Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В творчестве Б.Л. Пастернака цикл «Стихотворения Юрия Живаго», входящий в роман «Доктор Живаго», занимает особое место как в силу того, что данный цикл является уникальным экспериментом поэтическим Пастернака в рамках прозаического произведения, так и в силу того, что данный цикл ставится исследователями в один ряд, например, с «Сестрой моей – жизнью», являющейся вершиной творчества поэта .
Одним из основных свойств цикла «Стихотворения Юрия Живаго» исследователи называют его соотнесенность с прозаическими частями романа «Доктор Живаго», которым свойственны постоянные наложения, совмещения и соотнесения типов художественного повествования, различных пересечений и одновременных действий в разных пластах времени, ритмических и смысловых пластах.
В российском литературоведении цикл «Стихотворения Юрия Живаго» является достаточно широко исследованным, в частности, следует упомянуть работы таких авторов, В. Альфонсов, Д. Бак, А. Лавров, О. Лекманов, А. Лилеева, О. Синева, И. Смирнов, И. Суханова и многие другие, предоставившие важные наблюдения о специфике бытования поэтического текста цикла в составе романа, как прозаического целого. Особый интерес представляет также работа А.С. Власова, посвященная циклу, в которой подробно рассматривается каждое из стихотворений .
Выбранная тема является актуальной, так как интерес к «Стихотворениям Юрия Живаго» в российском литературоведении и пастернаковедении не исчерпан, исследования «последней главы романа» - цикла стихотворений – актуальны до сих пор, и данная работа призвана обобщить имеющиеся исследования.
Новина данной работы заключается в том, что на данный момент не существует работ, которые бы полноценно охватывали возможные источники и создавали обзорное видение разработки цикла «Стихотворения доктора Живаго» в современном литературоведении с точки зрения теории циклизации. В основном авторы сосредотачиваются на поэтике или смысловом содержании отдельных стихотворении, их соотнесенностью с главами романа или биографией автора.
Объект работы – роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Предмет работы – «Стихотворения Юрия Живаго» как цикл в романе «Доктор Живаго».
Целью анной работы является рассмотрение «Стихотворений Юрия Живаго» как цикла.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть особенности теории циклизации в современном литературоведении.
2) Выделить специфику цикла в исследованиях современных авторов.
3) Дать характеристику циклу «Стихотворения Юрия Живаго» как композиционному целому;
4) Выявить особенности данного цикла в контексте поэтической динамики и образа автора.
Методы исследования. В данной работе были использованы такие методы исследования, как анализ и обобщение наработанного материала – на материале исследований теоретического плана о циклизации в прозе и поэзии, о теории цикла и его особенностях, а также исследований романа «Доктор Живаго» и цикла «Стихотворения Юрия Живаго» как части романа и самостоятельного цикла стихотворений.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с циклизацией и понятием цикла.
Во второй главе работы «Стихотворения Юрия Живаго» рассматриваются как лирический цикл.
Список литературы состоит из 27 источников.
Глава 1. Теория циклизации в современном литературоведении
1.1. Разработка теории циклизации в литературоведении 20-го столетия
Современное литературоведение считает цикл явлением, берущим свое начало в предромантизме, однако, выводит наиболее активное его употребление в поэзии и прозе из второй половины 19 столетия.
По мнению М. Н. Дарвина и В.И, Тюпы, высказанном им в работе «Циклизация в лирическом творчестве Пушкина», циклизацию лирики можно проследить уже в конце 18 столетия. Авторы отмечают, что в работах А. Шлегеля можно найти указания на то, что цикл в лирике и прозе является последовательным воплощением в различных произведениях идеи, складывающейся в целое из кусочков, выраженных в частях цикла: «в циклической форме могут выступать такие явления, которые только благодаря предшествующему или последующему становятся полнозначными» .
Понятие циклизации дается в Литературной энциклопедии: «...это объединение нескольких самостоятельных произведений в особое целостное единство. Циклы можно обнаружить в литературе на всех этапах её развития» .
По мнению В.А. Сапогова, можно говорить о становлении циклизации в русской литературе только применительно к 40-50-м годам 19 столетия, а как таковое формирование полноценной циклизации в литературе автор связывает с поэзией Серебряного века, особенно А. Блока . Сапогов пишет, что «пристальное исследование структуры поэтических циклов, сравнение разных редакций сборников, изучение работы поэтов по составлению циклов открывают неожиданные, часто на первый взгляд не заметные аспекты содержания художественного произведения» .
