Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обоснование проблемы. В настоящее время государственная служба - центральное звено повышения эффективности и результативности системы государственного управления в различных государствах, так как от результатов деятельности государственных служащих, их компетентности и профессионализма зависит качество реализации государственных решений.
Государственная служба занимает очень важное место в обеспечении жизнедеятельности каждого государства. При этом крайне важно, чтобы государственная служба функционировала эффективно, а работа государственных служащих была результативной. В этой связи, аттестация государственных служащих позволит повысить эффективность деятельности всех органов государственной власти.
Степень изученности проблемы. Проблемам государственной службы, государственной кадровой политики, государственного управления государственной службой уделено значительное внимание в юридической литературе. Соответствующие вопросы освещаются в работах ученых в области административного права (А.П. Алехина, Г.В., Ю.Н Старилова, А.П. Карташова, А.С. Лобина, Д.Н. Бахрах, А.Ф. Ноздрачева и др.).
Вопросы проведения аттестации государственных служащих рассматриваются в трудах А.В. Мелехина, А.П. Санницкого, А.К, Шевцовой и др. Менее изученными являются правовые вопросы, касающиеся предмета оценки, формирования критериев, проблемы методов оценки и процедуры проведения аттестации гражданских служащих.
Объект исследования курсовой работы – государственный служащий.
Предмет исследования – аттестация государственных служащих.
Цель исследования – изучение зарубежного опыта аттестации государственных служащих. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты аттестации и особенностей ее проведения.
2. Раскрыть аттестацию государственных служащих в США и странах Европы;
3. Выявить аттестацию государственных служащих в странах Азии и СНГ.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы по проблеме работы, синтез, индукция и дедукция, системный, структурный методы.
Источники исследования. При написании работы применялись конституции и иные нормативно-правовые акты зарубежных государств.
Структура курсовой работы. Структура данной работы включает в себя введение, основную часть, состоящей из двух глав, заключение, библиографический список.
1. Теоретические аспекты аттестации государственного служащего
1.1. Понятие и статус государственного служащего
Базисом государственного аппарата страны являются государственные служащие, состав которых не признается однородным. Государственные служащие осуществляют свою трудовую деятельность в многообразных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, которая имеет государственный характер. Вся сложность трактовок понятие «государственный служащий» обуславливается различными социальными функциями, которые выполняют служащие и многообразием нормативно-правовых актов, которые регулируют отдельные виды службы.
В целом, понятие «государственный служащий» можно изучать, как в широком, так и в узком смыслах. С точки зрения первого подхода, государственный служащий – гражданин, который исполняет, согласно законам, обязанности по замещаемой им государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств бюджета. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.
В различных странах имеются различные трактовки понятия «государственный служащий». Так, в США «государственным служащим» или «служащим общественного сектора» в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти [21, с. 44]. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины «гражданская служба», «публичная служба», «правительственная служба» (government service) зачастую носят характер синонимов.
В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между «гражданской службой», охватывающей категорию профессионального несменяемого чиновничества, и «правительственной службой», под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе «системы добычи». На русский язык все эти термины переводятся как «государственная служба», и этот термин используется в отечественной литературе.
Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом. Во Франции понятие «государственные служащие» объединяет всех тех, кто служит в центральных и местных органах власти.
Выделим следующие аспекты анализа понятия «государственный служащий» [7, с. 28]:
1. Государственно-правовая точка зрения: государственный служащий является «слугой» государства, и который наделен полномочиями разного характера и значения;
2. Административно-правовая точка зрения: государственный служащий обладает властными, организационно-распорядительными полномочиями. Он представитель власти, который осуществляет юрисдикционные меры и полномочия и применяет административно-правовые санкции;
3. Уголовно-правовая точка зрения: государственный служащий является особым субъектом уголовной и административной ответственности.
