Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной темой является отношение сознания человека к бытию, тема включенности индивида, который обладает сознанием, в структуру мира. Также эта тема возможности человеческого сознания и ответственности человека за свое сознание. Бытие человека всегда связано с сознанием. Так или иначе, нет бытия человека без сознания. Но также и реальность человека, его взаимодействие с окружающей средой – это более масштабная система, которая имеет сознание как особенное условие, способ вписывания индивида в целостную структуру бытия. Сознание – это важное условие человеческой деятельности, ее структурный элемент.
Итак, если базироваться на понимании реальности человека как целого, то вторичность сознания человека по отношению к бытию человека – это вторичность элемента по отношению к большей системе. Сознание формирует идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности. Но осуществление этих планов деятельности также и обнаруживает слои реальности, которые не были запланированы по плану. Открывается новая форма бытия, которая выходит за рамки базовых установок сознания. Значит, и человеческое бытие выходит за границы сознания как идеально составленного плана.
Тема сознания и религии всегда привлекала внимание философов, поскольку эта тема связана с определением места и роли индивида в мировом пространстве, особенностями его взаимоотношений с окружающей средой. Проблемы сознания связаны с установками любого направления философии.
Каждый вид общественного сознания может существовать в той или иной форме - научной, религиозной, художественной и т.п. Поэтому искусство, например, интерпретируется как форма общественного сознания в целом, независимо от того, какой вид общественного сознания оно оформляет.
Таким образом, из перечня «форм» общественного сознания, предложенного в последней систематической монографии на эту тему , собственно к формам относятся только искусство, наука, религия и философия, а мораль, политическое сознание и правосознание относятся к видам общественного сознания. Указанное различие между видами и формами общественного сознания эмпирически очевидно и интуитивно ясно. Но основания выделения именно форм общественного сознания фиксируются противоречиво.
Например, B.C. Барулин писал о том, что философия и религия являются мировоззрениями, хотя и различного типа . В данном случае он ассоциировал эти формы по общему объекту отображения - миру в целом. А науку он специфицировал по способу отражения действительности – теоретико-понятийному . Но наука также выступает мировоззрением. Да и признак теоретико-понятийного отражения не отличает науку от философии и теологии как теоретического уровня религиозного сознания.
Каждому историческому периоду соответствует свой тип мировоззрения и сознания, со своими ценностями и нормами. К примеру, в первобытном обществе социальными нормами являлись табу. Примитивным обществам присуще «прелогическое» сознание: их логика базируется на вере в мистическую связь субъекта с окружающим миром, на мистической сопричастности (или «партисипации») предметов, а не на формальном взаимодействии субъекта и предиката в суждении, как в аристотелевской логике, которой пользуется современный человек.
В Древней Греции преобладающим являлось мифологическое сознание. Магия развивалась в то время под воздействием восточных культур, находившихся в контакте с эллинскими народами. Практики чародейства, воспринятые, например, от Египетских носителей, приобретали в Греции собственную культуру. Уже в Микенскую под влиянием Египта, Киклад, Анатолии эпоху магия приобретает у греков широкое распространение в контексте верований (не отделяясь от религиозных практик). В классическую эпоху магия уже выходит за границы религии и приобретает запретный характер.
Целью данной работы является рассмотрение пантеона богов по Гомеру.
Задачи:
- описать сущность мифологического сознания в Древней Греции;
- рассмотреть образы богов в греческих мифах;
- проанализировать древнегреческий пантеон богов Гомера.
Объект исследования – мифологическое сознание Древней Греции. Предмет исследования – пантеон богов Гомера.
1 Мифология Эллады: специфика
1.1 Эволюция религии. Мифологическое сознание в Древней Греции
Формирование религии – это длительный процесс развития верований в пределах первобытной мифологии. Первый способ освоения мира – это мифологическое сознание.
Мифология формируется интеграцией мифов. Последний означает духовное воспроизведение действительности в виде повествования, сообщения, события или персонажи которого являются и признаются существующими объективно.
Мифология формируется стихийно, развитие ее происходит в условиях общинно-родового строя как итог коллективного творчества. Мифология осваивает пространство при помощи воображения и в форме наглядно-чувственных образов .
Общее в мифологии представлено как индивидуально-типическое. Миф интегрирует интеллектуальное, эмоциональное и волевое отношение к мировому пространству. Миф говорит об осмыслении, вчуствовании, волении. Миф воплощает себя в живописи, пении, танце, ритуале.
