Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Согласно современным требованиям ФГОС НОО в процессе реализации основной образовательной программы необходимо создавать условия благоприятного коммуникативно-личностного развития детей. В ходе реализации ключевой общешкольной деятельности в образовательной организации между детьми начинают устанавливаться конструктивные отношения. Это важный фактор их социализации. Конструктивные отношения формируют гуманные чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни.
Помимо этого, следует отметить важность реализации ключевой общешкольной деятельности в развитии самостоятельности учащихся. В последние годы развитие самостоятельности детей стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологии, что связано с совершенствованием инноваций. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с развитым самосознанием. Значительное место исследование развития самостоятельности детей занимают в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и др.
К настоящему времени отмечено, что самостоятельность активно развивается в различных направлениях общешкольной деятельности. Таким образом, тема данного исследования является актуальной и перспективной.
Возможности реализации ключевой общешкольной деятельности на современном этапе значительно разнообразились благодаря активному развитию интернет-технологий. В настоящее время использование интернета является посильным даже для младших школьников. При этом, как правило, учащиеся проявляют высокий познавательный интерес к гаджетам. Поэтому ключевая общешкольная деятельность также может быть организована дистанционно, что является актуальным в настоящее время в связи с распространением вируса COVID-19.
Объект исследования: формирование инициативности и самостоятельности школьников
Предмет исследования: формирование инициативности и самостоятельности детей младшего школьного возраста посредством организации ключевых общешкольных дел.
Цель работы: изучить и описать теоретические основы и опыт работы учителей начальной школы по формированию инициативности и самостоятельности детей младшего школьного возраста посредством организации ключевых общешкольных дел.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «инициативность», «самостоятельность» и особенности их формирования
2. Определить особенности развития самостоятельности учащихся начальных классов
3. Охарактеризовать особенности ключевых общешкольных дел как средства формирования самостоятельности и инициативности
4. Провести анализ педагогического опыта самарских педагогов в организации ключевых общешкольных дел
5. Разработать ключевое общешкольное дело, направленное на развитие инициативности и самостоятельности учащихся начальных классов
6. Разработать рекомендации для педагогов по организации ключевых общешкольных дел.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта.
Результаты проведённого исследования могут быть использованы в практике учителя, педагога дополнительного образования.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования инициативности и самостоятельности у школьников
1.1 Сущность понятий «инициативность», «самостоятельность», методы, средства, приёмы их формирования
Оценивая самостоятельность, авторы дают различные трактовки и критерии. С.Л. Рубинштейн [26, с.637] определяет самостоятельность субъекта как «способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения».
И.В. Крючкова охарактеризовала самостоятельность как нравственное качество, средством ее воспитания представляет бытовой труд. Самостоятельность рассматривается как способность к независимости, обладанием «инициативностью, решительностью». Автор отмечает, «рост самостоятельности идет по линии количественных изменений в деятельности детей от первой пробы сил в выполнении простейших заданий – к появлению целеустремленности [19, c. 173].
Е.А. Каратаева [16, с. 77] выделяет показатели самостоятельности:
-стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей,
-умение поставить цель деятельности, осуществить планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели-проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Б.В. Шапарь ввел понятие «автономность субъекта деятельности» и выделяет три типа самостоятельности: автономный, неопределенный, зависимый. «Автономные субъекты в выполнении деятельности самостоятельны, не нуждаются в посторонней помощи, целеустремленные, с развитой рефлексией и самоконтролем» [25, с. 305].
В.И. Андреев [2, с. 284] отмечает, что самостоятельность – это не сумма отдельных качеств, таких как инициативность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе, а определенная система, образующаяся из этих компонентов. В результате он выделяет аспекты самостоятельности:
- Эмоционально-мотивационный, выражается в выборе и предпочтении видов деятельности, «интересу к их содержанию, совершаемым действиям и результату, вовлеченности детей в выбранную деятельность». [2, с. 293]
- Волевой аспект – возможности ребенка сосредоточиться на деятельности, не отвлекаться на возможные помехи и добиваться результата.
- Деятельностный аспект – овладение ребенком элементарными представлениями и умениями, необходимыми для достижения цели, проявлением творчества при достижении цели.