Профессиональная деятельность служащего определяется в качестве сложной, обладающей многими функциями, а также содержащая в себе исполнительскую, управленческую составляющую, ориентированную на поддержание стабильности в обществе, внедрения инновационного подхода, связанная с принятием нестандартных решений.
Выделим признаки государственного служащего [23, с. 104]:
- наличие профессионального образования;
- владение государственным языком;
- выполнение обязанностей по должности;
- получение служебных задач денежного вознаграждение за работу за счет бюджетных средств;
- организационная и правовая обособленность.
Должность государственной службы рассматривается как особое самостоятельное образование, наравне со структурными и территориальными подразделениями государственного органа;
- должность государственной службы обладает первостепенным значением для замещающего ее лица, так как устанавливает полномочия, а также размер денежного содержания государственного служащего, размеры иных денежных выплат;
- государственные служащие не создают непосредственно материальных ценностей, но обеспечивают условия их нормального производства.
Таким образом, государственные служащие работают в интересах государства, исполняют волю государственных органов, которые оплачивают их труд. В целом, понятие «государственный служащий» можно изучать, как в широком, так и в узком смыслах. С точки зрения первого подхода, государственный служащий – гражданин, который исполняет, согласно законам, обязанности по замещаемой им государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств бюджета. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.
На сегодняшний день остается дискуссионным вопрос об административно-правовом статусе государственных служащих и его элементах.
В юридической литературе достаточно активно обсуждается правовая природа статуса государственных служащих.
Следует выделить разные подходы на восприятия «статуса» государственного служащего. Так, правовед Д.Н. Бахрах отмечает, что правовой статус государственных служащих определяется как «комплекс прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, которые законодательство установило для них» [9, с. 47].
По мнению Ю.А. Дмитриева, социально-правовой статус служащих содержит в себе «права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность, подразделяет правовой статус на [16, с. 29]:
- общий, который предусмотрен нормативно-правовыми актами того или иного государства;
- должностной, который возникает у служащего в результате замещения той или иной должности государственной службы;
- особый статус милитаризированных служащих».
По мнению А. А. Авдеева, административно — правовой статус служащего - «система предоставленных им прав и возложения на них обязанностей» [6, с. 13]. Другой подход следует отметить у А. С. Лобина, который полагает, что административно-правовой статус служащих рассматривается как правовой в государственном органе, в системе правоотношений и содержит права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных служащих» [14, с. 69].
М. Б. Смоленский отмечает, что в основе административно-правового статуса лежат восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии». Отметим, что административно-правовой статус государственных служащих характеризуется следующими аспектами [21, с. 59]:
1. права и обязанности служащих определены в рамках компетенции органов государственной власти, где служащие состоят;
2. деятельность служащих находится в подчинении осуществлению задач, которые возлагаются на тот или иной орган власти, носит официальный характер;
3. права и обязанности служащих обладают единством;
4. реализация служащими прав и обязанностей находится под гарантией существующей нормативно-правовой базы;
5. законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению;
6. государственные служащие вправе продвигаться по службе, то есть имеют право на служебную карьеру;
7. предусматриваются ограничения их общегражданских прав с целью результативности служебной деятельности;
8. для государственных служащих предусматриваются определенные льготы, а также достаточно высокая ответственность за совершенные ими правонарушения.
Государственный служащий имеет следующие группы прав, которые:
- обеспечивают уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
- ориентированы на исполнение обязанностей;
- содействуют усилению должностной активности.
Обязанности государственного служащего являются логичным продолжением его прав, и в совокупности с ними предполагают возможность сделать систему государственного управления более эффективной.
В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.
Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности.
Государственные служащие должны соблюдать установленные на законодательном уровне ограничения, запреты и требования к служебному поведению.
Таким образом, государственный служащий – ключевая фигура в системе государственного аппарата страны. Государственный служащий воспринимается как управленец, занимающий определенную государственную должность в государственном аппарате. Государственный служащий играет значительную роль в управлении страной, в регулировании социально-экономической и административно-политической жизни общества, в укреплении государственности и реформировании общества на основах демократии и права.
