Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях развития аудиторской деятельности в России немаловажным является выполнение аудиторского задания аудиторскими фирмами в рамках своей деятельности. Особенности управления аудиторскими заданиями является их целенаправленность на проведение проверки того или иного объекта учета. В связи с введением МСА в аудиторскую деятельность российских предприятий актуальность темы обусловлена возникающими вопросами по исследованию управления аудиторскими заданиями, возникающие на стадии заключения договора аудиторской фирмы с аудируемым лицом.
Целью исследования является анализ основ и требований нормативных актов к управлению аудиторскими заданиями.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и понятие аудиторского задания,
- рассмотреть понятия и системообразующие нормы нормативных актов, характеризующих роль аудиторского задания в деятельности аудиторских компаний,
- проанализировать методологию управления аудиторскими заданиями,
- рассмотреть порядок выполнения аудиторского задания сотрудниками аудиторской фирмы на примере действующего аудируемого лица,
- определить основные критерии по выполнению аудиторского задания.
Объектом исследования является аудиторское задание.
Предметом исследования является методология выполнения аудиторского задания.
Методы исследования: экономический, математический, анализ нормативных актов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников литературы. В первой главе определены теоретические аспекты управления аудиторскими заданиями. Во второй главе отражена характеристика этапов выполнения аудиторского задания. В третьей главе приведены примеры формирования аудиторского задания и определены перспективы повышения эффективности управления аудиторскими заданиями в практике аудиторских компаний, действующих на территории России.
1 Теоретические аспекты и нормативное регулирование управления аудиторскими заданиями
1.1 Сущность и понятие аудиторского задания
Аудиторская проверка подразумевает полную экспертизу финансовой отчетности компании, которую проводит профессиональный аудитор[6, c.88]. Однако помимо привычных аудиторских проверок, аудиторы могут выполнять по инициативе компании проверки на правильность ведения выборочных документов финансовой отчетности. А в некоторых случаях инициативой аудиторских проверок выступают государственные органы.
Под аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке отчетности экономического субъекта, включая проверку отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.
Специальные аудиторские задания – это услуга, которую оказывает профессиональный аудитор или аудиторская компания по проверке специальной отчетности компании, которая отлична от официальной бухгалтерской отчетности [9, c.41].
Данная услуга оказывается аудитором (или аудиторской компанией) на основании договора, заключенного между обеими сторонами.
Под проверку в виде специального аудиторского задания попадают отдельные статьи бухгалтерской отчетности, использование капитала, имущественное состояние компании и другие направления, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью компании.
Аудиторские организации могут получать аудиторские задания от [25, c.12]:
а) экономических субъектов;
б) государственных органов;
в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.
Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.
Перед выполнением аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.
Планируя выполнение задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.
Аудиторские задания подразделяют на обязательные и инициативные [7, c.27].
Обязательное аудиторское задание.
По поручению государственных органов, в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, могут быть проведены аудиторские проверки по специальному заданию.
Аудитор выполняет частичную проверку финансовых документов, к которым проявили интерес государственные органы, к примеру, налоговая инспекция. Также проверка может быть осуществлена по инициативе судебных органов.
Требования к данному виду проверки такое же, как при привычных аудиторских проверках. Аудитором проверяют данные на соответствие финансовых документов требованиям стандартов к оформлению.
По окончании выполнения аудиторского задания аудитор формирует аудиторский отчет, который схож по структуре оформления с аудиторским заключением, за исключением того, что в нем не содержится итоговая часть, которая обязательна в аудиторском заключении.
Инициативное аудиторское задание.
Данный вид специального аудиторского задания выполняется по инициативе руководства компании. Основанием к проведению этой проверки может выступить решение учредителей.
Инициативное аудиторское задание проводится с целью выявления недостатков и искажений в ведении бухгалтерского учета, налогообложения, составлении финансовой отчетности.
Также в случае, когда бухгалтерия компании сомневается в правильности оформления финансовой отчетности. Как правило, такое бывает у начинающих компаний, в случае, когда нет профессионального бухгалтера на начальном этапе функционирования компании. Либо в том случае, когда вводятся нововведения в правилах ведения финансовой отчетности, а бухгалтерии требуется понимание и разъяснение этих нововведений. Также в случае расширения деятельности компании, когда открывается в компании новое направление, отличное от ранней деятельности, и ведение бухгалтерии в данной области требует новых специальных знаний.
Аудитора или аудиторскую компанию самостоятельно выбирает руководство компании. С аудитором (или аудиторской компанией) заключается договор, на основании которого аудитор проводит проверку по специальному заданию.