Формирование самостоятельности детей младшего школьного возраста – актуальная проблема современной педагогики и психологии. В настоящее время исследователи под самостоятельностью детей дошкольного возраста понимают следующие умения и навыки:
1. Формирование инициативности; представление о себе как об обязательном субъекте деятельности;
2. Формирование умений выполнять повседневные действия без помощи взрослого;
3. Формирование осознанности действий при выполнении задания воспитателя;
4. Умение ориентироваться в новых условиях (ставить цель, планировать действия, прогнозировать результат, последовательно выполнять необходимые операции, оценивать полученный результат);
5. Формирование умений элементарного самоконтроля и самооценки;
А.Н. Леонтьев под самостоятельностью понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию [26, c. 83].
В настоящее время самостоятельность как психологическое явление ученые понимают по-разному. Ряд исследователей трактуют самостоятельность как совокупность факторов, которые направляют и поддерживают, иными словами, определяют поведение человека. Другие рассматривают самостоятельность как совокупность действий, еще одна группа специалистов определяют самостоятельность как импульс, который вызывает активность организма и определяет его направленность. Н.Д. Левитов трактует самостоятельность как психологическое состояние личности. Г.В. Бедулина говорит о самостоятельности как о многоплановом качестве личности, которое разными путями проявляется во всех жизненных ситуациях [7, с. 121]. О.А. Гребенникова рассматривает самостоятельность в качестве интегрального выражения многих интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, воли и направленности [12, c. 30].
В.А. Сластёнин утверждал, что самостоятельность - это способность выполнять действия любой степени сложности единолично, без помощи иных лиц. Также В.А. Сластёнин отмечает, что самостоятельность – это умение вовремя остановить или изменить направленность нежелательных действий [27, с. 213]. Г.М. Коджаспирова интерпретировал самостоятельность как повиновение поведения своим взглядам и принципам [17, с. 183].
Проанализировав различные содержательные подходы к понятию «самостоятельность» определим факторы, которые влияют на нее. Такими факторами являются:
1. Потребности;
2. Нравственный контроль;
3.Оценка внешней ситуации (в том числе и личности учителя);
4. Собственные возможности;
5. Условия достижения цели (отношение затрат усилий ко времени);
6. Оценка последствий поступка;
7. Собственное состояние в данный момент.
Помимо самостоятельности, в педагогике существует еще такое понятие как автономность. В связи с этим, следует отметить различие самостоятельности от автономности. Ряд ученых пришли к общему выводу, что автономностью является способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой деятельности: начиная, от установления цели, а также содержания и последовательности действий при обучении и заканчивая самой оценкой своего результата. Другие специалисты под понятием автономность подразумевают способность самостоятельно приобретать новые знания и совершенствовать навыки и умения [15, c. 27]. В целом, практически все методисты-практики приходят к выводу и определяют, что автономность — это относительная независимость и самостоятельность младшего школьника.
Исходя из этого мы можем сказать, что автономность не требует вмешательства педагогов, в то время как самостоятельность —это все равно зависимость от учителя и его методов. Так как именно педагог дает установку на самостоятельную работу учащимся, во время объяснения задачи.
При формировании самостоятельности младших школьников используются разнообразные методы, приёмы и средства.
Одним из актуальных методов является организация проектной деятельности. В настоящее время метод проектов является важным компонентом реализации ФГОС НОО, поскольку вызывает необходимость использования деятельностного подхода. При разработке проектов учащиеся самостоятельно планируют свою работу, прогнозируют результаты, осуществляют поиск информации. Также большое значение в формировании самостоятельности при включении младших школьников в проектную деятельность является ответственность за результаты [17, c, 122].
Следующим методом, который способствует формированию самостоятельности младших школьников, является реализация проблемного обучения. Постановка учебной проблемы перед школьником требует от него самостоятельных рассуждений, принятия решения на основе собственного мнения.
Включение учащихся в соревновательную ситуацию на уроке также является действенным методом формирования самостоятельности. При этом большое значение имеет самостоятельная подготовка школьников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям [5, c. 18].