Государственные служащие задают направления развития государства. В силу значимости их профессиональной деятельности, важно уделять внимание их статусному составляющему. Основными элементами административно-правового статуса государственных служащих являются права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты, ответственность.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Закон Японии от 21 октября 1947 «О государственных служащих»
2. Закон от 14 июля 1953 года «О федеральных чиновниках»
3. Закон США «О реформе гражданской службы», 1978
4. Закон Франции от 13 июля 1983 г. «О правах и обязанностях чиновников»
5. Закон Киргизской Республики от 30 мая 2016 г. № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»
6. Авдеев, А.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / А.А. Авдеев. – М.: Лига, 2016. – 312 с.
7. Алехин, А.П. Административное право зарубежных стран: учебник [Текст] / А.П. Алехин. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2016. – 471 с.
8. Братановский, С.Н. Административное право. Общая часть: учебник [Текст] / С.Н. Братановский. - М.: Директ-Медиа, 2015. 921 с.
9. Бахрах, Д. Н. Административное право: Учебник для вузов [Текст] / Д.Н. Бахрах. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2017. – 654 с.
10. Ватель, А.Ю. Административно-правовое регулирование служебного поведения государственных служащих / А.Ю. Ватель // Государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 8. – С. 39-42.
11. Дмитриев, Ю.А. Административное право в зарубежных странах: Учебник для юридических вузов. − Система ГАРАНТ, 2015. – 287 с.
12. Карташов, А.П. Государственное право [Текст] / А.П. Карташов. – М.: Наука, 2017. – 687 с.
13. Ларькина, А.П. Административно-правовой статус государственных служащих / А.П. Ларькина // Юридический журнал. – 2016. - № 8. – С. 58-62.
14. Лобин, А.С. Административное право России / А.С. Лобин. М.: Наука, 2015. – 369 с.
15. Малько, А.В. Юридический энциклопедический словарь [Текст] /А.В. Малько. М.: Проспект, 2016. − 1136 с.
16. Мелехин, А.В. Административное право: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. – М.: Юстиция, 2016. – 258 с.
17. Набиев, В.В.О зарубежном опыте приема на службу и аттестации государственных служащих / В.В. Набиев // Elibrary. – 2019. - № 6. – С. 24-31.
18. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учеб. для подготовки государственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. М.: 2016. 381 с.
19. Санницкий, А.П. Государственный гражданский служащий и его статус [Текст] / А.П. Санницкий // Государственное и муниципальное управление. – 2015. № 5. – С. 25-29.
20. Севрюгин, К.В. Административная ответственность государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения / К.В. Севрюгин // Известия Байкальского государственного университета. – 2015. − № 4. – С. 18-24.
21. Смоленский, М.Б. Административное право: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 314 с.
22. Смоленцева, Э.Н. Особенности аттестации государственных служащих / Э.Н. Смоленцева // Государственное и муниципальное управление. – 2017. № 4. – С. 24-26.
23. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. − М.: Издательство НОРМА, 2016. – 214 с.
24. Турисбек, А.З. Понятия и классификация государственных должностей и государственных служащих / А.З. Турисбек // Государственное и муниципальное управление. – 2016. № 4. – С. 18-26.
25. Чернов, С.Н. Административное право. Часть I: учеб. пособие / С.Н. Чернов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2018. – 219 с.
26. Чистяков, И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Европе / И.А. Чистяков // Молодой ученый. − 2018. № 21. − С. 415-417.
27. Шевцова, А.К. Государственная служба в Северной Америке и ее особенности [Текст] / А.К. Шевцова // Наука. – 2017. № 6. – С. 16-18.
28. Шевцова, А.К. Государственный гражданский служащий [Текст] / А.К. Шевцова // Наука. – 2016. − № 8. – С. 29-36.