Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К середине 80-х годов XX века в социальной и экономической системе СССР развивается кризис. Экономика СССР теперь уже не столь динамична. Падают темпы промышленного роста, производительность труда. Кризис затрагивает потребительский рынок, финансы. К тому же, это все сочеталось с большим удельным весом военных затрат.
СССР вступает в новую эпоху радикальных изменений в апреле 1985 года. Связано это также с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева. Последний предложил новый курс модернизации СССР, структурные и организационные изменения в механизмы хозяйствования, социальную и политическую сферы. Теперь также очень важна была кадровая политика, которая боролась с коррупцией, взятками и устраняла политических противников Горбачева .
По началу стратегия была направлена на совершенствование социализма и ускорение развития социалистического строя. Идеей перестройки были либерально-демократические принципы – разделение властей, представительная демократия, защита человеческих прав). Также важно было создать в СССР гражданское общество .
Теперь в социализм включались понятия «демократизация» (база проведения радикальных реформ в экономике) и «гласность». Стали доступными многие произведения теоретиков и практиков большевизма, которые были врагами народа. Создавался политический плюрализм. Отменяется 6-я статья Конституции, которая говорила о монопольном положении КПСС в социуме. Это открывало возможность для создания легальной многопартийности в СССР. Создается Закон об общественных объединениях.
Одновременно с этим, началась демократизация в области досуга. Люди стали активнее читать. Появилось много журналов. Печатали поэтов серебряного века. Преодолевался застой при помощи СМИ. Демократизация печати и всего издательского дела приводит к самому важному факту литературной жизни второй половины 1980-х – к публикации целого пласта художественных текстов, которые до тех пор, из-за цензурных соображений, находились либо в полном забытьи, либо были известны лишь читателям сам- и тамиздата. Литературная критика фиксирует волну «возвращенной литературы».
Наряду с «возвращенной литературой», перестроечный кинематограф – еще один художественный пласт перестройки. Появляются такие фильмы, как «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Проверка на дорогах» Алексея Германа. Покаяние, снятое в 1984 году и вышедшее на экран тремя годами позже, разрушило кинематографическое и эстетическое табу в плане художественной рефлексии о великом терроре в контексте личности вождя, природы тоталитаризации общественной жизни и переживаний семей репрессированных.
Социально-демографическая проблематика журналистской профессии 1980-х и 1990-х годов исследуется во многих работах. В частности, работы Л. Г. Свитич и Свитич, Ширяева и Колесник отмечают такие тенденции в трансформации журналистской популяции, как феминизацию: от 7% в 1920-х годах до 35% в 1970-х годах и до 37% в 1990-х годах; волнообразное омоложение, связанное со сменой строя в стране: две трети журналистов до тридцати пяти лет в 1920-е годы, только одна четверть опрошенных среди районных журналистов молодого возраста в конце 1960-х, в 1970-е и 1980-е годы, приход большого количества молодежи в 1990-е годы; интеллектуализацию: 13% высокообразованных в 1920-е годы, 35% в 1960-е годы, 56% в 1990-е годы.
С середины 1980-х годов в стране был взят новый политический курс на реформирование советской системы, а в 1990-е годы были проведены радикальные реформы в экономике. Это потребовало совершенно новых категорий специалистов, которые не замедлили появиться на журналистском рынке труда: менеджеры, маркетологи, пиармены, изготовители рекламы и рекламные менеджеры. Старый подход к анализу социального профиля журналистов стал неадекватен. Наступившая реальность диктовала необходимость выработки соответствующих квалификационных характеристик для новых специальностей. Однако, как полагает санкт-петербургский социолог Сергей Корконосенко , сегодня пока «ценность их труда и ее товарно-денежное выражение определяются без точных критериев».
Целью данной работы является рассмотрение программ ленинградского-петербургского телевидения второй половины 1980-х – начала 1990-х годов.
Задачи:
- рассмотреть условия труда, специализацию советских журналистов второй половины 1980-х – начала 1990-х годов;
- описать специфику отечественной журналистики второй половины 1980-х – начала 1990-х годов глазами зарубежных исследователей;
- проанализировать специфику Ленинградского телевидения второй половины 1980-х – начала 1990-х годов;
- описать основные программы Ленинградского телевидения второй половины 1980-х – начала 1990-х годов.
Объектом исследования является советская журналистика Ленинградского телевидения второй половины 1980-х – начала 1990-х годов. Предмет исследования – программы Ленинградского телевидения второй половины 1980-х – начала 1990-х годов.
Санкт-Петербург как поле для исследования привлекателен с точки зрения контраста между центром и периферией - очень далеких друг от друга пространств в постсоветской действительности. В конце 1990-х годов Санкт-Петербург предстал как симбиоз центра и периферии, поскольку совмещал характеристики обоих полюсов и в определенной степени отражал сложный и противоречивый характер изменений, идущих в российском обществе.
