Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной действительности, когда востребованными становятся люди, умеющие нестандартно мыслить, принимать решения, основанные на творческом подходе, роль школы заключается в том, чтобы подготовить детей к этой современной жизни. Именно поэтому важнейшей задачей современной школы является развитие творческих способностей у обучающихся. Этот процесс позволяет погрузиться во все этапы развития личности ребенка, пробуждает самостоятельность и инициативность принимаемых решений, помогает выработать привычку к свободному самовыражению, появляется уверенность в себе.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [21].
Так же, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется в метапредметных результатах освоение способов решения проблем творческого и поискового характера [21].
Начальная школа является основной и фундаментом образования. Именно в ней у ребенка зарождается умение учиться. Задача школы состоит не только в формировании знаний, умений и навыков – школа призвана научить детей мыслить творчески и действовать так, как того требует общество.
Проблема развития воображения не является новой. На этот вопрос концентрировали свое внимание педагоги всех времен, ведь считается, что значение процесса воображения в жизни человека, его деятельности, очень велико. Многие педагоги, психологи и другие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, Э.П. Торренс, Дж.П. Гилфорд и др.) отмечают важную роль развитого воображения в различных областях человеческой деятельности, например, такой как: художественной, литературной. А также в научном творчестве, и в других видах человеческой деятельности.
Неслучайно в трактовке воображения сталкиваемся как с полным отождествлением с другими функциями, такими как образное мышление, и отрицанием его специфики, так и с признанием его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера. Существование различных точек зрения на сущность одного и того же процесса говорит нам о необходимости дальнейшего исследования указанного феномена. Но пока психологи и педагоги могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях его формирования и связях с другими функциями.
Объектом исследования является процесс развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: система упражнений, обеспечивающих развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы позволила определить цель работы – изучить на теоретическом уровне особенности развития воображения, педагогические методы и приемы, которые будут способствовать его развитию.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Выяснить особенности детей младшего школьного возраста.
3. Разработать систему упражнений, направленных на развитие воображения младших школьников.
Методы исследования:
1)теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы;
2)исследование диагностических методик, направленных на развитие воображения у второклассников.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методологические основы развития воображения у детей младшего школьного возраста
1.1.Понятие о воображении и его видах в психолого-педагогической литературе
Рассмотрим понятие воображения с разных точек зрения, изучив различную психолого-педагогическую литературу.
Ключевский В.О. считал, что «воображение-это на то и воображение, чтобы восполнять действительность» [16].
Карл Маркс - немецкий философ, писал, что воображение - это великий дар, так много содействовавший развитию человечества [19].
С.Ю. Головин в своём словаре практического психолога даёт следующее определение воображения: «Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений» [13].
Воображение-это способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии [15].
А.Н. Леонтьев определяет воображение – «как познавательный процесс, имеющий в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые комбинации, до сих пор не встречались» [22]. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
А.В. Петровский считает воображение за психический процесс, отражающий действительность в специфической форме, например, в виде образов, идей и представлений, то есть объективно или субъективно новое. Данный процесс использует образы памяти, восприятия и приобретенных знаний. Под объективно новым понимается то, что этот результат воображения создается первоначально в обществе. Субъективно новое определяется новизной только для самого создателя, потому что в обществе субъективно новое уже имеет известность [10].
Процесс преобразования представлений – определяет А.Г. Маклаков воображение. Преобразуется реальная действительность и на основе её создаются новые представления [21].
Критичность воображения определяется по тому, в какой степени созданы человеком фантастические образы приближены к реальности. Критическим является такое представление, фантастические образы которого приближены к научному предвидению. Некритичным считается воображение человека, которое способно создавать только невыполнимые выдумки.
Воображение разделяют на несколько видов.
В частности, В.М. Козубовский классифицирует воображение на четыре типа: активное, пассивное, воссоздающее и творческое (Рис. 1.).
Рис. 1. Типы воображения
Под активным воображением понимается формирование образов по желанию субъекта, которые связаны с определенными нереализованными потребностями человека. Активное воображение направлено в будущее и имеет связь с волевым решением проблем творческих и личностных. Например, за активное воображение можно считать воображение художника, который придумывает проекты будущих работ, воображение архитектора, который создает новый стиль или тип здания. Так называемый метод «мозгового штурма» также может считаться активным воображением – следствие совокупности процессов воображения участников.
Пассивное же воображение, с точки зрения В.М. Козубовского, имеет спонтанное формирование образов. Кроме того, эти образы не предназначены для воплощения в жизнь. Простой пример проявления пассивного воображения – сновидения, а также гипнотическое и бредовое состояния. Данный вид воображения ориентирован на вытеснение негативных эмоция на психологическом уровне или сохранением положительных. Проще говоря – играет роль психологической самозащиты. Возникающее пассивное воображение компенсирует часть бытия человека, которое оказалось нереализованным по причинам нерешительности, противодействия и других причин [5]. Можно также сказать, что пассивное воображение, в большинстве случает, заменяет человеку необходимость действовать.
