Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Постоянные нагрузки и проблемы в физическом развитии значительно влияют на учебную деятельность. Основное внимание специалистов физического воспитания, направлено на оптимизацию спортивной тренировки. Совершенный уровень спортивных достижений требует поиска новых путей формирования, коррекции и поддержания высокой работоспособности детей. Поэтому проблема изучение динамики взаимосвязей физической и учебной деятельности и механизмов их формирования является важной и актуальной проблемой.
Связь учебной деятельности с физической - многосторонняя. В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и тратит значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и тому подобное. Поэтому изучение взаимодействия этих сторон в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений (школа), по нашему мнению, актуальный вопрос, так как современное состояние физического и психического здоровья учащихся вызывает сегодня серьезное беспокойство.
Связи физического воспитания с умственными разносторонние. Прежде всего, продуманная школьная система физического воспитания может быть надежной основой высокого уровня учебной деятельности. Систематические занятия физическими упражнениями сказываются на творческом интеллектуальном долголетии.
Система знаний, постоянно расширяется в многолетнем процессе физического воспитания, приобретает все больше общеобразовательного значения и способствует развитию интеллекта учащихся и обогащению их специальными физкультурными знаниями. Современный, образованный и просто культурный человек немыслим без грунтовых физкультурных знаний.
Анализ научно-методической литературы показывает, что на занятиях физической культуры приобретаются знания о рациональном способе выполнения двигательных действий, применение в том или ином виде деятельности. Занятия физической культурой и спортом помогают развитию памяти, особенно двигательной и зрительной, совершенствованию внимания, его качества и точности.
В хорошо подготовленного человека меньшее время реакции переключение от одного действия к другому, лучше умственная работоспособность и ее устойчивость, большее количество смысловых операций за определенный промежуток времени.
Восстановление общей и умственной работоспособности приходит значительно быстрее и эффективнее, когда учебная деятельность чередуется с физической. Но ведь какой должна быть величина физической нагрузки чтобы получить положительное влияние на организм в целом - остается на сегодня, вопросам дискуссионным. Важно отметить, что именно ухудшение состояния здоровья детей в период обучения в школе является объективным подтверждением недостаточной эффективности и несовершенства мероприятий по сохранению и укрепления здоровья школьников.
Объектом данной работы является учебная деятельность школьников.
Предметом - влияние занятий физической культурой на учебную деятельность ребенка.
Поэтому актуальность данной проблемы приводит цель исследования: рассмотреть влияние учебной деятельности на уровень физической деятельности.
Гипотеза: ознакомившись с некоторыми статьями в прессе и учебной литературой, предполагаем, что проводимые исследования подтвердят наличие прямой зависимости занятия физической культурой на учебную деятельность школьника.
В процессе рассмотрения данного вопроса, считаем необходимым решение следующих задач:
1. Изучить библиографию по затронутой проблематике.
2. Рассмотреть особенности умственной деятельности учащихся.
3. Изучить пути повышения двигательной активности учеников.
4. Методом эксперимента установить влияние занятий физической культуры разной интенсивности на умственную деятельность.
Эти задачи считаем возможным решить посредством статистического и библиографического методов исследования.
Данная курсовая работа состоит из 26 страниц и 15 литературных источников.
ГЛАВА 1. Влияние физического воспитания на учебную деятельность школьников
1.1 Особенности учебной деятельности учащихся
Главную роль в развитии ребенка играет обучения. В психолого-педагогической литературе понятие «обучение» определяется как целенаправленный процесс получения и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности человека, осуществляется в соответствии с поставленными задачами. Обе стороны - учитель и ученик - активно участвуют в этой деятельности, но каждый по-своему. Учитель в процессе обучения направляет свою деятельность на то, чтобы:
- научить учеников учиться;
- углубить и расширить теоретическую базу знаний, предоставить результатам обучения практической значимости;
- развивать ребенка по индивидуальной траектории обучения;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся на основе учета их возрастных особенностей, индивидуальных склонностей, интересов и способностей;
- развивать в учащихся интерес к способам получения знаний и приобретения умений;
- формировать мотивацию учения, самооценки и самосовершенствования;
- научить учащихся использовать информационные образовательные ресурсы.
Для достижения вышеупомянутого, учителя используют различные стратегии обучения, направленные на умственное развитие учащихся, активизации их умственной деятельности, в которых выделяют следующее:
1) воспроизведение: подражание образца или последовательности действий;
2) обоснование: увязывание отдельного события с общим принципом;
3) реорганизация: перенос знаний в новые ситуации, поиск оригинальных способов решения проблем;
4) соотнесение: сочетание недавно полученных знаний с усвоенными ранее или собственным опытом;
5) рефлексия: исследование собственного мнения и причин его появления.
Однако полученные в процессе обучения знания не всегда свидетельствуют о положительных изменениях в умственном развитии учащихся. Иногда школьники механически запоминают понятия и способы деятельности, не осознавая их содержания, не понимая аспектов их использования при решении определенных задач, что приводит к формализму знаний. Для активизации мыслительной деятельности учащихся важно как процесс овладения знаниями, так и хорошо отработанные и прочно закреплены приемы учебной деятельности, с помощью которых происходит и усвоение знаний, и оперирование ими.