Уникальность города задана во многом исторически. Дважды Санкт-Петербург был столицей российского государства: с 1712 по 1728 годы и с 1728 по 1918 годы. Он стоял у колыбели российской журналистики: первая ежедневная газета ─ Санкт-Петербургские Ведомости, 1728; первая вечерняя газета - Вечерняя газета, 1866; первая бесплатная газета ─ Копейка, 1907. В начале 1990-х годов стал «оплотом нового мышления» в России.
Глава 1 Особенности журналистики в СССР второй половины 1980-х – начала 1990-х годов
1.1 Условия труда, специализация советских журналистов второй половины 1980-х – начала 1990-х годов: взгляд отечественных исследователей
Исследования 1980-х годов зафиксировали 8-часовой рабочий день журналистов местных изданий в редакции и еще час или два работы с текстом дома. По уровню доходов журналисты 1960─1980-х годов принадлежали к достаточно хорошо оплачиваемой группе специалистов, хотя различались в зависимости от типа медиаорганизации .
В 1990-е годы журналисты стали совмещать работу в нескольких изданиях, главным образом из-за низкой оплаты на штатной должности, их реальный рабочий день был разной длительности. В 1990-х годах разница в доходах между журналистами в Москве и в регионах, между журналистами государственных и частных медиа, прессы и телевидения стала трудноопределимой. Российские исследователи не смогли составить даже приблизительной картины журналистских доходов, в первую очередь, ввиду постоянной инфляции и соответственно постоянного изменения выплат, а также из-за нестабильности и разнообразия источников финансирования медиа. В частности, исследователи Свитич, Ширяева и Колесник отметили, что среди журналистов были такие, чей труд оплачивался наравне с работниками банков, и были такие, кто получал ниже прожиточного минимума. Однако они все-таки сделали градацию в оплате в зависимости от типа медиа: журналисты российских ежедневных газет и информационных агентств были самыми высокооплачиваемыми, затем ─ по убывающей ─ шли журналисты, работающие в журналах, региональных радио и телестанциях, еженедельной прессе, районных газетах.
Специализация была обнаружена не только по содержанию, но и по методам труда, жанрам и территориальному фактору. Так, журналисты информационных агентств и международных отделов редакций, специальные и собственные корреспонденты часто специализировались на одном регионе. Была исследована специализация журналистов относительно их жанровых предпочтений .
Хотя каждый тип медиа (газета, радио, телевидение, информационное агентство) имел свою собственную специализацию труда в редакции, основа у всех была общей: разделение труда между работниками отдела, их кооперация по выпуску продукции и выполнение личных и редакционных обязанностей. Журналист имел план работы на неделю, месяц, квартал с нормированным объемом, а именно: 40% собственных материалов под своим именем или литературным псевдонимом, оплачиваемых гонораром, и 60% материалов ─ которые ему не оплачивались ─ он должен был организовать от других авторов .
Мастерство журналиста было одной из самых распространенных тем в советских прикладных исследованиях журналистики. Упор на качество продукции ─ журналистского текста ─ был логичным для отечественной «литературоведческой традиции анализа и для первоначальной технологии журналистского производства ─ «мануфактурного», основанного на индивидуальном выполнении всего цикла операций, от замысла до его писательского воплощения» . При обучении студентов внимание уделялось прежде всего освоению ими разных журналистских жанров, от простой заметки до более сложного текста ─ корреспонденции, фельетона, обзора, статьи. Таким образом, советская школа журналистики волей-неволей закладывала убеждение, что как писать ─ это более важно, чем для кого и что писать. Такая направленность в образовании вела к тому, что журналисты были мало заинтересованы в аудитории. Это подтверждают и социологические исследования.
Исследования, проведенные в 1990-е годы, показали, что журналисты хотели уже больше знать свою аудиторию, хотя было трудно утверждать, что они стали больше уважать ее, чем раньше .
1.2 Отечественная журналистика 1980-1990 гг. глазами зарубежных исследователей
В 1980-е годы западные ученые продолжали изучать систему подготовки советских журналистов, их профессиональную идею журналистского труда и текущую практику. Например, Томас Ремингтон исследует профессионализм советских журналистов по cледующим аспектам: принципы обучения в журналистской школе и те «уроки», которые обнажают недостатки обучения журналистскому ремеслу, роль Союза журналистов и социальное положение журналистики в обществе.
