Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобре¬тает общегосударственное значение. Органы местного самоуправления сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, но и являются важнейшим слагаемым в деле форми¬рования гражданского общества, составляют одну из основ демократического строя.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Понятно, что местное самоуправление направлено на решение задач местного значения. Причем одним из главных принципов реального функционирования местного самоуправления будет являться его самостоятельность. Для своего полноценного существования местное самоуправление должно обладать рядом признаков самостоятельности - территориального, организационно-правового и экономического характера.
Для большего понимания местного самоуправления нужно знать его правовую основу, т.е. то, на чём оно базируется. Необходимо также знать его основополагающие начала, т.е. принципы.
Объект исследования – общественные отношения и выработанные учеными-юристами теоретические положения, связанные с институтом местного самоуправления.
Предмет исследования – местное самоуправление в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучение местного самоуправления в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели работы определило ее приоритетные задачи:
1) Раскрыть понятие и принципы местного самоуправления;
2) Рассмотреть органы местного самоуправления и их полномочия;
3) Уточнить нормативно-правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации;
4) Определить проблемы местного самоуправления в Российской Федерации;
5) Выявить перспективы развития местного самоуправления в России.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы по проблеме, синтез, индукция и дедукция, системный, логический, нормативный методы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме изучения специфики организации местного самоуправления, в частности, О. Н. Панин, С. П. Попова, А. А. Тимофеева и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут служить основой для дальнейших разработок по данной тематике. Также материалы работы могут применяться в преподавании учебных курсов – «Муниципальное право», «Государственное и муниципальное управление» и пр.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников.
1.Теоретические аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации
1.1. Понятие и принципы местного самоуправления
Местное самоуправление (далее – МСУ) представляет собой достаточно самостоятельное явление жизни общества и является самостоятельным институтом гражданского общества. Местное самоуправление зародилось в довольно глубокой древности. Существовало МСУ как общинное самоуправление еще до государственно-организованного общества, а также в своем развитии прошло периоды античности, средних веков и нового времени. В настоящее время МСУ активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.
В настоящее время местное самоуправление является формой самоорганизации граждан. На территории местное самоуправление производится непосредственно населением, либо посредством выборных и иных органов с целью решения вопросов местного значения. Наделение муниципальных образований (далее – МО) статусом осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Изменение границ МО, а также их преобразование происходит по инициативе населения в соответствии с законом субъекта РФ, органов местного самоуправления, федеральных органов власти. МО одних видов входят в состав муниципальных образований иных. В гражданских правоотношениях МО взаимодействуют с разными участниками гражданских правоотношений – гражданами, юридическими лицами, Российской Федерацией и её субъектами [5].
В качестве основы модели местного самоуправления, которая заложена в ФЗ № 131, явилась концепция разграничения полномочий между всеми уровнями власти – федеральным, региональным и местным [5].
В этой связи, в качестве ключевых моментов модели местного самоуправления стали рассматриваться [16, с. 48]:
утверждение и закрепление принципов местной автономии. Федеральный уровень власти имеет право регламентации порядка решения определенных вопросов местного уровня власти;
новейшие принципы фискальной автономии МО, которые обладают такой особенностью, как выравнивание бюджетной обеспеченности;
возможность обеспечения контроля и надзора со стороны органов государственной власти за местными органами. В итоге формируется определенное содержание административно-территориального деления Российской Федерации в системе управления, где принимаемые решения органами власти производятся на базе полномочий соответствующих звеньев административно-территориальной структуры: субъект РФ и МО (рис. 2) [16, с. 51].
Регионы представляют собой средний (второй) уровень государственного управления РФ. МО являются третьим уровнем управления социально-экономического развития РФ.
Принципы местного самоуправления являются обусловленными природой МСУ коренными началами (идеями), которые лежат в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.
На сегодняшний день принципы МСУ в России служат предметом исследования достаточно большого круга ученых и практиков, таких как С. А. Авакьян [7], А. А. Тимофеева [22], В. Т. Батычко [8] и др.
Само понятие «принципов местного самоуправления» представлено в работах ученых в различных вариантах. Например, А. А. Тимофеева подразумевает под принципами местного самоуправления «основополагающие правовые идеи, выражающие всю суть местного самоуправления, отличительные черты и признаки» [22, с. 82].
По мнению В. Т. Батычко, принципы местного самоуправления являются «обусловленными природой местного самоуправления коренными началами, которые определяют положение органов МСУ, их статус, роль населения в принятии решений на местном уровне» [8, с. 38]. Необходимо отметить, что такие подходы идентичны по своему содержанию и выражают суть данной правовой категории.
По мнению Ю. А. Дмитриева, под принципами местного самоуправления понимают¬ся исходные идеи, коренные начала, выражающие главное и решающее в организации и деятельности населения, формируемых им органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» [12, с. 56].
С позиции А. Н. Костюкова, принципы местного самоуправления ключевые идеи и начала, которые находятся в основе организации и деятельности населения МО, органов МСУ, которые самостоятельно осуществляют управле¬ние местными делами [16, с. 44].
С.А. Авакьян под «общими принципами организации местного самоуправления» понимает «ос¬новополагающие требования, на базе которых выстраивается его система и деятельность» [7, с. 24].
Основополагающими принципами МСУ являются:
- принцип самостоятельности МСУ;
- сочетание представительной демократии с прямым волеизъявлением граждан (выражено в органической связи и взаимообусловленности реализации МСУ гражданами через референдум, выборы, иные формы);
- неподчиненность одного МО другому;
- обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в МО либо реализация полномочий сходом граждан;
- приоритетная роль представительных органов местного самоуправления;
- гласность деятельности;
- наличие местных бюджетов;
- гарантия со стороны государства минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения;
- гарантии и поддержка МСУ;
- принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местной власти с различными структурами [5].
