Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута проблема достижения современного качества образования, выражающегося в необходимости всестороннего развития личности. Приобретенные знания и умения выступают не заключительным этапом обучения, а средством самореализации. В настоящее время наблюдается колоссальный процентный рост детей с общим недоразвитием речи. Рассматриваемый вид речевого нарушения отмечается в большинстве случаев обследования детей.
У данной категории детей отмечается недостаточная сформированность графомоторных умений, которая объясняется незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. Изучая процесс выполнения графомоторной деятельности данного контингента воспитанников, отмечается неправильное положение руки, что зачастую связано с недоразвитой мелкой моторикой. Следовательно, в работах мы можем видеть грубые нарушения ориентировке на листе бумаги. Несоблюдение и выдерживание строки и нарушение в написание графических символов.
В научных трудах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной акцентируется внимание как раз то, что детям с общим недоразвитием речи свойственна задержка в развитие двигательной сферы. Следовательно, овладевание графомоторными умениями затруднен в связи с недостаточным уровнем развития двигательных навыков у данного контингента воспитанников. По мнению А.Н. Корнева центральным устройством данного нарушения становится неполноценость артикуляционного и пальцевого праксиса.
На сегодняшний день перед специалистами и родителями остро встает вопрос не только о преодолении, речевого нарушения, но и поиска наиболее эффективных психолого-педагогических условий, оказывающих всестороннее воздействие на ребенка, способствующие развитию и совершенствованию графомоторных умений.
В настоящее время снижение успеваемости отмечается у значительной части детей, имеющих недостаточный уровень сформированности графомоторных умений. Целесообразна своевременная коррекционная работа по развитию графомоторных умений у данного контингента воспитанников, имеющих трудности в обучении, что становится довольно актуальной.
При организации и планирование различных видов деятельности, учитывая возрастные особенности и вид нарушения, должна быть включена система специальных тренировочных упражнений, посредством чего возможно можно достичь отличных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: рассмотреть особенности графомоторных умений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития графомоторных умений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие графомоторных умений у детей младшего школьного возраста лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие графомоторных умений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема.
2. Провести анализ современных подходов в логопедической работе по формированию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Изучить особенности графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования явились: исследования и положения по изучению процесса развития графомоторных умений, которые опираются на:
- теорию о координации и уровневом построении движений, о сенсорных коррекциях движений (Н.А. Бернштейн, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер), теорию учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, Г.А. Суворова);
- деятельностный и личностный подходы к проектированию и реализации педагогического процесса в развитии графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи различными изобразительными средствами (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, О.И. Пекина, Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова, Л.Б. Дерягина, И.А. Лыкова, Л.А. Венгер).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Глава 1 Теоретические аспекты развития графомоторных умений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие графомоторных умений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема
Французский психолог Анри Валлон утверждал в своих трудах, что сенсомоторной основой психического развития ребенка являются координации, возникающие между глазом и рукой, слухом и голосом. Учеными доказано, что на самом деле важно взаимодействие слухового, зрительного, а также речедвигательных компонентов в процессе письменной деятельности, при которой активизируются глаз и рука. Сенсомоторная деятельность нацелена на взаимодействие между движением и определенными изменениями в разных сенсорных полях [6]. В своих исследованиях известные ученые Г.А. Литинский, Б.Г. Ананьева, Е.М. Горячева, М.В. Неймарк, М.Г. Бруксон и другие установили явление функциональной асимметрии в зрительно-пространственном и слуховопространственном различении, то есть установление явление ведущего глаза и ведущего уха. В ходе онтогенетического развития возникает процесс латерализации, который считается показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, то есть установление доминантной роли одного из полушарий. Установления латералиты, подходит к завершению к шести годам [21].
К семи годам у детей аналитическая зрелость мозговой коры ребенка недостаточно развита. Следовательно, при построении занятий задействованием мелкой группы мышц, учитывается и выдерживается длительность и нагрузка. Так как такого рода занятие утомительны для ребенка. Как утверждал известный ученый И.П. Павлов, человеческое преимущество в интеллектуальном развитии доступно развивая функции рук, тем самым стимулируя связанное с ним формирование речевых центров.
Совершенствуя функции рук, одновременно повышаем уровень организации функций полушарий головного мозга [31].
В образовательном процессе с данным контингентом воспитанников, требуется взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов, воздействующих на определенные участки головного мозга. Существенными предпосылками, деятельность которых предоставляет возможность овладение знаниями и умениями, становится сформированность двигательной сферы, достаточный уровень развития речевых компонентов и согласованность анализаторов.
Понятие «общее недоразвитие речи», в логопедии принято считать определенную форму речевой аномалии, которая представляет собой нарушение формирования всех компонентов речи. Структура дефекта может быть различна. Такой вид нарушения может наблюдаться и при дизартрии, алалии. Задержка формирования сохранных умственных способностей, при первичной речевой патологии, вызывает ряд сложностей в формировании речевого интеллекта. Отмечается недостаточное развитие сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы при недостаточной речевой деятельности. Наблюдается у данного контингента воспитанников недостаточная координация пальцев и кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Исследователями Института физиологии детей и подростков АПН РФ, А.В. Антаковой-Фоминой, М.И. Кольцовой, Е.И. Исениной, была подтверждена связь пальцевой моторики и функций речи. Ими установлено, что, если наблюдается отставание в развитие движений пальцев, следовательно, речи не будет соответствовать возрастной нормы [10].