Для уточнения понятия циклизации исследователи принципиально отделяют лирический цикл от простой подборки стихотворений по тематическому принципу, а также отделяют его от лирической поэмы, как многочастной формы.
По мнению Л.Е. Ляпиной, высказанному ею в работе «Проблема целостности лирического цикла», в случае сознательной циклизации лирики можно выделить следующие наиболее важные признаки циклизации лирических произведений:
«1. Авторская заданность композиции.
2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений.
3. Существование одного явно выраженного центра композиции лирического цикла.
4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле.
5. Лирический принцип изображения» .
По мнению Ляпиной циклизация заставляет смотреть на цикл лирических произведений, как особенную стихотворно-единую жанровую форму, которая создается автором сознательно «при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в целостность более высокого порядка и характеризующуюся перечисленными выше признаками» .
Изначально циклизация привлекала в качестве исследователей самих творцов цикла – поэтов. В трудах В. Гюго, Ш. Бодлера, Г. Гейне можно обнаружить зачаточный анализ возможностей циклического стихотворного образования; в России интерес к циклизации лирики проявляется в творчестве таких поэтов, как Н.П. Огарев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А. Григорьев. По мнению И.В. Фоменко, уже тогда, в 19 столетии поэты сами приходили к выводу, что стихотворения одного творца не могут иметь случайное соседство в книге, а имеют принципиальную связь, которая отражает так или иначе взаимосвязь между всеми его творениями и несут «зерно» авторского творчества, которое можно понять только из всего контекста его творчества в целом .
В конце 19-начале 20 столетий поэты Серебряного века осознали циклизацию как новое и принципиально необходимое для самовыражения поэта качество поэтического творчества, что привело к публикации множества циклов и книг стихов в самых разных вариантах такими поэтами, как В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, М. Волошин, Н. Гумилев.
Интересно, что сами поэты создавали критические и исследовательские статьи-эссе в начале сборников, в предисловиях, рецензиях, стремясь определить циклизацию, как необходимое свойство высказывания поэта .
Например, по мнению О.Г. Егоровой, А. Белый пытался определить суть лирической циклизации, выводя ее из самой природы творчества поэта . Белый считал, что циклизация в лирике – это совокупность всех результатов, полученных от творчества и восприятия в сознании поэта и его читателя. «Лирическое творчество - это органическое целое, и одной из форм этого целого наряду с отдельным стихотворением является другое органическое целое, вытекающее из первого, - лирический цикл» . Так, А. Белый утверждал, что стихотворение является только отрывком, который найдет свое место в цикле, что облегчит читателю понимание всего творчества поэта в целом . Подобного же мнения придерживался и В. Брюсов .
Это приводит исследователей О. Белоусову и О. Дашевскую к выводу, что «единство лирического цикла рассматривалось поэтами рубежа веков как целостность, равная «большому произведению», состоящему из отдельных частей или глав, в цикле - стихотворений. В творческой практике поэтов той поры встречались попытки прямого отождествления цикла с жанрами большой эпической или лироэпической формы. Таким образом, цикл как категория художественного творчества обретает свой терминологический статус на рубеже ХХ в. В это время понятия цикла и циклизации прочно входят в литературно-критическое сознание как категории художественного творчества. Под лирическим циклом стала подразумеваться такая совокупность взаимосвязанных между собой стихотворений, которая была способна воплотить целостный взгляд на мир («поэма души», «поэтическая идеология», «роман», «трактат» в стихах), выразить художественную волю автора» .
История осмысления циклизации в литературоведении – это история исследований в 20 столетии, о чем Л.Е. Ляпина пишет в другой своей книге, «Циклизация в русской литературе XIX века», где отмечает, что «только в ХХ веке циклизация была осмыслена как самостоятельная проблема, представляющая теоретико-литературный и историко-литературный интерес, причем в масштабах не только отечественной, но и мировой литературы» .
Изначально, согласно Л.Е. Ляпиной, исследователи обратились к изучению лирической циклизации, как наиболее распространенному в литературе явлению: в 1920-е-1930-е годы были написаны работы немецких и американских исследователей циклизации, которые рассматривали ее на материале циклов Шекспира, Новалиса, Гете, Рильке, и выводили структурные особенности циклов из этих произведений .
