Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из актуальных направлений по сохранению и развитию традиционной национальной культуры и народного творчества является поддержка традиционных праздников, фестивалей, ярмарок и других форм культурной деятельности.
2
Художественные промыслы и ремесла являются одной из форм народного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу. Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду. Глава I. Фестиваль, его функции, содержание и особенности его исторического развития 1.1. Фестиваль как общественное празднество
В современных международных отношениях и культурном взаимодействии огромное внимание уделяется выбору методов сотрудничества, которые бы не только объединяли участников со всего мира, но и были способны решать различные актуальные проблемы. К таким методам, без сомнения, относятся фестивали и разного рода международные проекты, которые успешно проводятся по всему миру. Поэтому мы можем назвать тенденцию их популяризации «фестивализацией» современной культурной жизни и сотрудничества, что подразумевает под собой влияние на различные сферы жизни людей. Существуют типологии фестивалей, одна из которых разработана Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой . Из всех имеющихся классификаций она одна из немногих раскрывает отдельные аспекты подготовки и проведения фестивалей.
3
В рамках настоящего исследования, рассмотрим типологию, приведенную Е.И. Резниковой, разделяющая фестивали по следующим аспектам : • По видам искусства: театральные, музыкальные, кинофестивали, фотофестивали, фестивали изобразительного искусства и другие; • По хронологическому принципу: ежегодные, биеннале (раз в два года), триеналле (раз в три года); • По территории охвату: региональные, международные, республиканские; • По типу институционной поддержки: определяется в зависимости от организаций, выступивших инициаторами проведения фестиваля искусств – государственные структуры, частные и общественные фонты, меценаты, спонсоры, международные организации; • По составу участников: фестивали детского творчества, фестивали профессиональных художников, молодежные фестивали и пр. • Фестивали, ориентирующиеся на определенное направление в искусстве: фестивали классического искусства, фестивали авангарда, фестивали джаза, фестивали рок-музыки и т.д.; • Фестивали на конкурсной основе и без нее; • Фестивали, связанные с развитием новейших технологий: фестивали видеоарта, компьютерного и анимационного искусства, фестивали программного обеспечения. Музыкальные фестивали – это не только публичное действие, но и готовый рекламный продукт, с помощью которого можно формировать и продвигать торговые марки, привлекать туристов, рекламировать товары и фирмы, создавать имидж определенных
4
деятелей политики или культуры, формировать имидж региона, привлекать внимание к общественным проблемам.
1.2. Становление и развитие фестивалей
Основой фестивального движения стала не только музыка. Театральное искусство также активно использует фестивали для формирования общего культурного пространства и развития межкультурной коммуникации. Каждый день и практически круглосуточно во время проведения Эдинбургского фестиваля проходит более тысячи представлений на различных концертных площадках города. Это грандиозное праздничное действо, выливающееся из театров и концертных залов прямо на улицы города. Одним из главных событий фестиваля являются ежевечерние парады военных оркестров "Military Tattoo", в которых участвуют оркестры более 30 стран мира. Завершается фестиваль грандиозным салютом в парке около Эдинбургского замка. Это фантастическое красочное шоу фейерверков (Edinburgh Festival Fireworks Concert) – крупнейшее в Европе. Эдинбургский фестиваль внесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире. От других фестивалей он отличается разнообразием видов искусства, свободной, демократичной атмосферой. В настоящее время участники фестиваля – это творческие коллективы и деятели искусств из многих стран мира, а гостями Эдинбурга ежегодно становятся более 2 млн чел.
5
Обращаясь к истории фестивального движения и современным авторитетным фестивалям, можно выделить следующие этапы развития международных музыкальных и театральных фестивалей в XX – начале XXI в.: • начало XX в. – 30-е гг. XX в. – период поиска художественноорганизационных форм международных фестивалей; • середина 40-х гг. XX в. – 70-е гг. XX в. – этап становления и развития наиболее авторитетных фестивалей; • 80-е гг. XX в. – начало XXI в. – интенсивное развитие фестивального движения, возникновение новых пространственновременных и жанрово-видовых принципов организации фестивалей. Как видно из приведенной периодизации, число международных фестивалей неуклонно растет, а их география расширяется. Сегодня можно говорить о фестивалях как о мировом явлении. Их количество столь велико, а программы столь разнообразны, что на первый взгляд это явление с трудом поддается анализу и описанию.
