Фрагмент для ознакомления
2
показателей прибыли и рентабельности следует отметить, что рентабельность является показателем, который комплексно характеризует эффективность деятельности организации. С использованием показателей рентабельности можно оценить эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
Среди показателей рентабельности, используемых для оценки эффективности деятельности организации, принято выделять рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность активов, рентабельность собственного и заемного капитала, общая рентабельность деятельности организации.
Исследование показало, что показатели рентабельности, характеризующие финансовые результаты и эффективность деятельности организации, зависят от ряда внутренних и внешних факторов. И если на внешние факторы менеджмент организации повлиять не в силах, то взаимодействуя с внутренними факторами, обновляя оборудование, совершенствуя технологию и повышая контроль над работой персонала, контролируя организацию сбыта товаров на рынке, руководство организации сетевой розничной торговли вполне сможет повысить рентабельность ее работы.
2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЗАПАСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Особенности объектов экономического анализа и факторов формирования финансовых результатов организации сетевой розничной торговли
Построение методики анализа хозяйственной деятельности организации сетевой розничной торговли начинается с выбора товарных ассортиментных групп, которые характеризуются одинаковыми условиями формирования выручки и прибыли от продаж (т.е. товарных групп с одинаковой торговой наценкой).
В данном случае объектом для анализа выбрана организация ООО «Агроторг», которая представляет собой федеральную сеть магазинов с низкими ценами (магазинов-дискаунтеров) «Пятерочка» и является одной из первых современных продуктовых розничных сетей, созданных на российском рынке. Магазины сети удобно расположены и предлагают покупателям уникальный выбор более 3 500 наименований товаров по самым низким ценам и под собственной торговой маркой «Красная цена», а также привлекательные промоакции. Средняя торговая площадь магазина составляет 389 кв. м.
Компания ООО «Агроторг» была основана 28 декабря 1998 года. Первый магазин «Пятерочка» был открыт в Санкт-Петербурге в феврале 1999 года. Учредителями компании являются ЗАО «Торговый дом «Перекресток» – 90,1% уставного капитала, Компания «Спик Глобал Лимитед» (Speak Global Limited) Кипр, – 9,9% уставного капитала. Основными документами, регламентирующими деятельность компании являются учредительский договор и Устав.
В октябре 2014 года была запущена программа «Новая Пятерочка», цель которой – изменение позиционирования торговой сети и особенно внимательное отношение к покупателям. Новый корпоративный стиль и логотип отражают новую бизнес-философию сети, а также символизируют расширение ассортимента, повышение качества обслуживания покупателей, контроль качества и модернизацию планировки и дизайна магазинов.
В 2019 году чистая розничная выручка магазинов «Пятерочка» составила 1234,35 млрд. руб., что на 19% выше выручки 2018 года в рублевом эквиваленте. Рост обусловлен в основном результатами работы новых магазинов, открытых за 2018-2019 гг. Так, если на 31 декабря 2018 г. количество магазинов «Пятерочка» составляло 13522 ед., то на 31 декабря 2019 г. количество магазинов торговой сети увеличилось до 15354 ед. В то же время в соответствии со стратегией сбалансированного роста в 2018 году было открыто 2310 магазинов «Пятерочка», тогда как в 2019 году – только 1866 магазинов.
Информация о соотношении выручки от продаж и прибыли от продаж в ООО «Агроторг» за последние 9 лет наглядно представлены на рисунке 5.
Источник: составлено автором по данным отчетности ООО «Агроторг».
Рисунок 5 – Динамика выручки от продаж и прибыли от продаж в ООО «Агроторг» за 2011-2019 гг.
Как видно из графиков на рисунке 5, в ООО «Агроторг» в динамике наблюдается существенное увеличение выручки при одновременном небольшом увеличении прибыли от продаж в 2017-2018 гг. и ее снижении с 59,73 до 56,12 млрд. руб. в 2019 году. Это говорит о том, что увеличение объема продаж и расширение торговой сети магазинов «Пятерочка» не привело к существенному росту прибыли компании, что связано с невысоким уровнем доходности реализации отдельных товарных групп, а также с недостаточным уровнем покрытия условно-постоянных затрат на содержание магазинов торговой сети за счет маржинального дохода, формируемого за счет разницы между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров.
В целях анализа факторов формирования финансовых результатов в ООО «Агроторг», аналитические группы должны быть выделены таким образом, чтобы качественные факторы выручки и прибыли по выбранным товарным группам были нечувствительны к структурным сдвигам в реальном ассортименте реализации товаров и в составе покупателей. Вследствие ошибок в группировке данных о товарах в учете показатели выручки и прибыли будут формироваться по качественно неоднородным подмножествам. В результате вариация этих показателей будет определяться различием уровня торговой наценки. Это может затруднить принятие правильных решений о продажных ценах и ассортименте товаров в магазинах розничной торговой сети (чем, в частности, объясняется увеличение сложности управления товарным ассортиментом в организациях сетевой розничной торговли). При этом следует учитывать, что информация о структуре выручки по товарным группам в каждом из магазинов торговой сети «Пятерочка» разная, это зависит от возрастно-полового состава покупателей магазина и их покупательских предпочтений.
