Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Консультативная психология является относительно новой областью деятельности, которая нацелена на изучение особенностей и закономерной процессов психологического консультирования. То, что сейчас является фундаментом психологического консультирования, сформировалось и стало развиваться, прежде всего, в рамках психотерапии и направлений психотерапии. В 1951 году на одной из американских конференций был введен термин «консультативная психология» с целью отделить консультирование от клинической отрасли.
На сегодняшний день консультативная практика реализует себя в любой области, где применимы знания по психологии: это управление, медицина, педагогика и образование, кадровая и менеджерская сферы. Консультативные модели взаимосвязаны с теоретической и практической направленностью – когнитивной, личностно-центрированной, к примеру. Рассматриваемая психология тесно переплетается с общей, социальной, клинической, возрастной психологией, с психологий личности, семьи .
Консультирование также относится к определенному виду социальной работы, когда специалист помогает своему клиенту понять сущность конкретной проблемы, предлагает разные способы выхода из этой ситуации. Кроме того, психологическое консультирование является видом профессиональной деятельности практического психолога, когда предполагается оказание психологической помощи в конкретных стрессовых ситуациях, в преодолении психологических затруднений. Психолог фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий клиента так, чтобы он мог жить более эффективно.
Прогноз успешности в консультативной деятельности связан с тем, что консультант всегда направлен на оказание помощи другим при помощи своих знаний.
Кроме того, следует отличать индивидуальное консультирование от группового. В последнем случае вопрос - в воздействии самой группы на участников – это основной инструмент консультанта в решении проблем клиента, но на поведение и установки участников в группе также влияет и поведение самого консультанта .
Жалоба клиента обязательно включает в себя следующие компоненты: неудовлетворенность и несостоятельность. Клиент выражает свою жалобу, делает запрос. Он не удовлетворен конкретным элементом, частью своей жизни. И он не удовлетворен тем, что не может сам справиться с этой проблемой. Запрос реальностью тогда, когда он вызывает отклик у терапевта и консультанта.
Дифференцируют некоторое количество подходов к практике психологического консультирования. Это, к примеру, психоаналитический, поведенческий подходы и др.
Целью данной работы является рассмотрение сущности психокинезиологии.
Задачи:
- рассмотреть сущность кинезиологии, предпосылки ее развития;
- описать специфику образовательной кинезиологии;
- проанализировать роль мышечного тестирования в психокинезиологии;
- описать применение ресурсов в кинезиологическом консультировании (на примере ресурсов отношений с матерью);
- изучить кинезиологический взгляд на современный танец;
- проанализировать трудности работы в психокинезологии.
Объектом исследования является кинезиология как метод работы. Предмет исследования – специфика реализации психокинезиологии на практике.
1 История появления психокинезиологии
1.1 Сущность кинезиологии и предпосылки ее развития
В современном обществе практически невозможно найти человека, который никогда бы не переживал стрессы. Постоянные напряжения на работе и дома, различные негативные эмоциональные состояния в процессе общения с окружающим миром создают проблемы в эмоциональном и физического здоровье. По мнению Ю. В. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-диагностических диагнозов» .
Одним из первых, кто дал определение стресса, был Ганс Селье (Канада, физиолог) . Он конкретизировал стресс как общность стереотипных, филогенетически неспецифических реакций организма, что подготавливают организм к физической активности, сопротивлению, борьбе или бегству. Стресс, по мнению Г. Селье, инициирует быстрое старение организма и возникновение многих болезней. В своих работах Г. Селье отмечал, что стресс представляет собой неспецифическую реакцию, поэтому не может быть его деления на виды в зависимости от модальности воздействия. И большая часть современных исследователей придерживается точки зрения на специфичность стресса, который возникает под влиянием разных причин.
Дифференцируют стресс острый и хронический. Пример с обливанием холодной водой в снегу – это острый стресс, продолжительность которого невелика. Острый стресс имеет специфику тренировки, поэтому рекомендован врачами.
Хронический стресс (например, длительное переохлаждение, постоянные эмоциональные переживания) приводит к истощению организма и способствует появлению заболеваний, которые называются болезнями адаптации. Стресс является адаптивной реакцией организма в ответ на действие сильного или длительно действующего раздражителя.
Стресс является причиной тяжелых заболеваний, которые являются частой причиной смерти людей в цивилизованных странах. Связано это с неодинаковым поведением современных людей. Стресс готовит организм к бегству или борьбе, что осуществлял первобытный человек в сложных ситуациях. Сегодня человек, который переживает стресс, часто находится в состоянии гиподинамии. Такое поведение обрушивает на организм вегетативные и гормональные изменения. Чтобы стресс выполнял свою адаптивную функцию, человек под влиянием сверхсильных раздражителей должен двигаться.
