Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования интернет зависимости подростков обуславливается тем, что психологические факторы, способствующие формированию интернет зависимости в подростковом возрасте, определяются, с одной стороны, стабильным ростом количества подростков - пользователей Интернета, при этом регистрируется, что количество молодежи на просторах интернета растет с более высокой скоростью, чем число представителей иных возрастных групп. С другой стороны, все большее затруднение в социальном мире и процессах социального взаимодействия на сегодняшний день определяют дискуссионность вопроса касающегося социально-психологического исследования субъективного значения социальной неопределенности для личности и вопросов социальной адаптации в динамично трансформирующемся социуме
Расплывчатость социальных норм, множество сред общения и вариантов деятельности на просторах интернета делают его способ общения подходящим объектом для исследования психологических факторов в неясной среде в целом. Интернет удовлетворяет большое количество сознательных и подсознательных потребностей пользователей. Он включает в себя все, чем может быть увлечен пользователь. Это является еще одной причиной, объясняющей пристрастие к интернету. Интернет зависимость сопряжена с такой проблемой современности. В соответствии с данными последних исследований погружение в мир фантазий стал одной из общераспространенных моделей проведения сегодняшней молодежи в трудных жизненных ситуациях. Все разновидности деятельности, исполняемые с помощью интернета, такие как общение, познание или игра, обладают качеством завладевать человеком в полном объеме; они не оставляют ему ни времени, ни сил на реальную жизнь. Пребывание в сети наделяет человека возможностью ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир.
Целью исследования является всестороннее изучение интернет зависимости подростков.
Объектом исследования в курсовой работе выступает психологические особенности подростков.
Предметом исследования является интернет-зависимость подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что практически во всех учебных заведениях среди подростков присутствует группа учащихся, который относятся к группе риска интернет – зависимости. Интернет-зависимость оказывает отрицательное влияние личность подростка, это обусловлено тем, что в этом возрасте за достаточно небольшой период времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Задачи исследования:
исследовать теоретические особенности личностных характеристик подростков и интернет зависимости;
проанализировать личностные особенности подростков и риск развития интернет зависимости;
определить влияние интернет зависимости на личность подростка и её виды;
В курсовой работе были использованы эмпирический и теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Личностные особенности подростков и риск развития интернет зависимости
Подростковый период можно справедливо назвать временем эмоциональной нестабильности, который олицетворяет двойственность эмоций, их излишнюю глубину и продолжительность, а в том числе частую смену одной эмоции другой, что является фундаментом для разного рода эмоциональных расстройств. Самым не защищенным к воздействию из вне по мнению Н.С. Козловой и Е.Е. Чёрной является человек в кризисные периоды, которым считается подростковый возраст. То в какой именно обстановке находится личность в рассматриваемый период времени, будет в большинстве своем определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии. Именно поэтому тема интернет зависимости подростков вызывает оживленные дискуссии .
Вопросы интернет зависимости как отмечает Ю.В. Никитина стоят в настоящее время в обществе достаточно остро, в особенности данная проблема важна для подростков .
В большинстве случаев, дети знакомятся с компьютером еще в младшем школьном возрасте. Почти все они проходят стадию естественной увлеченности и в большинстве случаев практически все становятся в последующем обычными пользователями, но определенная часть детей, лишенная по каким-либо причинам широкого круга общения, с редкими дружескими отношениями и отсутствием эмоциональных привязанностей к кому-либо из окружения переходит на стадию интернет зависимости.
Е.В. Ковалева отмечает, что и без того не большой круг общения, по мере развития интернет-зависимости влечет за собой фактическую формальную изоляцию подростка. В большинстве случаев, подростки не отдавали себе отчет в то, что их увлечение различными компьютерными развлечениями стало чрезмерным. В результате обращаются за помощью родственники, которые случайно обнаружили проблемы с обучением в школе или институте. Тем не менее стоит отметить, что основная часть подростков большое количество времени посвящает различным чатам и форумам, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение, но в реальности это только ограничивает подростков - в общении, и свободе в целом, а в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать - только тогда возможно бороться с этим .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авазов К.Х. Влияние интернет-зависимости на личность подростка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-6. С. 71-74.
2. Авдеева Т.Г. Личностные особенности подростков с интернет-зависимостью // Альманах современной науки и образования. 206. № 3-1. С. 111-113.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. С. 39. (Москва: МожайскТерра, 2000, 431 с.)
