Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проводить уроки удаленно, не видеть учеников, не иметь возможностей объяснить лично – еще несколько месяцев назад учителя не могли представить таких ситуаций в своей работе, но пандемия заставила всех педагогов осваивать цифровые инструменты и новые педагогические подходы и методики.
Организовать качественное обучение с использованием цифровых технологий, вдохновлять и мотивировать учеников, справляться с техническими проблемами представляет собой сложную задачу. Дистанционная форма обучения предполагает доступ к интернету, техническое обеспечение (компьютер, планшет, смартфон) у всех участников образовательного процесса, а также то, что учителя владеют технологиями дистанционного обучения.
Что касается такого предмета как физика, то эффективная разработка дистанционного обучения и в особенности подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ является достаточно сложной задачей, так как методы, используемые в физике, требуют выполнение практической работы непосредственно учеником (например, собрать экспериментальную установку), оказываются неэффективными при дистанционном обучении. В связи с этим необходима разработка эффективных методов организации дистанционного обучения по данному предмету, что обуславливает актуальности темы курсовой работы.
Объект исследования – образовательный процесс по физике в основной школе.
Предмет исследования – дистанционное преподавание физики и подготовка школьников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике.
Цель исследования – изучение особенностей дистанционного преподавания физики в школе и дистанционной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы дистанционного преподавания физики в школе.
2. Проанализировать дистанционную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по физике.
1. Теоретические основы дистанционного преподавания физики в школе
1.1 Сущность дистанционного физического образования
В условиях глобальной информатизации общества и всех его сфер жизни важным являются вопросы эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
В последнее время все большее значение и развитие приобретает дистанционное образование. Дистанционное образование – это форма обучения, равноценная с очной, вечерней, заочной и экстернатом, что реализуется, в основном, по технологиям дистанционного обучения. Технологии дистанционного обучения состоят из педагогических и информационных технологий дистанционного обучения.
Педагогические технологии дистанционного обучения – это технологии опосредованного активного общение преподавателей с теми, кто учится с использованием телекоммуникационной связи и методологии индивидуальной работы субъектов обучения со структурированным учебным материалом, представленным в электронном виде.
Информационные технологии дистанционного обучения – это технологии создания, передачи и сохранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучение посредством телекоммуникационной связи [15, с. 107].
Под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс преобразования и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, который осуществляется путем опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, которая создана на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий [11, с. 33].
Дистанционное физическое образование – это форма образования, самодостаточная для получения качественного образования с физики, отличающаяся от других форм способом получения (предоставления) образования, или характером образовательной коммуникации, осуществляемой в основном на расстоянии 11, с. 42.
Дистанционное обучение физике предполагает взаимодействие учителя физики и учащихся между собой на расстоянии, осуществляемое средствами информационных и телекоммуникационных технологий, что и позволяет реализовать учебные цели, применять педагогические методы, использовать различные дистанционные формы организации учебного процесса.
Одна из главных черт дистанционного обучения – возможность ученику самому получать необходимые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставленными информационными технологиями. Информационные ресурсы (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа контролирующие учебные системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки) вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории 4, с. 140.
Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а чаще всего применение электронных образовательных программ на уроке требует больше времени, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедиа ресурсов помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без их использования.
Главной задачей воспитания школьников является формирование в них самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Надо готовить учеников к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и общественно-политической информации. Поэтому необходимо формировать у школьников рациональные методы и приемы учебной работы, воспитывать в них потребность в знаниях, интереса к учебе. Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний учащихся, средством формирования в них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенного для этого время поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний 2, с. 79.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абышов, И.А. Применение ИКТ повысит качество образования [Текст] / И.А. Абышов // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. - №3. – С. 56-64.
2. Багдуева, З.Н. Промежуточный контроль знаний как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / З. Н. Багдуева, Н. Д. Кучугурова. // Наука и школа. – 2011. – №3. – С. 77-82.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2007. – 254 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с.
5. Блохина, Т.В. Информационное обеспечение учебной деятельности как элемент системы управления качеством естественнонаучного образования [Текст] //Т.В. Блохина, И.М. Василькова //В сборнике: Формирование и реализация систем управления качеством естественнонаучного образования. Сборник методических материалов. Челябинск, 2017. – С. 36-47.
6. Гомулина, Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации Текст / Н.Н. Гомулина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2011. – № 10. – С. 50-61.
7. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года. Физика. – М.: ФГБНУ « Федеральный институт педагогических измерений », 2020. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomendatsii-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam-2020/fizika-ege.pdf – Дата обращения: 29.08.2020.
8. Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в условиях дистанционного обучения – Электронный ресурс. – Режим доступа: http:// мояшкола1.рф – Дата обращения: 29.08.2020.
9. Сафронов, В. П. О методике использования интерактивной обучающей среды «Курс физики» Текст / В.П. Сафронов // Открытое и дистанционное образование. – 2008. – № 3. – С. 52-55.
10. Слободчикова, А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс Текст / А.А. Слободчикова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2008. – № 8. – С. 41-46.
11. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] /
Н.Ф. Талызина. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 344 с.
12. Ульянова, И.В. Тестирование как современное средство повышения качества высшего образования Текст / И. В. Ульянова // Высшее образование сегодня. – 2011. - №3. – С. 22-26.
13. Чефранова, А. О. Дистанционное обучение физике Текст /А.О. Чефранова // Наука и школа. – 2003. – № 1. – С. 53-57.
14. Чошанов, М. А. Обучающие системы дистанционного образования Текст /М.А. Чошанов // Школьные технологии. – 2011. – № 4. – С. 81-88.
15. Шамова Т.И. Управление образовательными системами [Текст] /
Т.И. Шамова. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
16. Шевчук, В. П. Методика дистанционного обучения Текст /В.П. Шевчук // Информатика и образование. – 2017. – № 12. – С. 118-119.
17. Яковлев, И.В. Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ Текст / И.В. Яковлев. – М.: Литрес, 2016. – 509 с.