Правовед А. С. Бондарь устанавливает принципы местного самоуправления, согласно статьям Конституции РФ, таким образом:
- самостоятельное решение вопросов МСУ населением закрепляется в статье 12 и 130 Конституции РФ;
- местное самоуправление обособлено и самостоятельно, что отражает статья 12 Конституции РФ;
- многообразие организационных форм местного самоуправления (статья 131);
- деятельность обеспечена материально-финансовыми ресурсами (статья 132);
- права на судебную защиту, статья 133 Конституции РФ;
- ответственность органов власти на местном уровне;
- принцип легитимности власти;
- открытость и гласность;
- соблюдение и применение местных обычаев и традиций при осуществлении местного самоуправления [9, с. 56].
Другие ученые предлагают классифицировать принципы местного самоуправления в зависимости от сфер регулирования. Соответственно, выделяют организационно-правовые и экономические принципы.
К организационно-правовым принципам относятся: самостоятельность решения вопросов местного значения населением; законодательное закрепление организационного обособления органов МСУ; законность; соблюдение прав и свобод человека и гражданина и пр.
К экономическим принципам относятся: муниципальная собственность приравнена к иным формам собственности; органы МСУ обладают полномочиями собственника по отношению к муниципальной собственности; вне зависимости от иных органов утверждают и исполняют местный бюджет; автономное установление местных налогов и сборов.
Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся на конституционные или общие и иные.
В настоящее время принципы местного самоуправления имеют следующие осо¬бенности:
- предопределяют построение местных органов власти;
- оказывают помощь в уяснении сущности и правовой природы МСУ;
- принципы − критерий оценки существующей системы МСУ;
- помогают сохранить преемственность в развитии институтов МСУ [11, с. 10].
В современное время муниципальное управление исполняет властные функции, общественную функцию, находится в прямой связи с жизнью местных жителей, является ключевым элементом в плане обеспечения благосостояния местного населения, оказания общественных услуг. Помимо всего прочего, муниципальное управление решает такую задачу, как формирование институтов, которые способствуют повышению темпов роста экономики, обеспечению их устойчивости, конкурентоспособности территорий, субъектов РФ и страны в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Европейская хартия местного самоуправления: принята в Страсбурге, 15 октября 1985 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. ст. 4466.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст. 4398.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ: [принят Государственной Думой 17 июля. 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.]: в ред. Федер. закона от 15 окт. 2020 г. № 327-ФЗ // Рос. газ. – 1998. – 6 июля; 2020. – 15 окт.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: [принят Государственной Думой 16 сент. 2003 г.: одобрен Советом Федерации 24 сент. 2003 г.]: в ред. Федер. закона от 20 июля 2020 г. № 241-ФЗ // Рос. газ. – 2003. – 6 окт.; 2020. – 16 июля.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 18. – Ст. 203.
7. Авакьян, С. А. Принципы местного самоуправления в России / С. А. Авакьян. – Москва: Кнорус, 2018. – 214 с.
8. Батычко, В. Т. Основы организации местного самоуправления в России / В.Т. Батычко. – Москва: Кнорус, 2018. – 274 с.
9. Бондарь, А. С. Государственное и муниципальное управления / А. С. Бондарь. – Москва: Лига, 2016. – 314 с.
10. Бугаев, К. Т. Формы и принципы местного самоуправления / К. Т. Бугаев // Воронежский университет: [сайт]. – URL: http://www.lawneed.ru/psens-254-4.html (дата обращения: 16.10.2020)
11. Бялкина, Т. М. Функционально-целевая характеристика местного самоуправления как основа определения его компетентности / Т. М. Белякина // Ведомости. – 2017. – № 1. – С. 8-16.
12. Дмитриев, Ю. А. Муниципальное право России / Ю. А. Дмитриев. – Москва: Наука, 2018. – 214 с.
13. Заседание Совета по развитию местного самоуправлении [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/9/62701 (дата обращения: 28.10.2020)
14. Кидяев В.А. О новом этапе развития местного самоуправления в России / В.А. Кидяев // Общероссийский журнал. Российская муниципальная практика. – 2020. – № 21. – С. 12-18.
15. Кирсанова, М.В. Местное самоуправление в РФ / М.В. Кирсанова. – М.: Инфра-М., 2020. – 210 с.
16. Костюков, А. Н. Муниципальное право как отрасль российского права. – Москва: Лига, 2017. – 217 с.
17. Панин, О. Н. Государственное и муниципальное управление/О.Н. Панин. – Москва: Лига, 2017. – 395 с.
18. Попова, С. П. Проблемы местного самоуправления / С. П. Попова // Киберленинка. – 2019. – № 4. – С. 36-44.
19. Симонян, Г. Н. К проблемам реализации принципа самостоятельности местного самоуправления / Г. Н. Симонян // Вестник международных научных конференций. − 2015. − № 4. − С. 103-108.
20. Соколов, А. В. Общая теория местного самоуправления/А.В. Соколов. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова М.А., 2018. – 325 с.
21. Таранов, А. А. Виды принципов местного самоуправления / А. А. Таранов. // Самарский государственный университет: [сайт]. – URL: https://articlekz.com/article/8461 (дата обращения: 16.10.2020)
22. Тимофеева, А. А. Особенности и виды принципов местного самоуправления / А. А. Тимофеева. – Калуга, 2018. – 141 с.
23. Титова, Т. В. Местное самоуправление и его организация / Т. В.Титова // Государственное и муниципальное управление. – 2016. –№ 8. – С. 26-34.
24. Харченко, Е. В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Е.В. Харченко. – Москва: КНОРУС, 2016. – 245 с.