Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях современного общества все чаще встречаются люди с различными нарушениями речи, дикции, с недостаточно развитой речевой функцией и отсутствием навыков устного выступления. Особенно часто подобные проблемы отмечаются у детей школьного возраста. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевая функция, в том числе, умения устного выступления, требуют направленного развития [6].
Развитие речи и навыков устного выступления является очень важным направлением развития школьника. Навыки устного выступления являются метапредметными навыками, поскольку они используются на всех предметах, а также могут быть полезными в повседневной жизни, за пределами школы. Над четкой, грамотно поставленной устной речью необходимо работать, ее необходимо нарабатывать. В первую очередь, это обусловлено тем, что полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи, правильно поставленного голоса и четкой дикции [4].
При помощи правильной, четкой речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при нечеткой речи, наличии дикционных и речевых нарушений, ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Во-вторых, нужно учитывать, что именно в школьном возрасте происходит основное развитие ребенка, происходит становление коммуникативной, монологической речи. Неумение грамотно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, может негативно отразиться на дальнейшем социально-коммуникативном развитии речи [5].
В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков самоконтроля и самостоятельности, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, навыки самопрезентации, представления широкой общественности результатов собственной деятельности, что требует навыков устного выступления [7].
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к активной коммуникации, выступлениям, дискуссиям [16; 18; 19]. Личностно-ориентированная модель в образовании переориентирует образование с ведущей роли учителя как транслятора и интерпретатора знаний, который преподносит ребенку информацию и новые знания.
Проблема исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт [18] предъявляет ряд требований к качеству образования и результатам освоения образовательных программ, к различным навыкам и умениям учащихся, в том числе, и к устной и письменной речи. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения. Учащиеся обязательно должны владеть навыками устного выступления.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально разработанная методика обучения устному выступлению, будет способствовать развитию у учащихся речевых умений, умений выступать перед аудиторией.
Объект исследования – умения устного выступления у учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования – особенности формирования у учащихся умений устного выступления на уроках истории.
Цель исследования – разработать методику обучения учащихся устному выступлению на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую требования к речевым умениям учащихся основной школы.
2. Рассмотреть особенности развития речевых умений и навыков устного выступления учащихся.
3. Проанализировать основные требования, предъявляемые к устным выступлениям.
4. Составить обзор методов развития речи и навыков устного выступления на уроках истории.
3. Составить методику обучения школьников навыкам устного выступления на уроках истории.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных. Методологические методы – анализ методики обучения речевым навыкам, разработка методики обучения устному выступлению. Также был проведен комплексный анализ нормативно-правовой документации, требований ФГОС.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанной методики для организации обучения школьников устному выступлению, для развития речевых навыков учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к уровню речевых умений учащихся основной школы
В соответствии с требованиями ФГОС ООО [18], любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, рецензия на ответ товарища, в том числе и по другим предметам (например, описание физического или химического опыта) следует оценивать, учитывая:
- содержание высказывания;
- логическое построение;
- речевое оформление.
Учащиеся должны уметь [13]:
• говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
• строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);
• отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения.
Формирование умений публичных выступлений на уроках истории не входит в обязательные требования «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» для начальной и основной школы [18]. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества».
Только на ступени среднего образования программа предусматривает «владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)». Несмотря на это, данные умения необходимы уже с пропедевтического курса «Что изучает история?» в 5 классе, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед публикой с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой творческой работы [16].
ФГОС основного общего образования [18] включает в себя требования «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно представить, как совокупность трех важных компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления проработку всех вопросов, которые может задать аудитория, и своих аргументов. Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что вы говорите, а какую реакцию у слушателей вызывают ваши слова [18; 19].
Глава 2. Характеристика речевых умений и навыков устного выступления учащихся
2.1. Характеристика уровня развития речевых навыков учащихся основной школы
Речь является одним из важнейших показателей общего уровня культуры человека. Она определяет уровень развития мыслительных процессов, интеллекта.
Впервые речь возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют четкого грамматического оформления. Постепенно происходит с обогащение и усложнение речи. Ребёнок овладевает фонетическим строем, увеличивается лексический запас, совершенствуется применение грамматических форм. Ребёнок усваивает закономерности словообразования и словоизменения, правила формирования словосочетаний, логику и композицию высказывания. Постепенно ребенок переходит к овладению диалогической и монологической речью, осваивает различные жанры и стили речи. Следующим этапом является развитие чёткости, интонационной выразительности речи [10].
Всем разнообразием речевых навыков ребенок овладевает постепенно, и происходит это не в пассивной, а в активной форме. То есть, для полноценного развития речи необходима постоянная речевая практика. Совершенствование речевой деятельности происходит в процессе различных видов деятельности. Особенно интенсивно этот процесс выражен во время обучения в школе. Школьники на различных предметах постоянно упражняются в своих речевых навыках, находят, отбирают, систематизируют, сохраняют и воспроизводят информацию, доносят её до других людей. При этом происходит овладение приемами логического мышления, поскольку оно напрямую связано с речевыми навыками и является каналом активного развития интеллекта [2].
Ряд исследований [2; 3; 4; 6; 15] указывает на то, что в настоящее время существует множество практических и методологических разработок в области развития связной речи школьников. Тем не менее, несмотря на это, по-прежнему сохраняется тенденция к снижению уровня речевого развития школьников. Уровень речевого развития современных учащихся, как начальной, так и основной школы, не удовлетворяют возрастающим потребностям общества, и не может удовлетворить потребность в качественной устной и письменной речи, как средстве коммуникации.