Рассмотрим данные о товарном ассортименте в магазине №982 «Пятерочка» в г. Сланцы за 2019 год, результаты анализа структуры продаж магазина представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Структура выручки от продаж в ООО «Агроторг» магазин № 982 «Пятерочка» в 2019 г.
На основании данных рисунка 6 можно сделать вывод о том, что в структуре продаж магазина № 982 «Пятерочка» в 2019 г. преобладающее значение составили продажи следующих продовольственных товаров: молочные товары, фрукты и овощи, хлебобулочные изделия, бакалея, мясные деликатесы, что объясняется неизменностью спроса на продовольственные товары. Объем продажи непродовольственных товаров в 2019 году составил всего 9% от общего объема продаж.
Для углубленного анализа в организациях сетевой розничной торговли могут использоваться дополнительные экстенсивные показатели, в частности, количество посетителей (проходимость), а также коэффициент конверсии, характеризующий соотношение количества покупателей магазина к количеству посетителей. Для продуктовых розничных торговых сетей коэффициент конверсии принимает значение, близкое к 1.
В ООО «Агроторг» в магазинах торговой сети «Пятерочка» в 2018 году количество покупок составило 3426,1 млн. ед. со средним чеком 349,6 руб. с учетом НДС. В 2019 году количество покупок составило 3872,6 млн. ед. (это связано с увеличением количества магазинов торговой сети «Пятерочка»), а средний чек составил 352,9 руб. с учетом НДС (это связано с увеличением цен в магазинах в связи с влиянием инфляции). В среднем, количество покупок в одном магазин торговой сети составило в 2018 году 253,4 тыс. ед., а в 2019 году – 252,2 тыс. ед., т.е. объемы продажи товаров в магазинах сократились, а увеличение общей выручки торговой сети связано исключительно с ростом количества магазинов и увеличением среднего чека.
Рассмотрим более подробно модель, позволяющую оценить влияние таких факторов, как количество магазинов, количество покупок в одном магазине (количество покупателей), средний чек (без НДС), среднего уровня торговой наценки на реализуемые в торговой сети товары, условно-постоянных издержек на содержание магазинов торговой сети и на содержание администрации на финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности магазинов торговой сети «Пятерочка» компании ООО «Агроторг».
2.2 Модель факторного анализа финансовых результатов, рентабельности продаж и запаса финансовой устойчивости для организации сетевой розничной торговли
Рассмотрим графическое и аналитическое описание схемы факторного разложения финансового результата и показателей эффективности хозяйственной деятельности магазинов торговой сети «Пятерочка» компании ООО «Агроторг», приведем методику
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс РФ (II часть) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.12.2011г. N 402-ФЗ. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. N 34н (ред. от 11 апреля 2019 г. N 74н). – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999г. N 32н. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 06.05.1999г. N 33н. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
7. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010г. N 66н. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8. Артеменко В.Г. Экономический анализ. Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. – М.: Кнорус, 2017. – 288 с.
9. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Л.А. Бернстайн; пер. с англ. И.И. Елисеев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 452 с.
10. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина. – СПб.: Издательский дом Герда, 2017. – 192 с.
11. Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Учебное пособие / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. – М.: Кнорус, 2018. – 376 с.
12. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифирова. – М.: Дело и Сервис, 2019. – 304 с.
13. Качкова О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – М.: Кнорус, 2018. – 360 с.
14. Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / И.Н. Кивелиус, Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова. – М.: Кнорус, 2019. – 254 с.
15. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности организации / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 356 с.
16. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ организации: учебное пособие / Г.Н. Лиференко. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 160 с.
17. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: Кнорус, 2019. – 536 с.
18. Нечитайло А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Нечитайло, И.А. Нечитайло. – М.: Феникс, 2017. – 366 с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2018. – 342 с.
20. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности организации / Т.У. Турманидзе. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 332 с.
21. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт; пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2018. – 223 с.
22. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений / Л.Н. Чечевицина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2018. – 113 с.
23. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / И.Н. Чуев. – М.: Аудит, 2018. – 520 с.
24. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 406 с.
25. Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности / Н.Г. Шредер. – М.: Альфа-Пресс, 2019. – 173 с.
26. Отчет компании Х5 за 2019 год. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Media/News/Q4_2019 _Trading_Update_RUS.pdf. – (дата обращения 14.08.2020).
27. Регламент содержания и оформления курсовых проектов и курсовых работ. 2019 [Электронный ресурс]. – URL: https://gifu.spbstu.ru/userfiles/files/Reglament.PDF. – (дата обращения 14.08.2020).