Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сознательно отобразить на снимке эмоции и характер человека можно только при наличии определенных знаний и опыта. Поэтому не случайно одним из самых сложных жанров фотоискусства профессионалы признают портретную съемку.
Портреты бывают студийными и бытовыми. Основное их отличие состоит в том, что люди на студийном портрете выглядят так, как они того хотят, а на бытовом -так, как смотрятся на самом деле. Способность балансировать на грани желаемого и действительного- основная сложность работы фотографа. Просто скопировать внешность- это лишь малая составляющая работы, необходимо правильно передать личность человека. В процессе воспроизводства индивидуального облика, фотограф должен раскрыть внутренний мир модели, максимально передать черты характера. Кроме того, надо учитывать, что каждый человек имеет собственное представление о том, как он должен выглядеть на снимке.
Главной задачей фотографа-портретиста с точки зрения искусства является способность рассказать зрителю о душе фотографируемого человека, о его внутреннем состоянии и о его эмоциональных переживаниях. В этом и проявляется талант и мастерство фотохудожника.
Всё вышеперечисленное показывает, что хорошим фотографом портретистом быть непросто, мало взять в руки фотоаппарат и поставить напротив себя человека. Для успешной работы в этом жанре нужно иметь обширные теоретические знания, включая историю развития портрета в различных направлениях изобразительного искусства, и технологию съёмочного процесса. И, конечно, применять знания на практике.
1.1 История зарождения фотографии, история зарождения жанра.
Лицо человека попало в центр внимания фотографии с самого ее зарождения. И этот интерес оказался взаимным. Людям на протяжении времени было интересно запечатлеть в вечности свое лицо, которое неизбежно изменится, рассмотреть его и сохранить для потомков.
После изобретения бромсеребряных пластинок делать портреты стало проще. Французский фотограф Феликс Надар стал настоящим пионером в разных жанрах фотографии, но остался в истории как великий портретист. Его портреты знаменитых современников — первая и важнейшая реальная связь с той эпохой.
Способностью фотографии сохранять приметы времени воспользовался немецкий фотограф Август Зандер. Он поставил перед собой и выполнил амбициозную задачу — создать коллективный портрет немецкой нации. Цикл «Люди XX века является первым масштабным социальным исследованием, в которой фотография стала инструментом. Зандер привнес в портрет документальное измерение.
Еще дальше в попытке избавиться от живописности в фотографии зашел Томас Руфф. В своем проекте «Portraits» он снимал безэмоциональные портреты, при этом сознательно устраняя триггеры, при помощи которых мы формируем представление о характере человека. Томас «обнулил» портрет и задал для зрителя новую систему восприятия отличий между человеческими лицами по средства создания технологии.
Самое понятие жанра восходит от старофранцузского выражения, означающего "воспроизводить что-либо черта в черту". Однако внешнее сходство не единственный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета предполагает не только передать внешнее сходство облика человека, но и отобразить его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил.
К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика.
В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском искусстве. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидесяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.
В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романтическая личность, разнообразная в своих проявлениях.
В 1860—1870-е гг. демократическое обновление русского искусства, становление реализма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его индивидуальных и типических черт. Это сочетание хорошо воплотил Н. Н. Ге, работая над образом Герцена.
Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возможность для разрешения световых, цветовых задач.
Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и монументальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.
Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному языку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом.
После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти получила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Нестеров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.
Неотъемлемую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ нового человека, отмеченного такими духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического портрета-типа; такие произведения, как "Председательница" Г. Г. Ряжского (1928), "Партизан" Н. И. Струнникова (1929), стали емкими символами эпохи социалистического переустройства общества.
Одной из значимых граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских государственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и искусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно проводимые в последние годы специальные выставки портрета.
В современном искусстве портрет сохраняет свою значимость и высокую степень актуальности