По окончании проведенной проверки аудитор формирует специальный отчет, который выдает руководству компании.
Специальные аудиторские задания по инициативе компании помогают ее бухгалтерии своевременно получить профессиональную помощь по ведению документов финансовой отчетности, для того, чтобы не иметь проблем при плановых аудиторских проверках или при специальных проверках аудиторского задания по инициативе государственных органов.
В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально - производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.
Такое аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору, а также в составе с аудиторской проверкой достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Однако в последнем случае полученные по результатам аудиторского задания данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно - материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта в целом.
В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено [8, c.26]. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
1.2 Нормативное регулирование согласование аудиторского задания
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019, с изм. от 01.04.2020) "Об аудиторской деятельности" является основополагающим в системе управления аудиторской деятельностью российских предприятий [1].
Основным документом, регулирующим аудиторское задание является Международный стандарт аудита МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита" [4,5].
Стандарт устанавливает обязанности аудитора при согласовании условий аудиторского задания с руководством и, если уместно, лицами, отвечающими за корпоративное управление [3]. Также рассматривается установление наличия некоторых обязательных условий для проведения аудита, обязанности по обеспечению которых возложены на руководство и, когда это уместно, на лиц, отвечающих за корпоративное управление.
Обязательные условия проведения аудита - использование руководством при составлении финансовой отчетности приемлемой концепции подготовки финансовой отчетности и согласие руководства и, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, с
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об аудиторской деятельности"// СПС «Консультант Плюс». 2020
2. "Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) "// СПС «КонсультантПлюс». 2020
3. "Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н) "// СПС «КонсультантПлюс». 2020
4. Сборник Международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг (том 1), 2020. – 1149 с.
5. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год (приложение к письму Минфина России от 19.01.2020 N 07-04-09/2694)
6. Герасимова Л.Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов. Учебник/Л.Н. Герасимова. – М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
7. Демакова, Е.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: сборник заданий Всероссийской студенческой олимпиады / Е.А. Демакова. - М.: КноРус, 2019. - 176 c.
8. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. т 1 / Л.В. Донцова. - М.: Русайнс, 2017. - 512 c.
9. Еленевская, Е.А. Учет, анализ, аудит: Учебное пособие / Е.А. Еленевская, Л.И. Ким, С.Н. Христолюбов. - М.: Инфра-М, 2018. - 319 c.
10. Ерофеева В.А. Аудит. Учебное пособие/В.А. Ерофеева. – М.: Юрайт, 2016. – 640 с.
11. Камысовская, С.В. Финансовый учет и аудит: Учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова. - М.: Форум, 2019. - 64 c.
12. Кочинев, Ю.Ю. Аудит / Ю.Ю. Кочинев. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2017. - 304 c.
13. Лебедева Е.М. Аудит. Практикум. Учебное пособие/Е.М. Лебедева. – М.: Академия, 2016. – 176 с.
14. Нечаев, А.С. Бухгалтерский учет, анализ и аудит.: Уч. / А.С. Нечаев, А.В. Прокопьева. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
15. Панкова, С.В. Международные стандарты аудита / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - М.: Магистр, 2019. - 416 c.
16. Подольский, В.И. Аудит / В.И. Подольский. - М.: Юнити; Издание 2-е, перераб. и доп., 2018. - 655 c.
17. Полисюк, Г. Б. Аудит. Технология проверки / Г.Б. Полисюк, Г.И. Сухачева. - М.: Академический Проект, Трикста,2015. - 176 c.
18. Попов, В.П. Международные стандарты аудита: учебное пособие / В.П. Попов. - РнД: Феникс, 2016. - 346 c.
19. Рогуленко Т.М. Аудит. Учебник/Т.М. Рогуленко. – М.: КноРус, 2016. – 432 с.
20. Савин А.А. Аудит/А.А. Савин. – М.: Инфра-М, 2013. -512 с.
21. Ситнов, А.А. ISA. Международные стандарты аудита. Учебник / А.А. Ситнов. - М.: Юнити, 2018. - 48 c.
22. Суворова, С.П. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. - М.: Форум, 2018. - 144 c.
23. Терехов, А.А. Аудит: перспективы развития / А.А. Терехов. - Москва: ИЛ, 2015. - 560 c.
24. Федоренко И.В. Аудит/И.В. Федоренко. – М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.
25. Чая В.Т. Концептуальные основы развития аудиторской деятельности: задачи и некоторые решения / В.Т. Чая // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 41. –с. 55-60
26. Шеремет, А.Д. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М.: Инфра-М; Издание 3-е, перераб. и доп., 2019. - 360 c.