Групповая форма обучения тоже способствует развитию самостоятельности и инициативности учащихся. Использование групповых форм развивает познавательную активность и творческую самостоятельность; изменяет способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.
Развитие самостоятельности младших школьников обеспечивается использованием следующих приёмов:
- приём «найди ошибку» (учащиеся получают задание найти в тексте ошибки и устранить их)
- приём «помощник» (педагог просит ученика на время стать его помощником в педагогическом процессе)
- приём «выбор варианта», или дифференцированный подход (учащийся самостоятельно выбирает сложность задания, руководствуясь собственными знаниями и опытом)
- приём «вопросы» (учащиеся составляют вопросы к изучаемому материалу) [10, c. 62].
Важное значение для формирования самостоятельности младших школьников имеет выбор средств. В качестве средств развития самостоятельности могут выступить создание интеллект-карт, моделей, буклетов, презентаций и т.п. [17, c. 121]
Таким образом, самостоятельность младших школьников является значимым компонентом образовательного процесса. При этом существует множество методов, приёмов и средств её развития, выбор которых зависит от возрастных и индивидуальных способностей учащихся, а также от компетенции педагога.
1.2 Особенности формирования инициативности и самостоятельности младших школьников
Начальная ступень образования является одним из важных периодов в становлении личности, и в дальнейшем ее развитии. Именно в младшем школьном возрасте ребенок лучше всего поддается воспитанию и развитию личностных качеств, в том числе и самостоятельности. В это время дети являются более открытыми, восприимчивыми и любознательными, поэтому одним из самых главных аспектов в воспитании учащихся начальной школы является развитие познавательной самостоятельности учащихся, вследствие чего у учащихся повысится интерес к изучаемому предмету и в целом к окружающему их миру, повысится мотивация изучать и знать больше, решать любую учебную и жизненную проблему самостоятельно, поможет обрести умение контролировать свои действия, вовремя понять и остановиться, если что-то идет не так как должно, пересмотреть свою точку зрения, и вновь начать проблему полностью ее осмыслив. Именно такие люди нужны нынешнему обществу, поэтому очень важно развивать познавательную самостоятельность с самых первых лет осознанного обучения.
Познавательная самостоятельность в условиях реализации требований ФГОС НОО отмечает такие качества в портрете выпускника начальной школы как владение основами умениями учиться, способность к организации собственной деятельности, активное и заинтересованное познание мира и любознательность [11, c. 184]. Все эти качества характеризуют учащегося как самостоятельную личность, способную самостоятельно добывать и использовать информацию. Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования технологии образовательного процесса, определения условий улучшения качества образования, среди которых обозначают формирование и развитие самостоятельности обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Ассоциация учителей начальных классов Самаркой области [Электронный ресурс]- URL: https://vk.com/nachalkasam
4. Байбородова, Л.В. Общешкольные ключевые дела как комплексное средство организации внеурочной деятельности сельских школьников // Опыт региональной инновационной площадки / Под редакцией Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2013. – С. 137 - 141
5. Баландина, Е.Г. Организация работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях модернизации системы образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». – Самара, 2016. - С. 89 – 93.
6. Барова, С.Ю. Авторская психологическая игра «Маяк» // Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции 14 – 14 ноября 2018 года. – Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр». - С. 39 – 43.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
9. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
11. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
12. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
13. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009. — 434 с.
16. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
19. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
20. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
21. Куликов, Л.В. Методические рекомендации по проведению психологического исследования.- СПб, Речь. - 2001. – 188 с.
22. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
23. Морозова, Т.Н. К вопросу об организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС НОО // Современное образование: гипотезы и апробация результатов. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». – Самара, 2016.- С. 122 - 126
24. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413.
25. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
27. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
28. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
29. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
30. Субботин, В.М. Ключевые общешкольные дела // ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули). Сер. "Примерная программа воспитания" Москва, 2020. С. 54-56.
31. Тараторкина, С.В. и др. Ключевые общешкольные дела // ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули). Сер. "Примерная программа воспитания" Москва, 2020. С. 57-62.
32. Шустова, И.Ю. Модуль «Ключевые общешкольные дела» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 1 (67). С. 78-87.