Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека.
Спортивно – оздоровительный сервис – это сфера туризма, услуги и предложения которой, направлены на достижение максимального удовлетворения потребностей клиентов в спортивном, досуговом, культурном и физическом развитии [1].
Цель работы: расширить знания о современных физкультурно-оздоровительных технологиях.
Задачи работы:
– раскрыть понятие «спортивно-оздоровительный сервис»;
– охарактеризовать спортивно-оздоровительный сервис;
– выявить основные направления спортивно-оздоровительного сервиса;
– раскрыть спортивно-оздоровительный сервис в рамках сервисологии;
– описать функции спортивно-оздоровительного сервиса;
– изучить технология спортивно-оздоровительного сервиса.
Информационная база исследования: для написания данной работы были изучены и использованы научные труды следующих авторов: В.Г. Велединского, С.И. Росенко, М. И. Золотова, И.В.Степанова, так же были исследованы аналитические статьи по теме исследования, публикуемые в сети Интернет.
Методы исследования – анализ и систематизация специальной и методической литературы по теме исследования.
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА
1.1. Понятие «спортивно-оздоровительный сервис»
Согласно определению государственного стандарта, материальная услуга - это услуга для удовлетворения материальных и бытовых потребностей, а социокультурная услуга - это услуга для удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей и для поддержания нормальной жизни потребителя услуг. ГОСТ дает объяснение: социокультурная служба обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, умственное и физическое развитие человека, повышение профессиональных навыков и т. д.
Социальные и культурные услуги могут включать медицинские услуги, культурные услуги, туризм и образование. Таким образом, предоставление социальных и культурных услуг является социальной и культурной услугой. Другими словами, социокультурная услуга (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и использования социокультурных услуг: услуг для культуры, образования, здравоохранения, спорта и спорта, туризма. Социальные и культурные услуги (в более узком смысле слова) - это предоставление социальных и культурных услуг за плату на коммерческой основе, исходя из реального спроса.
Анализ положений Государственного стандарта также показывает, что подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в сфере «Физическая культура и спорт» (далее именуемые «Услуги по физической культуре и спорту»), конкретно относятся к социальным и культурным услугам [6].
Точно так же мы можем определить услугу физической культуры и спорта в более широком смысле как систему для создания, предоставления, потребления и предоставления услуг физической культуры и спорта на основе платежеспособного спроса - услуги физической культуры и спорта в более узком смысле.
Понятие «услуга» подробно проанализировано в курсе «служебная деятельность». Вспомним характеристики сервиса.
Сервис как социально-экономическое явление - это:
– специализированная поддержка (от специалиста или неспециалиста, но в определенной области: поддержание чистоты и т. д.);
– Удовлетворение человеческих потребностей, определяющих спрос конкретного потребителя на услуги;
– экономический товар, который может приносить прибыль;
– активность, последовательность действий, без конкретного предмета;
– работа, труд (оплачивается);
– товар с определенной стоимостью, ценой;
– выгода для потребителя, нематериальная по форме, нематериальная, проявляющаяся как выгода, полезность;
– завершенное, законченное действие или серия действий;
– посредник между субъектом (исполнителем) и потребителем услуги, результат их взаимодействия;
– единый процесс производства, предоставления и потребления услуг, который выражает его неотделимость от источника услуг;
– изменяющееся явление, качество которого непостоянно[3].
Как видим, эти особенности общие для всех сервисов, включая спорт и отдых. Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, необходимо учитывать:
– соответствовать конкретным потребностям;
– связанные с улучшением здоровья и физического развития человека;
– относятся к услугам физической культуры и спорта.
Давайте подробнее рассмотрим особенности спорта и здравоохранения.
Потребности, удовлетворяемые предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, характеризуют субъективную составляющую спортивно-оздоровительного сервиса: личностные ожидания, предпочтения человека, мотивацию обращения к физкультурно-спортивному отдыху. Под мотивом понимается осознанное побуждение, обуславливающее приобретение и потребление спортивно-оздоровительных услуг для удовлетворения совокупности специальных потребностей.
Обратимся теперь к понятию «услуги физической культуры и спорта». Разделение труда в непроизводственном секторе привело к появлению значительного разнообразия услуг в целом, и услуг физической культуры и спорта в частности.
В зависимости от того, как распределяется общественное потребление, различают бесплатные (занятия физкультурой в общеобразовательной школе и т.д.) и платные (занятия в коммерческом фитнес-центре, оздоровительном клубе и пр.).