Под воздействием стресса в мышцах происходит избыточное напряжение, что приводит к мышечным зажимам, и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Через анализ результатов тестирования мышечного тонуса эти проявления поддаются диагностике.
Кинезиология как одно из направлений телесно-ориентированной терапии направлена на снятие этих зажимов и расслабление избыточного напряжения мышц.
Для начала рассмотрим, что представляет собой телесно-ориентированный анализ. Он как одно из направлений мировой психотерапии – это совокупность конкретных техник и стратегий для лечения психических расстройств при помощи работы с телом, проработки заблокированных в теле переживаний, чувств и эмоций. Это и анализ внутренних психологических индивидуальных конфликтов .
Сегодня существует достаточное число практических исследований на данную тематику, что позволяет сказать, что клинический и практический опыт этого анализа показывает прекрасную эффективность невербальных интервенционных психотерапевтических стратегий при телесной психопатологии. В телесно-ориентированном анализе присутствует релаксационный, саморегулирующий и вегетостабилизирующий эффект воздействия при помощи создания нового функционального состояния.
Телесно-ориентированный анализ становится методом выбора, если от проводимой ранее психотерапии у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством и пр. нет должного эффекта.
Рассматриваемый метод улучшает показатели нервно-психического напряжения, алекситимических проявлений, агрессивности, тревожности, невротических симптомов. В пограничной психиатрии телесно-ориентированный психоанализ рекомендован при донозологических, аффективных и невротических расстройствах. Истоки его находятся непосредственно в психоанализе. Современная телесно-ориентированная терапия включает в себя гуманистический подход.
Кинезиология представляет собой науку о движении человека .
Принципы данной науки были сформированы еще И. П. Павловым, получившим за свои исследования Нобелевскую премию. Ученый экспериментально доказал, что дисфункция органа при помощи нервной системы связывается с тонусом скелетных мышц .
Предпосылки для возникновения кинезиологии находятся еще в исследованиях антропологического характера. Племя Майя, к примеру, использовали простой способ тестирования мышц для определения качества питьевой воды в водоеме и пищи. Позже этот способ стал крайне популярным.
Сведения о мышечном тестировании есть в трактатах Древней Греции и Китая. Гиппократ для диагностики ранений у солдат применял также тестирование мышц. Врач Ж. Шарко и его ученик Бабинский применяли такое тестирование в медицине.
Супруги Кендалл создали систему мышечного теста для каждой мышцы тела, которая теперь применяется и сейчас.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Александров, Ю. В. Основы психофизиологии /Ю. В. Александров. — М., 1998.
2) Баттерворт Дж. Танец: теория и практика. Пер. с англ. Харьков, 2016
3) Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
4) Бояринцева, А. В. Образовательная кинезиология в образовательной организации: поиск баланса системы «интеллект-тело» /А. В. Бояринцева// Профилактика зависимостей. — 2015. — № 2. — С. 85-88
5) Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия: психологические модели. «Питер», 2012.
6) Бутома Б.Г., Аристова Т.А. Применение телесно-ориентированных методов психотерапии в комплексном лечении больных эндогенными психическими расстройствами / Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – №3 – С. 80-87.
7) Вайтсайд Д. Барометр поведения. М., 1999.
8) Вайтсайд, Д. Под кодом: Три в одном: пер. с англ. /Д. Вайтсайд, Г. Стокс, К. Каллоувей. — М.: Диалог-МГУ, 1996. — 135 с.
9) Грабаровская, Л. В. Образовательная кинезиология — технология успешного развития и обучения /Л. В. Грабаровская, О. А. Тимофеева// Приоритетные направления развития науки и образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2015. — С. 78–80.
10) Грэм М. Память крови: Автобиография. М., 2017.
11) Гунтер, Шмидт Введение в гипносистемную терапию и консультирование / Шмидт Гунтер. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. - 882 c.
12) Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011. С. 304-325.
13) Наранхо К. Характер и невроз. Интегративный взгляд. М., «Ганга», 2014.
14) Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2018. - 528 c.
15) Павлов, И. П. Полное собрание сочинений/И. П. Павлов. — М.: АН СССР, 1951–1954. — Т. 3.
16) Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: «Медгиз», 1960
17) Чобану И. Основы психотерапевтической кинезиологии. «Литтерра», 2012.
18) Krebs,Сh. A Revolutionary Way of Thinking /Сh. Krebs. — Australia, 1998.