Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Заинтересованность детей в процессе чтения и его воспитательный ас-пект являются неотъемлемыми частями гармоничного формирования ребенка как полноценной личности, а иллюстрация способствует зажиганию данного интереса. Иллюстрации позволяют приобщить ребенка к культуре, становятся этапом познавания мира и восприятия искусства, что обуславливает актуаль-ность исследования иллюстрации в детских книгах.
В эпоху главенства экономического интереса, преимущественное коли-чество иллюстраций создаются по принципу максимальной дешевизны, что приводит к резкому падению их качества.
Актуальным сегодня является вопрос, поднятый Натальей Кондрато-вой. В своей статье она задается вопросом: по какой причине дети больше не относятся с заботой к окружающей среде? По ее мнению, ответ на данный во-прос лежит в иллюстрациях к детским сказкам, в которых природа изобража-ется либо в качестве зла, либо на нее не делается акцент вовсе.
Данная ситуация еще раз доказывает, что иллюстрация оказывает влия-ние на формирование психики у детей, что обуславливает необходимость трепетного отношения к иллюстрированию детских книг.
Особое внимание иллюстрациям отводилось в 20 веке, в период укоре-нения книг в культуре человека, на данном этапе книга использовалась в ка-честве популяризатора искусства. А двадцать первый век характеризуется ак-тивным ростом технологий, вследствие чего, книги теряют свою ценность для младшего поколения, что является актуальной проблемой.
Современные иллюстрации характеризуются схематичным отображени-ем части сюжета без внесения философского или психологического содержа-ния и собственного стиля.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов измене-ния иллюстрации к детским книгам на примере иллюстраций на сказки Г.Х. Андерсена.
Глава 1. Значение иллюстрации в оформления книги
1.1 Понятие термина «Книжная иллюстрация»
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для пере-дачи знаний, она является частью культуры.
Книжную графику подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшения, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д. Иллюстрирование книги решает задачи образного раскрытия ли-тературного текста при помощи рисунков.
Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изоб-разительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рас-сказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произ-ведением. Ее назначение — “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем расска-зывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побу-дила автора написать книгу.
Книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации. Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций, их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Книжной ил-люстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, спосо-бом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски. Техни-ка печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.
Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изобра-жения расширить понимание текста, показать часть в границах целого или, наоборот, представить целое составляющими частями. Кроме того, иллю-страции способствуют формированию у читателя дополнительных пережива-ний, которые расширяют возможности воздействия книг на эмоциональную сферу личности.
Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века не-редко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.
Все элементы книжного оформления – и расположенные внутри книги, и внешние – создают целостное произведение искусства. Художник определя-ет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль ху-дожников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформ-ления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновре-менно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Специфическая особенность графики — преобладание рисунка над другими средствами выразительности. Рисунок — это освоение предмета со стороны его коренных свойств и основных черт, существующих в предмете при всех изменениях его видимости. Рисунок — это контур, то есть граница фигуры и предметов, изображенных на картине. Основное качество рисунка — выразительность в передаче формы, объема, конструкции предмета, строе-ния человеческий фигуры, ее движения, позы, жестов, мимики, пропорций, характерных и индивидуальных особенностей. Рисунок может быть изящным, тонким, тяжелым, грубым, может быть подробным или обобщенным, уравно-вешенным или свободным, но всегда выразительным. Основное выразитель-ное средство в рисунке — это линия. Применяются также штрихи, точки, пятна. Это зависит от характера образов. С помощью линий, штрихов переда-ется фактура предметов, шерсть зверей, настроение героев.
Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида ис-кусства (литературы) средствами и приемами другого (графики).
1.2 История и обзор иллюстрированной книги
Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Пер-воначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, поло-сах папируса и скручивались в свитки. В Месопотамии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существо-вал другой вид книги — полиптих. Это были скрепленные между собой ре-мешком деревянные дощечки — таблицы, покрытые воском, на которых про-царапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. Со II в. до н. э. начал применяться новый материал для письма — пергамент — особо выделанная кожа. А с XIII в. в Европе основ-ным писчим материалом становится бумага. Новые материалы для письма позволили создать и новый тип книги — кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрадь листов, сшитых вместе. Она вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения. Древнейшая из сохранившихся русских книг — «Остромирово евангелие» (1056—1057) —свидетельствует о высоком руко-писном искусстве русских мастеров.
Мастера рукописной книги стремились к гармоническому расположе-нию текста, иллюстраций, украшений. И уже тогда сложились основные фор-мы оформления книжной полосы — страницы.
С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драго-ценными камнями. Старинные русские переплеты такого типа назывались окладами.
С развитием книгопечатания меняется переплет книги. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям — предохраняет книгу.
Толстые, тяжелые, с медными застежками старые книги с черным крупным шрифтом с редкими вкраплениями красных строк, заставки с фанта-стическим растительным орнаментом, заглавия, написанные затейливой вя-зью,— все это доносит до нас аромат далекого прошлого, говорит о той большой любви, с которой в давние времена создавалась книга. И не случай-но художники всех времен участвовали в создании книги, рисуя для нее ил-люстрации, шрифты, украшения.
В XVIII—XIX вв. большинство книг печаталось без переплета; и толь-ко владелец книги мог заказать его по своему желанию. На переплетах того времени наряду с именем автора и названием книги часто ставились инициалы владельца. Переплет больше говорил о вкусах и состоянии последнего, чем о самой книге. Появление типографских переплетов и участие в их создании художников внесли новую черту в художественный образ книги.
История развития иллюстрации неотделима от развития книги. Извест-ны рисунки, сопровождающие текст «Книги мертвых», египетского папирус-ного свитка 1400 г. до н. э. Были иллюстрации и в древнейшей печатной книге (свитке) «Алмазная Сутра» (Китай, 868 г.).