Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из основных характеристик публичной власти в традиционном понимании, без сомнения, является ее легитимность. При этом сам термин «легитимность» получил свое серьезное распространение не только в контексте социально-политических исследований, Однако и в рамках юриспруденции. При этом термин «легитимность» пришел на замену когда-то более традиционному для прикладных юридических исследований термину «легальность». Изменения произошли и в понимании самой категории «легитимность», в ней в большей степени стал преобладать не формально-юридический, а социально-политический и психологический аспекты.
Легитимность означает общественное признание чего-либо - действующего лица, политического института, процедуры или факта. В отличие от легальности как юридического оформления законности легитимность юридическими функциями не обладает. Она лишь оправдывает и объясняет политические решения, отражает согласие, политическое участие без принуждения, оправдывает действия властей.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с формой правления, политическим режимом и легитимностью власти.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, устанавливающие форму правления, политический режим и легитимность власти, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение формы правления, политического режима и легитимности власти в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть форму правления в РФ;
• Изучить политический режим в РФ;
• Исследовать организацию власти в РФ;
• Проанализировать легитимность власти в РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 Форма правления и политический режим в Российской Федерации
1.1 Форма правления в РФ
Действующая Конституция РФ закрепляет весьма специфичную форму правления Российской Федерации, в теории конституционного права называемую полупрезидентской республикой или республикой смешанного типа. Впервые данная форма правления была закреплена в действующей Конституции Франции 1958 г. и в принципе доказала свою эффективность в государственной практике Пятой республики. Во многом благодаря ей удалось справиться с кризисом французской государственности в 1960-х гг., когда это государство переживало далеко не лучшие времена, обусловленные крахом Франции как колониальной державы, военным мятежом в Алжире (так называемое «движение 13 мая»), мятежом на острове Корсике, аналогичным алжирскому, усилением антиправительственных выступлений внутри страны.
Российская Федерация в 1990-х гг. также переживала далеко не простые времена, во многом схожие с событиями во Франции 1960-х гг. И разработчики проекта Конституции РФ не могли не учитывать соответствующий французский опыт. В настоящее время уже можно констатировать, что во многом именно принятие Конституции РФ 1993 г. позволило стабилизировать общественно-политическую ситуацию в Российской Федерации.
«Полупрезидентская республика» как форма правления не получила большого распространения в государственном механизме современных государств. Как представляется, это происходит именно в силу специфики данной формы правления, предполагающей особое место главы государства в механизме государственной власти и весьма специфичный механизм реализации конституционного принципа разделения властей во взаимоотношениях органов государственной власти. В этом плане Российская Федерация исключением не является.
Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и в соответствии ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе. Полномочия и статус ГД определены в гл. 5 Конституции РФ. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, т.е. осуществляет свои полномочия непрерывно (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ).
1.2 Политический режим в РФ
Под политическим режимом понимается сложившийся в обществе порядок осуществления власти национальной элитой, сочетающий определенные методы, способы, приемы и средства воздействия на отношения между людьми. Власть осуществляется методами убеждения и принуждения, способами господства и влияния, диктаторскими и демократическими приемами, с помощью различных материальных средств, включая армию и полицию, сеть концлагерей.
Специфика политического режима заключается в том, что он определяет функциональные связи между обществом, государством и личностью. Она раскрывается во внешних признаках политического режима, в числе которых обычно называют:
- состав национальной элиты, осуществляющей политическую власть;
- легитимность политического режима;
- экономическую основу политической власти;
- характер национальной идеологии и способы ее выражения;
- соотношение различных социальных норм в системе регулирования властеотношений;
- юридическую и фактическую роль конституции и закона в иерархии нормативных правовых актов;
- единство или разделение политической власти;
- юридическую и фактическую роль политических институтов в государстве;
- степень участия граждан в осуществлении политической власти;
- реальный объем прав и свобод человека, личности и гражданина, а также наличие их гарантий;
- степень независимости суда;
- учет интересов меньшинств при принятии политических решений;
- положение средств массовой информации и прозрачности в деятельности органов государственной и муниципальной власти;
- наличие реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц страны, включая формальных лидеров национальной элиты;
- доминирование определенных методов, способов приемов и средств в механизме осуществления политической власти.
Определению и характеристике политического режима современной Российской Федерации ученые уделяют недостаточно внимания, а проблем в этой сфере возникает все больше с каждым годом. А.А. Кондрашев отмечает, что российские конституционалисты чаще всего уклоняются от определения того, к какому типу режима следует относить российский политический режим. По его мнению, в начале XXI в. российский политический режим превратился в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 10-П // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 1-П // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2012.
5. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 6.
6. Баранов П.П. Публичная власть и ее конституционная легитимность в современной России: доктрина и практика // Администратор суда. 2017. N 4. С. 5.
7. Вискулова В.В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 6. С. 17 - 20.
8. Государственная власть: парадигма, методология и типология: Монография. Ч. 2. М., 2013. С. 213.
9. Денисов С.А. Использование норм государственного (конституционного) права против оппозиции // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 18. С. 15 - 21.
10. Денисов С.А. Основные конституционные обязанности государства и их реализация // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 6. С. 12 - 19.
11. Денисов С.А. Реальное государственное право современной России: В 3 т. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. Т. 3. С. 191 - 218.
12. Кицай А.Ю. Частные и публичные юридические лица // Сибир. юрид. вестн. 2014. N 1. С. 36.
13. Кондрашев А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 21 - 32.
14. Кондрашев А.А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законодательных новаций и правоприменительной практики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 10 - 17.
15. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 81 – 116; С. 562 - 574.
16. Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда РФ 2013 - 2015 годов): одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23 июня 2016 г. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 16.10.2020).
17. Селихов Н.В. Организация верховной власти в России: вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. 2018. N 2. С. 24.
18. Филиппова Н.А. Представительство публичных интересов в федеративном государстве: особенности российской национальной модели. Екатеринбург, 2009. С. 29.
19. Филиппова Н.А. Публичное представительство: правовая природа, виды и формы // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отделения Рос. акад. наук. 2010. Вып. 10. С. 364.
20. Червинская А.П. К вопросу о соотношении понятий «парламентаризм» и «народное представительство» // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 6. С. 50 - 56.
21. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 115.