1.3. Состояние и перспективы фестивальной деятельности в России В наши дни существует огромный спектр фестивалей в культурной жизни мира. И это только подтверждает востребованность данных мероприятий. Ярко прослеживается влияние фестивалей на развитие творческой коммуникации, так как данные события являются хорошей площадкой для обмена опытом представителей различных творческих профессий. Зрители и участники на фестивалях могут ознакомиться с передовыми достижениями в различных сферах деятельность, увидеть тенденции их развития.
6
В международных отношениях фестивали также играют важную роль, так как украшают политические события своей уникальной культурной программой. Также фестивали – это форма международного культурного обмена, который осуществляется на двустороннем и многостороннем уровне.
Глава 2. Сравнительный анализ Бажовского фестиваля с аналогичными мероприятиями России и зарубежья 2.1. Характеристика Бажовского фестиваля
В современном мире проблема сохранения и трансформации фольклорных традиций является одной из основных проблем, стоящих перед исследователями народного фольклора. В наши дни интерес к народной культуре, крестьянству, обычаям и традициям древности вновь возрос, все, что связано со старинными обрядами и ритуалами, популярно. Городская молодежь прогуливается по улицам в стилизованной одежде и аксессуарах, модельеры и музыканты, визажисты и дизайнеры, организаторы празднеств и режиссеры, а также прочие представители творческих профессий находят вдохновение в культуре, вводят в моду ее мотивы, приукрашивая и осовременивая их. В научном мире все чаще проводятся конференции и семинары, практикумы, посвященные сохранению традиций разных народов, на основе их исследований создаются новые туристические объекты и маршруты, актуализируются музеи народной старины. В современном мире происходит утрата ценностей народной культуры, выработанных веками духовных, нравственных и эстетических норм бытия народа. Посредством старинной песни,
7
записанной от носителей традиционной культуры (бабушек), популяризируются русские народные традиции, обряды, прививается любовь к народному творчеству, родному краю и чувство патриотизма; пробуждается интерес к народно-певческим традициям. Фестиваль ориентирован на смешанную аудиторию и способствует сохранению и развитию народного творчества. Участниками фестиваля являются сплочённые коллективы, участники являются преданными любителями народного творчества, они с гордостью пропагандируют в нашем городе фольклор и народные традиции. Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества - самое главное культурное событие года для всех участников творческого сообщества Челябинской области. 27 лет подряд фестиваль проходил в третьи выходные июня. 2020 год для всех нас – жителей России и Челябинской области в том числе - приготовил непростое испытание. Проведение фестиваля в традиционные сроки становится проблематичным, ведь это событие собирает более 40 тысяч зрителей и Уникальны и другие фестивальные площадки. На ярмарке «Калашный ряд», например, представлены блюда традиционной кухни Южного Урала, на площадке «Шелковая горка» гости фестиваля наслаждаются шедеврами мастеров-художников. Есть и площадка для любителей банных процедур, где желающие могут получить мастер-класс по различным видам парения
2.2. Сравнительный анализ Бажовского фестиваля
8
Ремесленная деревня — сердце Фестиваля «Канитель». Ежегодно «себя показать и других повидать» съезжаются мастера более чем из 170 городов России и зарубежья. С 12 по 14 июня гостей Фестиваля будет ждать ярмарка разнообразной и самобытной продукции, а также дегустации и многочисленные мастер-классы. Гости «Канители» смогут попробовать свои силы в гончарном мастерстве, росписи пряников, изготовлении украшений из различных материалов, росписи по ткани, и многом другом! Всего в Ремесленной деревне ежегодно запланированы не менее 50 активностей. Зоны творческих мастер-классов располагаются также на площадке от международного ритейлера «Леруа Мерлен». С помощью современных технологий ориентироваться в многообразии мастер-классов стало намного проще — организаторы оперативно обновляют расписания в интернет-сообществах «Канители». Специальные таблички-указатели расположены непосредственно в пространстве ярмарки. Музыкальная программа Фестиваля Города солнца обычно запланирована на двух сценах. Большая — на Фонтанной площади, сцена «Фэнтези» — на детской площадке. Здесь проходит музыкальный фестиваль «Детская канитель». Согласно концепции проекта, площадки - тематические направления фестиваля соответствуют 4 сторонам света: Север, Юг, Запад и Восток. В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией мероприятие будет проведено в онлайн-формате. Этот формат позволяет расширить географию участников – не только из числа жителей Новосибирска, но других городов Сибири и РФ. В программе: лекции о традициях, творчестве, культурах народов мира, мастер-классы по прикладному творчеству, танцам народов мира, боевым искусствам, оздоровительным практикам, арт-терапии.