Низкий уровень речевого развития школьников можно объяснить следующими факторами [3; 15]:
- интеллектуальное развитие многих школьников находится на низком уровне, у них недостаточно знаний в области конкретных дисциплин, сфер деятельности. Это не позволяет им воспринимать большой объем новой информации, негативно отражается на словарном запасе и мыслительном процессе. Школьники не могут сформулировать свои мысли, у них не хватает информации. Им, по сути, не о чем говорить.
- негативно отражается на развитии лексики употребление большого количества заимствований, неологизмов, которые приходят в русский язык из других языков.
- у школьников наблюдаются трудности с восприятием материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации, имеющего тематическую разобщенность.
- интенсивным развитием аудио- и видео- технологии, компьютерной техники, что способствует ускоренному получению информации без необходимости обращения к литературным источникам.
- у школьников наблюдается недостаточный интерес к изучению русского языка и литературы, они не понимают роли получаемых знаний и навыков и не видят значимости для дальнейшей жизни, не видят практического применения.
Всё вышеизложенное позволяет нам сформулировать вывод о том, что в настоящее время осуществлено возрастает роль школы в речевом развитии учащихся. При этом развитие связной речи происходит не только в начальной школе, но и в основной школе. Все большая значимость в развитии речи отводится конкретным предметом и дисциплинам, а на учителей-предметников возлагается ответственность по проведению работы, направленной на развитие связной речи обучающихся. Им необходимо не только давать школьникам предметные знания, но и научить их умению грамотно излагать свои мысли, аргументировать их, делать устные доклады, развернуто отвечать на вопросы. Низкий уровень речевого развития, отсутствие навыков устного выступления у современных школьников представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему.
В последнее время отмечается резкое снижение орфографической и стилистической грамотности учащихся средних школ. Речевая культура школьников в целом остается на низком уровне, страдает как монологическая, так диалогическая речь. Учащиеся практически не имеют навыков устных выступлений. Особенно ярко эта проблема выражена в сельских школах [2].
У учащихся отмечается серьезное нарушение норм литературного языка, в том числе, неправильное звукопроизношение, неправильное сочетание звуков. Школьники не умеют выразительно читать, у них недостаточно развиты ритмико-мелодический и интонационный строй речи, они не соблюдают в полной мере интонации, паузы, ударение. В результате всё более выраженными становятся речевая беспомощность, неспособность точно и четко сформулировать свои мысли. В результате, страдает как устная, так и письменная форма речи. Усугубление данной проблемы обращает на себя внимание многих исследователей, в том числе психологов [8].
Психологический взгляд на эту проблему и опыт лучших российских педагогов позволяют нам сделать вывод о том, что уровень речевого развития детей во многом зависит от общего уровня их развития, а соответственно, и от качества школьного образования. В школьной практике мало времени уделяется организации и отработке практических действий, направленных на овладение речью, как основным инструментом общения. Учащиеся всё больше заучивают определенные фразы, стихотворения. Более того, они заучивают наизусть грамматические правила, не имея практического опыта их применения. У учащихся отсутствует опыт творческого применения полученных знаний, они не упражняются в составлении собственных текстов, сочинений, изложений. В результате уровень владения устной и письменной речью существенно снижается.
Учащиеся не могут логично и последовательно изложить свои мысли, не могут грамотно составить текст, используют неправильную стилистику, в целом, у них отсутствует связная речь. Это довольно ярко выражено в письменной речи, однако с устной речью ситуация обстоит еще хуже. Учащиеся не любят, а также не умеют выступать публично. У них практически полностью отсутствуют навыки аргументация собственного мнения, они не умеют дискутировать, стесняются говорить открыто и свободно. Без предварительной подготовки практически никто из школьников не может выразить свои мысли [9].
Таким образом, проблема состоит прежде всего в том, что у учащихся отсутствует последовательность и логичность в изложении мыслей, связная речь не сформирована. Учащиеся не знают основных требований к устному выступлению, не могут к нему подготовиться и спланировать его самостоятельно. Поэтому актуальным направлением дальнейших исследований, является изучение требований к устному выступлению и дальнейшая разработка алгоритма (методики) развития навыков устного выступления учащихся в рамках отдельных предметов.
2.2. Основные требования к устному выступлению
Условно можно выделить два типа выступлений: специально подготовленное, и спонтанное. В первом случае к выступлению готовятся заранее, тогда как во втором случае, предварительная подготовка не предусмотрена. Сложность спонтанного выступления состоит в том, что в ходе такого выступления может возникнуть потребность дополнить сказанное, изменить ход изложения материала, либо же обсудить сказанное, дополнить его. Тем не менее, в любом случае, необходимо придерживаться определенных требований, предъявляемых к устному выступлению.
Основные требования к устному выступлению коротко можно выразить следующими словами [17]:
1) иметь что сказать;
2) уметь сказать;
3) успеть сказать.
Рассмотрим каждое из этих требований.
I. Выступление требует предварительной подготовки. При этом необходимо заранее отобрать материал, соответствие тематике. При подготовке текста выступления необходимо использовать различные источники. Необходимо следовать основной мысли. Основная мысль должна быть максимально четко раскрыта. Она не должна теряться во множестве произносимых фраз. В том случае, если планируется раскрыть большой вопрос, в котором будет рассмотрено несколько проблем, лучше составить поэтапный план. Это поможет не сбиться во время выступления, даже в случае волнения.