Понимая, что графомоторные умения - это определенные привычные положения и движения пишущей руки. И правильно сформированные данные умения позволяют писать четко, разборчиво и быстро. То у данного контингента воспитанников, пальцы малоподвижны. У детей с данным видом нарушения, движения отличаются неточностью и несогласованностью. Как правило, при письме у данного контингента воспитанников отмечаются трудности по технике написания и грамотности. Им свойственен характерный почерк, в основном наблюдается слабый, или наоборот сильный нажим, буквы имеет неровный вид. У таких детей вызывает трудности при удержании ручки при письме [31]. Причиной вызванных трудностей удержания становится нарушение зрительного восприятия и, соответственно, пространственной ориентировки. Отмечаются также затруднения в запоминании образа букв, соблюдении строчки. У данного контингента воспитанников при графомоторной деятельности может наблюдаться зеркальное письмо. Часто встречающими ошибками, у данной категории воспитанников, считаются замена букв, которые оптически слабо различаемы. У такого контингента воспитанников наблюдаются трудности в звуко-буквенном анализе. Недостаточный уровень развития зрительного восприятия у детей с данным видом нарушения вызывает затруднение в уточнении буквенного образа, расположения предметов в пространстве. Несформированность мелкой моторики снижает точность и координорованность, в результате чего накладывает отпечаток на правильность написания графических символов, букв и цифр [16].
Разработанная система подготовки детей к школе основывается на целесообразном подборе определенных методов и приемов, дидактическом материале, специальных упражнений, в рациональном использование коррекционного воздействия, направленного на развитие графомоторных умений. Такое всестороннее воздействие должно способствовать развитию познавательной сферы воспитанников. У данного контингента воспитанников, особую важность имеет своевременная коррекция дефекта. Отсутствие коррекции у ребенка с таким видом нарушения спровоцирует целый ряд проблем в освоении навыков чтения и письма, что неизбежно повлечет такие нарушения как дислексия и дисграфия. Анализируя научные труды, специальную литературу позволяет установить целый ряд причин нарушений письма. Причиной становятся органические речевые расстройства у детей (А.Р. Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев). Некоторыми учеными доказана как причина и наследственная предрасположенность (Б. Хальгрен, М. Рудинеско), наследование качественной незрелости отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. М. Куцема и К. Лоная в результате своих исследований выявили значительный процент у детей с нарушениями чтения и письма несформированность мелкой моторики, недостаточность слухомоторной координации и чувства ритма [29].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 240 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд. / А.К Бондаренко. - М. : Просвещение, 2011. - 169 с.
3. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] : учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы / В.М. Букатов. - М. : Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта», 2011. - 45 с.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. 2013. - 123 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. - 859 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2012. - 170 с.
7. Галешникова, Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей [Текст] / Т.С. Галешникова // Дошкольная педагогика : Петербургский научнопрактический журнал. - 2009. - № 1. - С. 58-62
8. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12 - С. 29-34
9. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи [Текст] : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. - М. : Просвещение, 2011. - 254 с.
10. Озерецкого, Н.О. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Текст] / Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич. - М. : Просвещение, 2011. - 302 с.
11. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]: детская образовательная литература, языкознание / И.Н. Садовникова: - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. // URL: http://litlife.club/br/.
12. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика. [Текст] : Метод. Пособие / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2010. - 128 с.
13. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] : пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Альфа, 2013. - 103 с.
14. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / М.: Аркти, 2005. – 222с.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
16. Логопедия: Учеб. для пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. –М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
17. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой .-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с
18. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Учеб. пос. для студентов психол. факультетов высших учебных заведений. М., 2002.
19. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - М.: Просвещение, 1991 – 208 с.
20. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Ж. Логопед, № 2, 2004.
21. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Ж. Школьный логопед, №1 (10), 2006
22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
23. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
24. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. - 366 с.
25. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
26. Поваляева М.П. Справочник логопеда / М.П. Поваляева, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 445с.
27. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, – Мн.: Аверсев, 2006. – 128с.
28. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова, – М.: Аст, 2011. – 84с.
29. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников / Е. С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Мн. : Нар. асвета, 2008. – 62 c.
30. Соломатина Г.Н. Развитие речи детей с ОНР / Г.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия, – №3 (14). – 2005. с.43
31. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2002. – 317 с.
32. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2005. – 398 с.
33. Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.
34. Трошин О.В. Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
35. Федотова Л.А., Павловцева О.Н. Комплексная коррекция нарушений речи детей // Логопедия: теория и практика: Сборник материалов 7 Всероссийской научно практической конференции с международным участием / Сост. Н.А. Белая. – Архангельск: Типография №2, 2015. – С.216- 221.
36. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.