Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подавляющее большинство авиакомпаний представляют собой крупные предприятия, которые, как правило, работают на рынке на протяжении нескольких десятилетий. Это обусловлено тем, что для столь крупного бизнеса нужны серьезные начальные инвестиции, тщательно продуманная организационная структура, а также ясное понимание того, как будет развиваться компания в условиях рыночной нестабильности. Иными словами, ведение такого рода бизнеса требует просчета каждого шага. А об успешности работы современной авиакомпании позволит судить уровень ее конкурентоспособности на международном рынке.
Несмотря на тот факт, что вход на рынок международных авиаперевозок имеет значительное количество барьеров, как например высокий уровень конкуренции, наличие авиапарка существуют и положительные стороны, такие как: развитая инфраструктура, международное сотрудничество, благодаря чему количество авиакомпаний постоянно возрастает. В настоящий момент именно рынок диктует размеры воздушных судов, а также количество авиарейсов.
Цель курсовой работы состоит в оценке положения компании методом экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты экспертной оценки;
- оценить положение компании на рынке с помощью экспертной оценки;
- разработать пути выхода ПАО «Аэрофлот» на новые рынки авиаперевозок: экспертная оценка.
Объект курсовой работы – ПАО «Аэрофлот».
Предмет исследования – использование экспертной оценки в деятельности ПАО «Аэрофлот».
Информационную базу исследования составили научные труды следующих исследователей: Ахмаевой А. Э., Ашавского Б.М. и других исследователей. Кроме того, при написании работы были использованы следующие источники информации:
- нормативно-правовые акты международных организаций и Российской Федерации;
- методические разработки и монографии по внешнеэкономической деятельности;
- финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот» за 2017-2019 гг.;
- данные Федеральной государственной службы статистики, касающиеся авиаперевозок;
- материалы сети Интернет, посвященные проблематике исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические аспекты экспертной оценки
1.1 Сущность экспертной оценки
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка специалиста-эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным [16, с. 38].
Однако в некоторых теоретических исследованиях это предположение подвергается сомнению. Например, предлагается разделить проблемы, для решения которых применяются экспертные оценки, на два класса. К первому классу относятся проблемы, которые достаточно хорошо обеспечены информацией и для которых можно использовать принцип «хорошего измерителя», считая эксперта хранителем большого объема информации, а групповое мнение экспертов - близким к истинному. Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости названных предположений недостаточно; экспертов нельзя рассматривать как «хороших измерителей», и необходимо осторожно подходить к обработке результатов экспертизы, поскольку в этом случае мнение одного (единичного) эксперта, больше внимания уделяющего исследованию малоизученной проблемы, может оказаться наиболее значимым, а при формальной обработке оно будет утрачено. В связи с этим к задачам второго класса в основном должна применяться качественная обработка результатов. Использование методов осреднения (справедливых для «хороших измерителей») в данном случае может привести к существенным ошибкам.
Следует обратить также внимание на то, что использование классического частотного подхода к оценке вероятности при организации проведения экспертных опросов бывает затруднительным, а иногда и невозможным. Поэтому в настоящее время ведутся исследования характера вероятности экспертной оценки, базирующиеся на теории, размытых множеств Заде, на представлении об экспертной оценке как степени подтверждения гипотезы или как вероятности достижения цели.
Сбор экспертной информации зависит от выбора метода экспертных оценок. Обычно для сбора экспертной информации составляют специальные документы, например, анкеты, утверждаемые соответствующими руководителями и затем рассылаемые экспертам.
Обработка экспертной информации осуществляется с помощью выбранного метода, как правило, с использованием вычислительной техники. Полученные в результате обработки данные анализируют и используют для решения задач анализа и синтеза систем управления.
Экспертные оценки используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития [13, с. 82]:
1) объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации;
2) в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта;
3) в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды;
4) при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках, (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение);
5) в случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей;
6) отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками;
7) в экстремальных ситуациях.
Задачи, решаемые в процессе экспертных оценок систем управления, можно разделить на две группы:
1) задачи синтеза новых систем управления и их оценки;
2) задачи анализа (измерения) существующих систем управления по выбранным показателям и критериям эффективности.
К задачам первой группы относятся: формирование облика создаваемой системы; прогнозирование технико-экономических показателей стадий ее жизненного цикла; обоснование основных направлений реорганизации социальной системы управления; выбор оптимальных или удовлетворительных способов действий и исходов с использованием создаваемой системы управления и др.
Некоторая часть экспертной информации, получаемая в ходе решения данных задач, носит качественный характер и формируется в виде сложных суждений в описательном виде. Однако задачи синтеза, решаемые с помощью экспертных оценок, могут носить количественный характер, и их решение будет связано с обоснованием многочисленных параметров создаваемой системы.
К задачам второй группы относятся все задачи оценивания существующих или создаваемых вариантов систем управления с помощью заданных показателей и критериев эффективности. Значительная часть экспертной информации, используемой при решении таких задач, носит количественный характер или имеет форму элементарных суждений и обрабатывается с использованием различных статистических методов.
1.2. Виды и методы экспертной оценки
Выделяют две группы экспертных оценок:
- индивидуальные оценки (основываются на использовании мнения независимых друг от друга отдельных экспертов);
- коллективные оценки (основываются на использовании только коллективного мнения экспертов).
Совместное (коллективное) мнение, безусловно, обладает наибольшей точностью, по сравнению с индивидуальным мнением каждого отдельного специалиста.