В российском литературоведении литературная циклизация стала особенно привлекательной для исследования в 1960-е годы, когда начался практический анализ творчества авторов Серебряного века, таких как А. Блок и В. Брюсов. Вплоть до конца 20 столетия литературоведами накапливался богатейший опыт по изучению циклов как в лирике, так и в прозе – изучались такие авторы, как Пушкин, Некрасов, Салтыкова-Щедрин, А.К.Толстой, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, что привело к пониманию циклизации как масштабной историко-литературной тенденции, а также вызвало к жизни теоретическое изучение принципов циклизации в литературоведении. Необходимо, на наш взгляд, упомянуть такие имена теоретиков циклизации, как А.С.Янушкевич, Ю.В.Лебедев, М.Н.Дарвин, И.В.Фоменко, Ф.Инграш, Р.Вроон.
1.2. Лирический цикл – специфика понятия
Современный этап изучения цикла и циклизации – это подробное изучение циклов в творчестве самых разных писателей и поэтов разных эпох, и это важный процесс, помогающий осмыслить специфику восприятия творцом своих произведений, их лейтмотивов, жанров и специфики существования образа лирического героя в них.
Однако, необходимо отметить, что до сих пор нет устоявшегося однозначного определения понятия «цикл».
По мнению Л.Е. Ляпиной, «Цикл - тип эстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельных произведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных одним автором и скомпонованных им в определенную последовательность» .
А.В. Михайлов отмечает, что понятие «цикл» складывается «в критический момент - на самом водоразделе между гетевской эстетикой и эстетикой позднейшей, психологической, психологизированной, вобравшей в себя романтические импульсы начала XIX века» .
Согласно мнению М. Дарвина, понятие цикла входит в обиход литературоведения в начале 20 столетия, когда в работах лингвиста и филолога А.Н. Веселовского впервые намечаются два основных пути разработки понятия «цикл» :
1) восприятие цикла как синонима любого единства в литературном произведении или в совокупности литературных произведений, что приводит к построению серьезного подхода к истории мировой литературы
2) восприятие цикла как принадлежности к одному объекту литературы, то есть, к объединенной и взаимосвязанной по различным признакам группе произведений одного автора. путь применения понятия «цикл» к одному объекту: группе взаимосвязанных между собой произведений одного поэта .
По мнению Л.Е. Ляпиной, необходимо разделить понятия йикла и циклизации, так как циклизация является вполне объективным процессом, который выводит цикл как один из типов художественного единства произведений, а сам цикл, по мнению Л.Е. Ляпиной, можно выделить в два основных типа:
1) изначально задуманный автором, как совокупность произведений;
2) сложившийся в результате переосмысления автором написанных ранее произведений, не связанных ранее в единое целое .
По мнению Н.Н. Старыгиной, можно утверждать, что существует три основных направления в понимании цикла. Старыгина пишет, что «большинство исследователей (Ю.В.Лебедев, В.Ф.Козьмин, А.С.Бушмин, Г.И.Соболевская) - рассматривают цикл как жанр (или «жанровое образование»). С.Е.Шаталов, А.В.Чичерин и другие изучают цикл как «наджанровое объединение». Многие ученые (А.Белецкий, Б.М.Эйхенбаум, У.Фохт, Г.М.Фридлендер, Ю.В.Лебедев и другие) считают, что цикл можно рассматривать как «художественную лабораторию новых жанров» .
По мнению И.В. Фоменко, высказанному им в работе «Поэтика лирического цикла», можно дать следующее определение понятия цикл: «Цикл в узком, терминологическом значении, (в противоположность «широкому значению - как синоним понятий «ряд», группа», «круг» произведений) - жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный признак которого - особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов» .
Расширяет понятие цикла в своих работах М. Дарвин, который вводит в литературоведение понятия первичного и вторичного циклов, опираясь на определение, данное Л.Е. Ляпиной выше .
К этому же разделению циклов на первичный и вторичный, по сути, склоняется и И.В. Фоменко, разделяя их в своей терминологии на авторский (сознательно объединенный автором в цикл) и читательский (или редакторский – то есть, изначально созданный искусственно, без объединяющего авторского замысла) .
По мнению Е. Хаева, можно разделить циклы на связанные и свободные:
1) связанный цикл характеризуется изначальным формированием от лица автора, при этом смысловая насыщенность сохраняется во всех произведениях цикла, и последовательность текстов принципиальна;
2) свободный цикл изначально автором не выстраивался, а тексты выстроены по принципу концентрического строения, то есть, имеются ключевые и периферийные тексты, и особое смысловое наполнение находится именно в ключевых .