Источником развития школьников на уроках является их активная учебно-познавательная деятельность по получению знаний для решения учебных и практических задач. Как определено в научных источниках и показывает практика, движущими силами умственного развития ребенка является противоречие между новыми потребностями, стремлениями и уровнем развития его возможностей, между поставленными перед ним задачами и уровнем освоения необходимыми для их решения умениями и навыками.
Следовательно, в процессе обучения необходимо заботиться не о количестве изученных понятий или отработанных умений, а об усвоении фундаментальных знаний и активизации умственной деятельности. И хотя приемы умственной деятельности формируются и используются в изучении конкретного учебного материала, они не зависят от содержания, имеют универсальный характер.
Для определения условий, благоприятных для активизации умственной деятельности в обучении, нужно принимать во внимание социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы, специфику школьного курса и учебного процесса в соответствии с этим цели умственной деятельности, критерии сформированости приемов учебной деятельности. При этом важно учитывать индивидуально-психологические особенности школьников: когда учащиеся выполняют учебные действия по образцу, различия нивелируются, но если они поставлены в ситуацию самостоятельных «открытий», то эти различия ярко выражены.
Активизация мыслительной деятельности в процессе обучения может происходить следующими способами: стихийно, без внимания учителей и учащихся; целенаправленно, то есть на основе формирования приемов умственной деятельности, отбора содержания учебного материала, методов, организационных форм и средств обучения.
Формирования учебных действий по Ю.И.Машбицем невозможно без усвоения знаний: овладение знаниями происходит в единстве с усвоением способов действий с ними. Учебные действия, которые являются основой приема учебной деятельности, формируются в процессе овладения конкретным содержанием предметной области. Л.С Выготский в своих работах представил формирования приемов учебной деятельности с помощью подбора учебного материала и определения последовательности его обработки. Отбор содержания обучения и последовательность изучения научных сведений являются необходимыми условиями активизации учебной деятельности, но недостаточными. Г.С.Костюк отмечал, что учитель должен специально обучать учеников выбирать и выполнять умственные действия, приемы умственной деятельности .
Для решения этих задач в процессе обучения целесообразно выделить ряд условий развития школьников, а именно:
1) усиление мотивации учения, повышение интереса к способам получения знаний, осознание необходимости освоения умственными действиями;
2) последовательное формирование учебной действий и приемов на основе общих дидактических принципов обучения, учета возрастных особенностей умственного развития учащихся;
3) активизация рефлексивных процессов с помощью самоанализа, оценки собственных результатов;
4) перенос знаний в новые ситуации на основе самостоятельной поисковой деятельности;
5) стимулирование развития интеллектуальных и познавательных способностей (разных видов памяти, мышления, внимания, воображения), инициативы и творчества;
6) реализация внутрипредметных и межпредметных связей, использование проблемных ситуаций, разноуровневых задач и их решения;
7) систематическое формирование потребности в самосовершенствовании, способности адаптироваться.
Управление учебной деятельностью может осуществляться как самим учащимся, который проявляет волевые усилия, так и учителем на основе организации внимания, памяти, восприятия, мышления школьника. Роль учителя состоит в творческом управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленной на получение динамических знаний, которые являются фундаментом для приобретения информационных компетентностей соответствующего уровня.
Этапы управления учебной деятельностью учащихся можно представить в следующей последовательности:
1) мотивационный (включение субъектов в процесс познавательной активности и ее поддержание на всех этапах обучения);
2) ориентационной (принятие субъектом целей обучения, планирование действий, прогнозирование результатов);
3) содержательно-операционный (система знаний и средств учения предметной области)
4) ценностно-волевой (включая внимание, эмоциональную окрашенность действия);
5) оценочный (систематическое получение сведений об осуществлении действия на основе сопоставления результатов деятельности с задачей, которая выполняется).
По мнению психологов и педагогов, проблемы управления учебной деятельностью учащихся можно свести к проблемам целенаправленного мотивации их учебных потребностей, активизации учения. В исследованиях С.Л. Рубинштейна раскрыты вопросы мотивов как причины пробуждения мыслительной деятельности индивида.
Мотивы считают побудительной причиной действий и поступков человека, основу которых образуют внутренние причины - первичные (природные) и вторичные (материальные и духовные), в основном не обнаруживаются открыто. Мотивы возникают под влиянием внешних причин, стимулов. Один и тот же стимул может трансформироваться в различные мотивы и вызывать различные поступки. Среди стимулов, побуждающих школьников хорошо учиться, нет универсальных, поэтому учитель должен создавать мотивационное поле с учетом возрастных особенностей учащихся, их стремлений и интересов, специфики предметной области.
Под мотивационным полем понимаем совокупность ситуационных факторов, побуждающих формирование в учащихся положительного отношения к процессу обучения, стремление к выполнению умственной деятельности, формирование предметных компетенций. Основу такого поля формирует стиль работы учителя, проявляется в его профессиональной компетентности, педагогическом оптимизме, организаторских умениях.