4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4. С. 36.
5. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете. -М.: Можайск - Терра, 2000. - 431с.
6. Бабаева Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998. - № 19 (1). - С. 89 - 10
7. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: МожайскТерра, 2000, 431 с.)
8. Богданова В.В., Кидин А.В. Интернет-зависимость у детей и подростков // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. Сборник статей. ответственный редактор Г. В. Мысенко. Москва, 2015. С. 3-6.
9. Бондарович А. А. Личностные особенности подростков и риск развития компьютерной зависимости (результаты исследования) // Молодой ученый. 2015. № 19 (99). С. 328-330.
10. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. -№.25(1). - C. 90-100
11. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии / А. Е. Войскунский // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. М: Гендальф, 2002. - С. 235-250.
12. Ерчик И. Исследование влияния отношения к компьютерной интернет-зависимости у подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 6A. С. 152-157.
13. Каганская В.П. Факторы, способствующие формированию интернет-зависимости у подростков // Семья - территория психологической безопасности. Материалы Международной научно-практической конференции. Алгушаева В.Р., отв. редактор. 2018. С. 89-92
14. Ковалева Е.В. "Я - житель интернета": явление интернет-зависимости у детей и подростков // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 788-790.
15. Козлова Н. С. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 39-42.
16. Кухарчук А.М., Лях В.В., Макарова С.Г. Тесты для выбирающих профессию. Издательство: Современное Слово, 2005 г. – 288 с.
17. Латыпов И.Р., Давтян В.Г. Влияние интернет-зависимости на ценностные ориентации подростков // Студенческий. 2019. № 21-3 (65). С. 78-82.
18. Никитина Ю.В. Формирование интернет-зависимости у детей и подростков // Наука и образование в жизни современного общества. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 107-109.
19. О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних ULR: http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/185-kompyuternaya-zavisimost/2040-o-psixologicheskix-i-mediczinskix-aspektax-negativnogo-vliyaniya-kompyuternoj-zavisimosti-na-nesovershennoletnix?start=4 (дата обращения: 30.10.2020).
20. Обобзова Н.Н. ULR: https://banktestov.ru/test/7042 (дата обращения: 03.11.2020).
21. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки. ULR: https://impsi.ru/testy/oprosnik-agressivnosti-a-bassa-i-a-darki/ (дата обращения:02.11.2020).
22. Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета» ULR: https://psylist.net/praktikum/00121.htm (дата обращения: 02.11.2020).
23. Панкова Т.В., Сергеева Н.В. Исследование интернет-зависимости подростка // Современная педагогика. 2016. № 5 (18). С. 6.
24. Похлебаева А. Профилактика интернет-зависимости у подростков // Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Сборник научных трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л.В. Кашицыной. Саратов, 2019. С. 148-151.
25. Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. 2014. №20. С. 662-664.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с. (с. 52-55)
27. Смилянец Е.А., Колесников А.В. Проблема интернет зависимости у подростков // Государственное и муниципальное управление в современной России: проблемы и пути решения. Дни науки в мгпу. Ю. В. Гуськов, Ю. Н. Бодина, Е.Ю. Алексейчева, Ю.В. Ярмак Москва, 2019. С. 69-72.
28. Смирнов В. М., Малюченко Г. Н. Психологическая диагностика и коррекция медиапотребления. Саратов: Наука, 2011. 91 с.
29. Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности. ULR: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/48.html (дата обращения: 03.11.2020).
30. Сысоева Н.Ф. Интернет зависимость подростков // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2019. № 2. С. 100-103.
31. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. ULR: https://docviewer.yandex.ru/view/201020342/ (дата обращения: 03.11.2020).
32. Тест самооценки психических состояний Айзенка ULR: https://psytests.org/psystate/eyespsy.html (дата обращения: 30.10.2020).
33. Хуторянская Т.В., Петрова Л.Г., Нургалиева А.М. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 25.
34. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1. С.113-117.
35. Янг К. Тест интернет-зависимости ULR: http://cyberpsy.ru/tests/internet_addiction_test_young/ (дата обращения: 02.11.2020).
36. Янг К. Тест интернет-зависимости ULR: http://cyberpsy.ru/tests/internet_addiction_test_young/ (дата обращения: 02.11.2020).