В мифологии человек не отличается от внешней природы. Сознание человека рассматривается вместе с коллективным. Нет отличий между образом и предметом, субъективным и объективным. То, что происходит в сознании, есть объективно происходящее в действительности.
Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табу представляет собой установление, которое состоит в строгом запрете действий по отношению к конкретным вещам, людям, явлениям. Если рассматривать с точки зрения табу, запретен и опасен неупорядоченный контакт между бытовым и священным. Как пример, это может быть запрет на прикосновение к вождю.
В. Вундт утверждал, что табу является самым древним неписаным моральным кодексом человечества. З. Фрейд говорил о том, что табу является по возрасту древнее богов. Также знаменитый психоаналитик утверждал, что феномены, которые сопровождают табу, очень похожи на симптомы невроза навязчивости. Эти феномены – немотивированность запретов, внутреннее принуждение к тому, чтобы эти запреты исполнялись, элемент переноса на других людей, церемонии ритуалы.
Э. Дюркгейм говорил о различии между мирским и священным – это различие являет собой камень религии, инициирует солидарность в группе.
Если рассматривать конкретные выражения в примитивных культурах, табу здесь тесно пересекается с тотемизмом. Связь табу и тотемизма касается, например, табу инцеста, которое выражается в экзогамии. Также примером может быть табу на убийство тотемного животного.
На сегодняшний день табу рассматривается как универсальный феномен, который присутствует в современном обществе и выполняет идентичные функции.
Слово «табу» происходит от полинезийского слова tábu (с ударением на первом слоге). В Полинезии данный термин характеризует понимание «запретное», и применимо к любым видам запретов. То есть в Полинезии данный термин может быть применим к этикету, приказам вождя и пр.
Предметы в мифологии – это носители определенных качеств. Поэтому персонажи мифов обладают определенными свойствами, но и одни и те же признаки присущи многим персонажам . Еще нет четко сформированных логических структур обоснования и доказательства. Язык отличается тем, что пока нет имен, которые бы выражали родовые понятия. Но существует большое количество слов, которые выражают определенный предмет и его свойства, стадии развития, разные точки восприятия.
Один и тот же предмет может иметь различные названия. Разные вещи и существа могут быть названы одним именем. Наблюдается частичная или полная идентификация разных предметов и существ. Характерна и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Барулин B.C. Социальная философия: учебник / Барулин B.C. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logicbooks.info/sites/default/files/barulin._socialnaya_filosofiya.pdf.
2) Введение в культурологию/Под ред. Е. В. Попова. – М., 2018.
3) Гесиод. Теогония / Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы, фрагменты. / вступ. ст. Ярхо В. Н., комм. Цыбенко О. П. и В. Н. Ярхо; пер. «Труды и дни», «Теогония» В. Вересаева, «Щит Геракла» и фрагментов Цыбенко О. П.; ред.коллегия: Ильинская Л. С., Немировский А. И., Цыбенко О. П., Ярхо В. Н.. - М.: Лабиринт, 2001. - С. 20-50.
4) Гомер. Илиада / Гомер. Илиада. Одиссея. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1967.
5) Гомер. Одиссея / Гомер. Илиада. Одиссея. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1967. - С. 419-710.
6) Гущин В. Р., Колобов А. В., Михалева А.В., Рязанова С. В. Традиционное политическое сознание: эволюция мифологем. Екатеринбург, 2005.
7) Кузьмина Т.А. Любовь как моральный принцип / Т.А. Кузьмина / Философия любви. Под ред. Д.П. Горского; сост. А.А. Ивин. Ч.1. – М.: Политиздат, 1990. - С.254-267.
8) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2018
9) Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Легенды, мифы. — М.: Эксмо, 2010. — 544 с.
10) Лесин Е. Легенды и мифы Древней Греции. — Санкт-Петербург: Красный матрос, 2009. — 59 с.
11) Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 1996.
12) Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
13) Немировский А. И. Мифы древности. Эллада. — М. : Лабиринт, 2000. — 412 с.
14) Общественное сознание и его формы / под бщ. ред. В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986
15) Петров А.В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в элинистическо-римский период. Спб.: РХГИ, 2003.
16) Соловьева В.С. Любовь как феномен власти / В.С. Соловьёва // Вопросы философии – 2010 - № 10 – С. 38 – 50.
17) The Homeric Hymns / Apostolos N. Athanassakis - JHU Press, 2004.