.Р.Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). - Стерлитамак, 2012. - С.4-28.
3. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма, 2017. – 256 с.
4. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. — 2016. — № 6. — С.32.
5. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. – М.: Сов. спорт, 2016. – 316 с.
6. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы // Адаптивная физическая культура. – 2016. - № 4. - С. 3-6
7. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57.
8. Емельянов, Е.И. Государственная политика регулирования и нормативно-правового обеспечения в сфере физической культуры и спорта жителей Башкортостана с ограниченными возможностями / Е.И.Емельянов, Г.М.Юламанова / Адаптивная физическая культура. – 2017. - № 3 (31). - С.23-25.
9. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов // Новый регион. – 2016. - № 3. - С. 64-69.
10. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. – М.: Академия, 2015. – 302 с.
11. Иппотерапия — как метод психофизиологической и социальной коррекции для детей с синдромом Дауна/ Интернет-сайт Иппотерапия». - [Электронный ресурс]: http://ippoterapiateresh.by/ippoterapiya-dlya-detey-s-sindromom-dauna/
12. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г. Петровой. — М., 2016. – 209 с.
13. Кувина В. Н., Васильева Е. А. Инновационная технология иппотерапии в комплексном лечении // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - № 5 (93). – 2013. – с. 39 – 41.
14. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, – 2016. – 584 с.
15. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. — 2015. — № 3. — С.43.
16. Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. — 2016. — № 3. — С.23−25.
17. Овчаренко С.В. Авторская методика «Сфера» [Электронный ресурс] / С.В. Овчаренко. – Режим доступа: http://metodika Sfera .ru/files/issledrus/akikt.pdf.– 26.05.2020.
18. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 2017. – 356 с.
19. Роберт Н. С. Эффективная комплексная реабилитация пациентов с ограниченными возможностями на основе лечебной верховой езды иинвалидного конного спорта. – Москва, 2015. – 153 с.
20. Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/05/01/sahalin-zakon18-reg-dok.html (дата обращения: 26.05.2020).
21. Сафонова М.Ю.Выбор и подготовка лошади для занятий иппотерапией // Публикации Центра развития оздоровительной верховой езды «ПолиЭко». – [Электронный ресурс]: http://poly-eco.com/
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2017. – 234 с.
23. Скворцов И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе в норме и при детском церебральном параличе // Исцеление. — 2017. — № 2. — С.9−10.
24. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.— М.: Изд. центр "Академия", 2016. — 390 с.