Репродуктивное воображение проявляется в ситуации воссоздания образа объекта, который реально существовал в прошлом словесно или на схеме, чертеже, эскизе. Например, фрагменты Бородинского сражения 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» можно воплотить в виде создания соответствующей панорамы. В качестве примера, из того же произведения, можно взять военного командира. Подготавливая наступление на врага, он постоянно использует данный тип воображения. Используя зрительное восприятие карты и репродуктивное воображение, он пытается воссоздать ход будущего боя. Второй пример – следователь. Прибывая на место преступления, необходимо воссоздать образ преступника и его порядок действий. Все эти данные в дальнейшем используются для гипотез раскрытия преступлений.
Продуктивное, то есть творческое воображение формирует те образы, которых нет в реальном мире, например, образ кентавра. Эти образы могут опираться на какие-то знания или жизненный опыт человека. На основе этих знаний в сознании человека будет формироваться модель будущего предмета. Трудность может возникнуть на этапе объединения данных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации/ О.В. Боровик – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. Пособие для студентов педвузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2003. - 480 с.
4. Ильенков, Э. В. Школа должна учить и мыслить [Текст] / Э.В. Ильенков.- М. : МПСИ, 2009. – 312 с.
5. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. - М. : Амалфея, 2006. – 368 с.
6. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. – М. : Наркомпрос, 1939. – 318 с.
7. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М. : МГУ, 1979. - 145 с.
8. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – М. : СПб.: Питер, 2001. – 364 с.
9. Минасян, Л.А. Развития пространственного воображения учащихся 9 10 Классов средней школы в процессе обучения геометрии: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02[Текст] / Минасян Лерлонт Амазович. Ереван, 1983. – 148с.
10. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. – М. :СПб.:,
11. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С Немов. – М. : Владос, 2008.
12. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова.- М.: Москва.: Юрайт, 2013.- 460 с.
13. Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: сборник материалов конференции [Текст] / сост. Зуева Т.П. Челябинск: ЧИППКРО, 2012. 340 с.
14. Петровский, А.В. История и теория психологии [Текст] / А.В Петровский, М.Г. Ярошевский.-М. : Феникс, 1996. -313 с.
15. Петровский, А.В. Роль фантазии в развитии личности [Текст] / А.В. Петровский.-М. : Знание, 1961. – 50 с.
16. Петровский, А.В. Фантазия и реальность [Текст] : / А.В. Петровский, М. Беркинблит. - М. : Издательство политической литературы, 1968. - 210 с.
17. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка [Текст]: Пособие для учителя / Н.И. Политова.– М.: Просвещение, 1984.-91 с.
18. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов
19. Реан, А.А. Психология детства [Текст] / А.А. Реан.-М.: Прайм- ЕВРО-Знак, 2003.-368 с.
20. Розет, И.М. Психология фантазии [Текст] / И.М. Розет. – М. : Университетское, 1991.-196 с.
21. Розет, И.М. Что надо знать о памяти [Текст] / И.М. Розет. – М. : Народная асвета, 1982. – 128 с.
22. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов. М. 1993,1999. 608 и 670с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.-М. : Питер, 2000 - 712 с.
24. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст] /Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей. –М. : Речь, 2002. – 694 с.
25. Самореализация потенциала личности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / сост. Казанцева Д.В. Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. 114 с.
26. Сапогова, Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М. : Тульский госуниверситет, 1996. 154 с.
27. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005.-460 с.
28. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2005. -46 с.
29. Сливаковская, А.С. Игра-это серьезно [Текст] / А.С. Сливаковская. - М. : Просвещение, 1981. – 144 с.
30. Смирнова, О. Е. Детская психология [Текст] / О.Е. Смирнова.– М. : Владос, 2008. — 366 с.
31. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М. : Феникс, 2000. – 672 с.
32. Субботина, Л.Ю. Как играть с ребёнком [Текст] / Л.Ю. Субботина.
33. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина.-М. : Академия развития,1996. - 240 с.
34. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
35. Торренс, Э.П. Исследование творческих способностей [Текст] / Э.П. Торренс.- 54 с.
36. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-М. : Владос, 1995.-291 с.
37. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский.- М. : С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1907. – 495 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [file:///C:/Users/Евген/Downloads/fgos_ru_nach.pdf%20(2).pdf] // В ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357. (дата обращения: 12.10.2020).
39. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, с. 363 405.
40. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 16 – 24. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (дата обращения 10.10.2020).