Процесс управления учебной деятельностью учащихся на основе мотивации позволяет развивать у них устойчивые познавательные интересы, создавать положительные эмоции от результатов своего труда и направлять действия каждого школьника к достижению цели своей деятельности, самооценки и самосовершенствования.
Педагогическое управление образовательным процессом достигает своей цели в условиях целесообразного сочетания различных концепций организации обучения, адекватных, удачно отработанных методик, социально значимых мотивов этой деятельности с учетом индивидуальных характеристик мышления, памяти, интересов и способностей учащихся, тщательно подобранного содержания учебного предмета.
В процессе обучения необходимо организовать эффективную обратную связь на основе совершенствования оперативного контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности учащихся. При этом педагоги должны уделять внимание способам деятельности, поскольку главная задача обучения в общеобразовательных учебных заведениях заключается в формировании определенной совокупности знаний, умений и навыков у учащихся в образовательном процессе и повседневной жизни. Активизацию учебной деятельности школьников в процессе обучения целесообразно осуществлять на основе мотивации учебно-познавательной деятельности, применение приемов умственной деятельности и рефлексивных механизмов.
1.2 Пути повышения двигательной активности учеников
Современные требования к комплексному решению учебных и воспитательных задач работы по физическому воспитанию следует рассматривать как сложную, много направленную деятельность, обеспечивающую единство урочных и внеурочных форм воздействия на учащихся и являющуюся фактором развития и совершенствования их физического состояния и двигательных способностей.
Работа по физическому воспитанию должна быть направлена на решения следующих взаимосвязанных задач: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся; развитие и коррекцию физических и двигательных возможностей учащихся; совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, способов регуляции движений, применение их в различных по сложности условиях; формирование привычек здорового образа жизни, положительного отношения к физической культуре, мотивов и целей активной двигательной деятельности; содействие усвоению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта; развитие эмоциональной сферы, нравственных и волевых качеств, а также эстетическое воспитание расширение коммуникативных возможностей учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, играми и спортом; воспитания потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию готовности к труду и защите Отечества .
Установлено, что важным педагогическим условием успешного процесса физического воспитания учащихся является решение проблемы дифференциации, которая заключается в необходимости индивидуальной работы с детьми, особенно когда это касается дополнительных физических нагрузок в процессе кружковых, секционных и самостоятельных занятий. Дифференциация учащихся по уровню физической подготовленности с учетом функциональных показателей должно быть одним из принципов организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательном учреждении.
Актуальным является определение допустимых физических нагрузок различного характера при самостоятельных занятиях учеников физическими упражнениями. Ученики с различным уровнем физической подготовленности имеют неодинаковые возможности для повторного или многократного выполнения упражнений, способствующих общей физической подготовке и развития основных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, скорости, ловкости). В связи с этим при планировании физических нагрузок возникает вопрос, как долго выполнять то или иное упражнение. Дело в том, что малые нагрузки не дают желаемого эффекта, а большие – опасные для здоровья. Все это важно учесть при планировании физических нагрузок для учащихся, которые занимаются физическими упражнениями во внеурочное время, и особенно для тех, кто занимается самостоятельно.
Установлено, что основу физического воспитания составляет базовое содержание физической культуры, составными частями которого являются:
1. Теоретические и методические знания, направленные на формирование у детей привычек здорового образа жизни, творческое овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, самоопределения в выборе средств и форм занятий физической культурой и спортом.
2. Упражнения, способствующие общей физической подготовке учащихся: упражнения обще развивающего характера (с предметами и без них) упражнения на развитие силы, выносливости, скорости, гибкости, координационных способностей; упражнения, которые воздействуют на разные звенья опорно-двигательного аппарата и мышечные группы.
3. Упражнения, которые способствуют коррекции недостатков осанки, физического развития, развития функций опорно-двигательного аппарата.
4. Упражнения и процедуры, направленные на закаливание организма учащихся. Вариативная дифференцированная часть содержания внеклассной работы составляется с учетом индивидуальных возможностей детей, условий занятий, специализации учителя физической культуры и, самое главное, с учетом интересов учащихся .
Важным условием эффективности внеурочной работы является выбор форм занятий физическими упражнениями, адекватных функциональным и двигательным возможностям детей.
Теоретический анализ литературы, педагогические наблюдения, дают возможность выделить следующие основные формы работы:
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
2. Занятия в физкультурных кружках, спортивных секциях, группах ОФП, группах здоровья.
3. Общестроительные ученические физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: спортивные праздники, спартакиады, спортивные вечера.
4. Система самостоятельных занятий и домашних заданий по физической культуре.
5. Система гигиенических и закаливающих процедур.
6. Работа с родителями.
7. Туристическая работа.
Наиболее рациональные пути организации внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, позволяют разработать принципы, содержание, формы и методы ее проведения, которые дают возможность привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом максимальное количество учеников независимо от уровня их физической подготовленности, двигательных умений и навыков, состояния здоровья. Это в свою очередь способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению уровня физической подготовленности учащихся, уменьшению случаев нарушением дисциплины, повышению успеваемости.