Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Безопасность государства представляет собой его состояние, характеризуемое способностью в достаточно длительной исторической перспективе защищать национальные и государственные интересы в мире, противодействовать внутренним и внешним воздействиям, направленным на: изменение конституционного строя; нарушение конституционных прав и свобод граждан, достойного качества их жизни; целостности и неприкосновенности территории.
При этом обеспечение безопасности может быть представлено как целенаправленные процессы применения имеющихся в государстве политических, экономических и силовых инструментов для: обеспечения конституционных прав, свобод и достойного качества жизни населения; сохранения целостности и неприкосновенности территории государства; обеспечения экономической безопасности и роста экономики государства.
Важнейшим элементом обеспечения безопасности государства является его оборона.
Она заключается в реализации системы политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по непосредственной подготовке и осуществлению вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Объектом данного исследования является институт государственного управления в сфере обороны.
Предмет исследования – это нормативно-правовые акты, которые направлены на регламентацию и структуризацию государственного управления в сфере обороны.
В качестве цель исследования выступает теоретический анализ понятия государственного управления в сфере обороны в юридических источниках литературы, анализ коллизионных и материально-правовых аспектов правового регулирования государственного управления в сфере.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, а именно:
1. Рассмотреть понятие обороны, правовые основы деятельности в сфере обороны.
2. Изучить полномочия Президента РФ в сфере управления обороной.
3. Раскрыть Министерство обороны и его структурные подразделения.
4. Проанализировать Вооруженные силы РФ.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы исследования правовых явлений, такие как формально-логические методы, метод теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Понятие государственного управления в сфере обороны.
1.1 Понятие обороны, правовые основы деятельности в сфере обороны
Сложившиеся российские традиции государственного администрирования характеризуются сильной ролью государства и распространением его влияния во все сферы деятельности общества.
В связи с этим состояние государственного управления в целом и его административно-политического сегмента в частности обретают особое стратегическое значение.
Реализация установленных законодателем задач в рассматриваемой сфере представляется возможным исключительно в условиях наличия структурированности государственной власти и системности государственных органов.
Управленческая деятельность в административно-политической сфере включает в себя государственное регулирование обороны, государственной безопасности, внутренних дел, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и юстиции .
Основной особенностью государственного управления в административно-политической сфере является отнесение его к компетенции федеральных органов государственной власти, причем важно, что определенные ведомства подчинены непосредственно главе государства, а Правительство осуществляет в отношении них координирующую деятельность .
Целенаправленность процессам обеспечения безопасности государства в целом и обороне придает управление. Оно представляет собой циклический процесс формирования и оказания согласованных в рамках системы (рис. 1) управляющих воздействий на политические, экономические и силовые инструменты, обеспечивающие безопасность государства и осуществляющие его оборону.
Рисунок 1. Обобщенная структура системы обеспечения безопасности государства
Совокупность и динамика изменения этих воздействий представляет собой политику в сфере обеспечения безопасности государства.
Обобщенная концептуальная схема формирования указанной политики представлена на рис. 2.
В соответствии с этой схемой государственные институты управления (субъекты политики) на основе анализа текущего состояния объектов политики:
устанавливают частные и общую цель политики в сфере обеспечения безопасности государства;
выбирают допустимые в складывающейся ситуации инструменты их достижения;
определяют способы применения этих инструментов (формируют элементы политики);
осуществляют управляющие воздействия на выбранные политические, экономические и силовые инструменты, обеспечивающие безопасность государства (реализуют политику).
Рисунок 2. Концептуальная схема формирования государственной политики в сфере обеспечения безопасности государства
Эта деятельность ведет к установлению новых состояний объектов, изменению самих субъектов, их целей, имеющихся средств, способов и условий политических действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с посл. изм. и доп. 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2017 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5, ст. 375.
3. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об обороне" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
5. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1014.
6. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О гражданской обороне" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 799.
7. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 22 февраля 2017 г. № 19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9, ст. 1014.
8. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7, ст. 799.
9. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с посл. изм. и доп от 29 декабря 2017 г. № 473-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.1996. № 23, ст. 2750.
10. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // "Российская газета", N 298, 30.12.2014.
11. Указ Президента РФ от 23.07.2013 N 631 (ред. от 22.04.2020) "Вопросы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4085.
12. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 9 февраля 2018 г. № 60) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34, ст. 3538.
13. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 05.06.2020) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3538.
14. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 177 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2017, N 17, ст. 2547.
15. Указ Президента РФ от 23.09.1999 N 1255с (ред. от 29.07.2017) "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2002, N 13, ст. 1203.
16. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 06.05.2020) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
17. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 177 (ред. от 24.10.2018) "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2017, N 17, ст. 2547.
18. Указ Президента РФ от 23.09.1999 N 1255с (ред. от 29.07.2017) "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2002, N 13, ст. 1203.
19. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 06.05.2020) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
20. Агапов, А.Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Б. Агапов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 429 с.
21. Агапов, А.Б. Административное право в 2 т. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Б. Агапов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 424 с.
22. Административное право: учебник / И.А. Алексеев [и др.]. - М.: Проспект, 2020. 320 с.
23. Административное право Российской Федерации. Практикум / под ред. А.П. Алехина. - М.: Зерцало, 2020. - 256 с.
24. Алимов, А.А. Система основных правовых средств обеспечения безопасности государства и мирового сообщества / А.А. Алимов // Современное право. – 2017. – № 9. – С. 20–26.
25. Вербицкая Т. В. Глава государства как субъект обеспечения обороны // Армия и общество. - 2014. - № 1. - с. С.15–24.
26. Вербицкая, Т.В. Властная управленческая деятельность субъектов Российской Федерации по реализации полномочий в сфере обеспечения безопасности и обороны страны / Т.В. Вербицкая // Вопросы управления. - 2016. - № 5 (42). - С. 25 - 32.
27. Гришковец А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 4. С. 56-79.
28. Горохова, С.С. Безопасность как правовая категория / С.С. Горохова // Современный юрист. – 2016. – № 4. – С. 8 – 14.
29. Конин, Н.М. Административное право: учебник для среднего профессионального образования / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.- 425 с.
30. Коробейников, П.А. О перспективных методах работы органов управления в оборонной сфере на основе использования csrp-технологий / П.А. Коробейников, О.Г. Никитин // Вестник Воронежского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 8.
31. Кузнецов, В.И. Разрешительная деятельность органов государственной власти в оборонной сфере / В.И. Кузнецов // Журнал российского права. - 2016. - № 35. - С. 105 - 114.
32. Ковалев А. А. Военные полномочия Президента России // Молодой ученый. - 2016. - № 15. - С. 352–355.
33. Мигачев, Ю.И. Государственное управление в области обороны Российской Федерации / Ю.И. Мигачев // Административное право и процесс. – 2017. – № 9. – С. 44–47.
34. Потапова, А.А. Административное право. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Потапова. - М.: Проспект, 2020. - 128 с.
35. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова [и др.]; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. - М.: «ГроссМедиа», РОСБУХ, 2019. - 1343 с.