9
В рамках открытия фестиваля планируется онлайн-трансляция концерта с театральными этюдами, выступлением творческих коллективов, музыкантов Новосибирска, Москвы. Основная задача фестиваля - стать площадкой для объединения и сотворчества представителей различных творческих направлений и культур, а также местом встречи интересных людей и проведения просветительских программ, в том числе по здоровьесберегающим и экологическим технологиям. Кроме конкурсов, коллективы и сольные исполнители могут принят участия во внеконкурсной программе. Всякий коллектив может представить 1 композицию в самостоятельной программе до 15 минут из своего репертуара, а индивидуальный исполнитель - до 6 минут. Сессии и искусство: Вне конкурсная программа фестиваля предлагает еще мастерклассы в различных разделах искусства и мастерские (пленеры) по изобразительному, прикладному искусству и фотографии, литературная и киномастерская. Приезд участников в первой сессии - 5 июля, отьезд - 10 июля. Приезд участников во второй сессии - 10 июля, отьезд - 15 июля. Каждый коллектив, отдельный исполнитель имеет право участвовать в неограниченный номинациях с условием предоставления отдельной анкеты-заявки на каждую номинацию и оплаты за каждую номинацию. Таким образом, можно сделать вывод, что фестивали народного творчества имеют одну общую цель - культурный обмен между творческими коллективами.
10
Заключение Сегодня уже нет необходимости доказывать важность и актуальность проблем сохранения и восстановления традиционной народной культуры. Традиции народа, представляя собой самостоятельную область культуры, в то же время являются основой для развития всех современных направлений национального художественного творчества, как самодеятельного, так и профессионального. Фольклор и другие сферы народной культуры перестают быть сферами “элитными”, становятся открытыми и доступными для все большего круга деятелей культуры, искусства и образования — любителей и профессионалов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анонсы предстоящих фестивалей. Афиша.ру [Электронный ресурс] http://www.afisha.ru/ (дата обращения: 05.02.2020). 2. Бернейс, Э. Кристаллизация общественного мнения— М.: Вильямс, 2015. — 272 с. 3. Берчук Д.Н. «Роль фестивалей в развитии культурного сотрудничества СПб со скандинавскими Странами». – СПб. -2017 4. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. СПб., 2014. 5. Быстрова О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы // Аналитика культурологии. 2015. № 27. С. 164-168 6. Васильев К.Р. Организация фестивалей. - М.: Веха, 2015. 7. Гайдук Т.А. Организация праздничных мероприятий. - М.: ОРИГО, 2015
11
8. Зеленцова, Е. В. Развитие творческой индустрии в России: проблемы и перспективы // Культурологический журнал. – 2011. - № 4 9. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: Учебник, М.; Финансы и статистика, 2014. 10. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб: Наука, 2015. 11. Лукьянов, О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: Изд-во ТГУ, 2014. 12. Мороз, В. Сценарии и организация корпоративных праздников. М.: Современная школа, 2007. 13. Назимко, А. Событийный маркетинг. Руководство для заказчиков и исполнителей. М.: Вершина, 2015. 14. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации. – М.: Наука, 2013. 15. Ньютон, Р. Управлением проектами от А до Я. – М.: Альпина паблишер, 2016. 16. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом, 2014. № 3. С. 3-11 17. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория специалиста. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. 18. Шумович А.В. Великолепные мероприятия: Технологии и практика event-management. 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 19. Шумович А. Смешать, но не взбалтывать. Рецепты организации мероприятий. М.: Альпина паблишерз, 2014. 20. Falassi, A. Festival: definition and morphology / A. Falassi. – Albuquerque: University Of New Mexico Press, 1987. P.2