Ремингтон обращает внимание на то, что журналисты находятся под постоянным экономическим и идеологическим давлением, поскольку их доходы тесно увязаны с обязательным рабочим планом (количество строк), а профессиональная карьера зависит от политической преданности: «Начинающий журналист зарабатывает около 120─140 рублей в месяц, скромная зарплата. Старший корреспондент зарабатывает 200 рублей в месяц. Главный редактор главной центральной или республиканской газеты зарабатывает больше 500 рублей в месяц. Более того, главный редактор ─ фигура политическая в той юрисдикции, к которой его организация прикреплена. Он входит в номенклатуру соответствующей или рангом выше партийной организации и в большинстве случаев является членом бюро партийного комитета на своем уровне. Для начинающих журналистов перспектива улучшения их материального обеспечения, повышения их социополитического статуса путем продвижения по редакционным рангам должна служить сильным стимулом для политического угодничества» . По мнению исследователя, профессиональный союз журналистов имеет «малое влияние на партийные и правительственные решения относительно профессиональных и социальных вопросов журналистов». Он подчеркивает, что социальный статус журналиста зависит от партийного благоволия, и потому журналисты выступают как «вытяжка партийной бюрократии». Он прогнозирует, что вмешательство политических сил в процесс профессионализации журналистов будет продолжаться до тех пор, пока главные перемены не произойдут на самом высшем уровне политического режима .
С началом демократического процесса в новой России интерес западных исследователей к российской журналистике только усилился. Они стремились узнать, какие изменения могли там произойти, как это отразилось на журналистских подходах к работе, что нового принесли реформы в журналистскую деятельность. Так, исследователь Филип Гаунт отмечает изменение журналистских аттитюдов к аудитории в стремлении лучше понять ее нужды. Он считает, что начавшиеся изменения в советских медиа есть не только результат идеологических велений, в большей степени они происходят вследствие «давления снизу вверх от аудитории, и структурных изменений внутри самих медиа» .
В конце 1980-х годов Томас Ремингтон отмечает возрождение «престижа профессии» журналиста, которая, по его словам, прежде глубоко «утонула как в социальном статусе, так и в самолюбии». Свои выводы он делает на основе последних данных, согласно которым заявления на факультеты журналистики утроились .
В своей работе о советских медиа Доуг Хаддикс задался целью прояснить, как политика гласности повлияла на журналистское обучение и рабочую практику, наблюдается ли фундаментальное изменение в природе советской журналистики и приближаются ли советские журналисты к модели профессионала, как это понято на Западе. По его мнению, многое свидетельствует о растущем профессионализме советских медиа, что стало результатом инноваций как в образовании - увеличилась доза практического обучения в университетских программах, ─ так и в ежедневных практиках: стало больше открытости и критики по насущным вопросам жизни общества, включая такие прежде запрещенные темы, как: проституция, спид, наркотики, коррупция. Журналисты получили свободу выбирать, о чем писать и как писать, они постепенно переходили от восприятия своей общественной роли как пропагандистов коммунистической партии к идентификации себя как свободных профессионалов. В частности, журналисты «заявили о необходимости кодекса профессиональных стандартов и этики». В 1988 году Союз журналистов СССР основал Всесоюзный Совет по этике и праву, чтобы обеспечить «строгое соблюдение норм профессиональной морали» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
2) Величко С. Перестройка в СССР (1985–1991 гг.) в отечественной и зарубежной историографии,//Известия Томского политехнического университета, 2005, т. 308, № 1
3) Гуревич С.М. Организация индивидуального труда журналиста. М.: МГУ, 1986.
4) Дзялошинский И.М. Российский журналист в пост-тоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Восток, 1996.
5) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 02.10.2020)
6) Елисеева Н. История перестройки в СССР. 1985–1991 гг. – М., 2017.
7) Корконосенко С.Г. Социология журналистики: опыт и насущные задачи // Социологическое обеспечение деятельности СМИ: Сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. СПб.: СПбГУ, факультет журналистики, 1995.
8) Корконосенко С.Г. Социология журналистики в системе теории журналистики// Социология журналистики: очерки методологии и практики / Ред. С.Г. Корконосенко. М.: Гендальф, 1998. С. 25─60.
9) Корчагин П. П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.
10) Послание Федеральному Собранию Российской Федерации В. Путина, http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22931. 2005 год
11) Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: МГУ, факультет журналистики, 2000.
12) Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский и Американский Журналист // Вестник Московского университета.//Серия.10. Журналистика. 1995. № 1. С. 30─42.
13) Телевидение между искусством и массмедиа / Ред.-сост. А.С. Вартанов. – М.: Государственный институт искусствознания. М., 2015. – 452 с.
14) Шайхитдинова С.К. Наша журналистика живет по нормам нашего же здравого смысла // На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска / Ред. Ю.В. Казаков. М.: Центр прикладной этики, 2001.
15) Gaunt, Philip (1987) ‘Developments in Soviet Journalism’, Journalism Quarterly. 64 (2-3).
16) Jones, Anthony (1992) ‘Professionalization’, in David Lane (ed) Russia in Flux. The Political and Social Consequences of Reform. Hants: Edward Elgar, pp. 85-100.
17) Haddix, Doug (1990) ‘Glasnost, the media and professionalism in the Soviet Union’, Gazette 46(3): 155-173.
18) Remington, Thomas. The Truth of Authority: Ideology and Communication in the Soviet Union. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1988.