Этот метод применяется для получения количественных оценок и качественных характеристик и свойств.
Существует несколько методов экспертных оценок [11, с. 64]
- Метод ассоциаций. Этот метод основывается на изучении похожего по свойствам объекта с другим объектом.
- Метод парных (или бинарных) сравнений. Это метод основывается на том, что эксперт четко сопоставляет альтернативные варианты, из которых надо выбрать наиболее подходящие или предпочтительные.
- Метод векторов предпочтений. Это метод, при котором эксперт анализирует весь возможный набор альтернативных вариантов и выбирает наиболее предпочтительные из них.
- Метод фокальных объектов. Этот метод основывается на перенесении признаков случайно (рандомно) отобранных аналогов на исследуемый объект.
- Индивидуальный экспертный опрос. Это своего рода интервью или опрос в виде анализа экспертных оценок. Индивидуальный экспертный опрос подразумевает диалог между экспертом и заказчиком, в ходе которого заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые очень существенны для достижения программных целей.
- Под анализом экспертных оценок подразумевается, что эксперт заполняет индивидуально разработанный заказчиком формуляр, по результатам которого и производится всесторонний анализ проблемной ситуации, а также рассматриваются все возможные пути её решения. Эксперт выносит все свои соображения по данному вопросу в виде отдельного письменного документа.
- Метод средней точки. Это метод основывается на том, что в процессе экспертной оценки формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен, а другой, наоборот более предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена посередине, то есть между значений первой и второй альтернативы.
Выделяют несколько этапов:
- Ставится цель исследования.
- Выбирается форма исследования и определяется бюджет проекта.
- Подготовительный этап (в него включается процесс сбора всего необходимого: информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры и так далее).
- Тщательно подбираются компетентные эксперты.
- Проведение самой экспертизы.
- Проводится полный анализ результатов (то есть обрабатываются экспертные оценки).
- Подготавливается и составляется отчет с результатами экспертного оценивания.
Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.
Методы экспертных оценок основаны на использовании экспертной информации. Они помогают установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, выявить важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы.
Прогнозные экспертные оценки – они отражают индивидуальность суждения каждого из специалистов относительно эффективности, безопасности, расхода ресурсов, а также перспектив развития объекта [12, с. 90]. Основаны прогнозные экспертные оценки как правило на мобилизации профессионального опыта и интуиции экспертов.
Интуитивные (или экспертные) методы исследований используются для анализа и диагностики состояния, для последующего прогнозирования вариантов развития объектов (особенно в тех случаях, где объект не поддается предметному описанию или математической формализации.
Также интуитивные методы используются когда нет достаточной и достоверной статистики по характеристикам исследуемого объекта, или в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, например, рыночной среды или в экстремальных ситуациях.
Таким образом, экспертные оценки применяются на любом этапе исследования: в определении цели и задачи самого исследования, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации каких-либо процессов, событий или фактов, для обоснования адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т.д. Экспертные методы оценки применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3. Авиатранспортный маркетинг / Е.В. Костромина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 360 с.
4. Брусов, П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров) / П.Н. Брусов. – Москва: КноРус, 2017. – 337 с.
5. Бутакова, М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов / М.М. Бутакова. – Москва : КноРус, 2017. – 167 с.
6. Елисеев, Б. П. Воздушные перевозки / Б. П. Елисеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. — 424 с.
7. Жилкина, Ю.В. Мировая система метакорпораций в условиях глобализации мировой экономики / Ю.В. Жилкина // Вестник Российского университета дружбы и народов. – 2020. – №1. – С. 60-70.
8. Ильяшенко, В. В. Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок / В. В. Ильяшенко, А. В. Матвеева // Известия УрГЭУ. - 2019. - № 6 (38). - С. 142–147
9. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. проф. Б. Е. Одинцова и проф. А. Н. Романова. – М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 462 с.
10. Косолапова, М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова. – М.: Дашков и К, 2019. – 248 с.
11. Кузьмина, Т.И. Международный менеджмент. Управление в международных компаниях: Учебник / Т.И. Кузьмина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2019. – 240 с.
12. Лучко, М.Л. Конкурентные стратегии транснациональных компаний в 90-е гг. XX — начале XXI в.: учеб. / М. Л. Лучко. – М.: ТЕИС, 2019. – 256 c.
13. Матвейчук, Л.И. Международный маркетинг: учеб. / Л.И. Матвейчук; под. ред. А.А. Ильина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 362 c.
14. Пивоваров, С.Э. Международный менеджмент: учеб. / С. Э. Пивоваров. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Питер, 2020. - 576 с.
15. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – 10–е изд., перераб. и доп. / Е.Ф. Прокушев. – Москва : Юрайт, 2018. – 450 с.
16. Томпсон, А. Стратегический менеджмент / А. Томпсон, А. Стрикленд. – М. : Инфра-М, 2020. – 412 с.
17. Федюкин, В.К. Управление качеством производственных процессов: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. / В.К. Федюкин. – Москва: КНОРУС, 2019. – 232 с.
18. Шаховская, Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Л.С. Шаховская. – М.: КноРус, 2020. – 320 с.
19. Грузовые авиаперевозки между Европой и Китаем: динамика и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://index1520.com/upload/medialibrary/5e8/airtransportation_2020_03_18-_-RU.pdf (дата обращения: 31.10.2020).
20. Официальный сайт ПАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ (дата обращения: 31.10.2020).
21. Стратегия ПАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/company-overview/strategy/ (дата обращения: 31.10.2020).