По производственным причинам услуги по физической культуре и спорту могут быть коммерческими (с прибылью производителя) или некоммерческими (производитель выполняет социально важные функции, например, развитие физической культуры и спорта у детей и подростков, инвалидов, пожилых людей) [10].
В зависимости от формы потребления услуги физической культуры и спорта делятся на индивидуальные (самостоятельные занятия физкультурой и спортом или индивидуальные занятия под руководством инструктора) и массовые (групповые занятия и занятия спортом в секциях, клубах).
По причинам потребления существуют различия между персональными физкультурными и спортивными услугами (плавание в бассейне) и деловой деятельностью (аренда бассейна для корпоративных спортивных соревнований и пр.).
По типу потребности, для которой предназначены определенные услуги, их можно классифицировать:
– актуальные услуги по физической культуре и спорту (оказание услуг для разных целей, в разных организационных формах, платных или бесплатных и т. д.);
– зрелищность (личное присутствие на спортивных соревнованиях или телевидении и т. д.);
– Консультации (персональные советы по средствам, методам и формам физических упражнений, спорта, физиотерапии и др.);
– Образование (получение среднего или высшего профессионального образования и др.);
– дополнительное обучение (занятия в спортшколах, секциях и др.);
– Посреднические услуги (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, закупка оборудования для фитнес-клуба и др.);
– коммерческие услуги (спонсорство, лотерея и подобные мероприятия и т. д.) и др.[2]
По степени значимости для потребителя с точки зрения основных мотивов обращения к рассматриваемым услугам они делятся на:
– Базовые знания (активные физические упражнения и спорт, основанные на научно обоснованных методах, регламентированное время обучения под руководством профессионалов и т.д.);
– дополнительно (пассивный отдых с различными видами массажа, ванны и др.);
– Сопровождение (оказание помощи в виде специального питания, шкафчиков, парковки и т.д.).
Этот обзор позволяет нам утверждать, что услуги в области спорта и здоровья являются только частью физической культуры и спорта.
Услуги в сфере спорта и досуга обычно бывают платными, коммерческими, массовыми или индивидуальными. Это собственно услуги физкультуры и спорта; те, которые связаны с обеспечением физической активности и спортом для улучшения здоровья и физического развития в различных формах организации.
Это активные физические упражнения и занятия спортом по определенной программе, основанной на научно обоснованных методиках и регулирующей время тренировок под руководством специалистов. Услуги в области спорта и фитнеса могут включать в себя консультации, а также дополнительные и сопутствующие услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова К.Н., Лобанова Е.М., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в реализации туристского продукта в спортивно-оздоровительном сервисе // Современные научные исследования и инновации. 2018. – № 10. Ч. 1
2. Боярская, Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская; [науч. ред. В.Н.Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 – 120 с.
3. Васильева О.О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий / О.О. Васильева, И. Г. Филиппова // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. – 2013 – № 1 – С. 32–35.
4. Велединский В.Г. Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса / В.Г. Велединский, А.Н. Чудных; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.:, 2007. - 225 с.
5. Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник / В.Г. Велединский. - М.: КНОРУС, 2014. – 214с.
6. Губа, В.П. Лечебно-оздоровительный туризм. Учебник / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. - М.: Физическая культура, 2015. - 120 c.
7. Гукова, О.Н. Предпринимательство в сфере сервиса / О.Н. Гукова, А.М.Петрова. - М.: Форум, 2016. - 176 c.
8. Замятина, М.Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). – Казань: Бук, 2020. – С. 108-110
9. Котанс, А.Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма: учебное пособие / А.Я. Котанс. – 2-изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 384 с.
10. Неретина, Т.Г. Организация сервисной деятельности / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, 2019. - 825 c.
11. Павлова, Г.Ю. Сервисная деятельность. Учебное пособие / Г.Ю.Павлова. - М.: КноРус, 2016. - 176 c.
12. Скобликова, Т.В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта: от теории к практике / Т.В. Скобликова, В.Ю. Андреева, А.В. Скриплев // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 441-443.
13. Третьякова, Т.Н. Сервисная деятельность / Т.Н. Третьякова. - М.: Академия, 2019. - 304 c.
14. Хазова, С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта / С.А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – С. 637-641
15. Чукалина, Я.В. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / Я.В. Чукалина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). – 2016. – С. 130-134